1 курс магистратуры, программа «Театральное образование», направление - «педагогическое образование». Факультет философии человека. РГПУ им. А.И. Герцена.
Тема диссертации: Использование выразительных средств перформанса в театрально-постановочной работе.
1. Авангард - поставангард, модернизм - постмодернизм: проблемы методологии. Материалы круглого стола// Вопросы искусствознания. -1995.-№ 1-2.
2. Арто А. Театр и его Двойник: Манифесты. Драматургия. Лекции. Философия театра. М.: Симпозиум, 2000
3. Архив современного искусства: в интервью и диалогах. №1. М.: Институт современного искусства. М.: Российский Институт культурологии, 1997.
4. Бартошевич А.В. Питер Брук и другие. Движение к "всемирности" : О процессе становления мировой театральной целостности / А.В. Бартошевич // Западное искусство 20 век. - СПб, 2001. - С. 89-100
5. Бачелис, Т. И. Пространственное мышление в театре 20 века / Т.И. Бачелис // На грани тысячелетий. - Москва, 1994. - С. 90-138.
6. Бродская Г. Алексеев — Станиславский, Чехов и другие: Вишневосадская эпопея. — В 2 т. М.: Аграф, 2000.
7. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976.
8. Бутрова, Т. В. В театрах Америки. На перекрестке традиции и авангарда / Т.В. Бутрова . // Западное искусство 20 век. ‒ М., 1991. ‒ С . 113-145.
9. Бутрова, Т. В. Ли Страсберг. Опыт портрета / Т.В. Бутрова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 74-88.
10. Бутрова, Т. В. От Системы к Методу: От системы Станиславского к методу Страсберга / Т.В. Бутрова // Западное искусство 20 век. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 328-349. - Библиогр.: с. 348-349.
11. Бушуева, С. К. "Конец века" в итальянском театре: О некоторых аспектах театр. жизни 1990-х г. / С.К. Бушуева // Западное искусство, 20 век. - Санкт-Петербург, 1999. - С. 173-193.
12. Воинова 3. Хэппенинг и его теоретики. В сб.: Современное буржуазное искусство.Критика и размышления. - М., 1975.
13. Гачев Г. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968.
14. Гельман М. Интервенция искусства. В сб. Культурные герои XXI века, или В поисках золушки. М.: GIF, 1999.
15. Дебор Ги. Общество спектакля. М.: Издательство «Логос», 2000.
16. Деготь Е. Русское искусство XX века. М.: Трилистник, 2000.
17. Дианова В. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб.: Издательство «Петрополис», 2000.
18. Евреинов Н. Н. Демон театральности / Сост., общ. ред. и комм. А. Ю. Зубковаи В. И. Максимова. М.; СПб.: Летний сад, 2002. - 535 с.
19. Зингерман, Б. И. Человек в меняющемся мире. Заметки на темы театра 20 в : Параллели и различия советской и западной театральной культуры / Б.И. Зингерман // Западное искусство 20 век. - СПб, 2001. - С. 51-88.
20. Ильин И. Постмодернизм: от истоков до конца столетия. М.: Интрада, 1998.
21. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996.
22. Как всегда об авангарде. М.: ГИТИС, 1992.
23. Клусзински Р.В. Интерактивность и проблемы коммуникации в контексте философии деконструктивизма// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
24. Кузнецов М. От перформативности к виртуальной реальности и Vice Versa// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
25. Левашов В. Концепт медиа-топии// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
26. Макарова, Г. В. Сцена сбывшихся пророчеств : Западный театр на исходе тысячелетия / Г.В. Макарова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 194-216.
27. Маньковская Н. «Париж со змеями»: Введение в эстетику постмодернизма. М.: ИНФРАН, 1995.
28. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейа, 2000.
29. Марков П. Новые театральные течения //Марков П. О театре. Т. 1. М.: Искусство, 1974.
30. Митрофанова А. Новый авангард, или Хаос как творческое наслаждение// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
31. Пави П. Игра театрального авангарда // Как всегда об авангарде. М.: ГИТИС, 1992.
32. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991.
33. Проскурникова, Т. Б. Нить Арианы : Театр дю Солей, хроника без хронологии / Т.Б. Проскурникова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 129-153.
34. Проскурникова, Т. Б. Усталость авангарда. Судьба театральных исканий во Франции / Т.Б. Проскурникова // Западное искусство 20 век. - СПб, 2001. - С. 301-327.
35. Рубанова, И. И. Путь Ингмара Бергмана к "Гамлету"/ И.И . Рубанова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 154-172.
36. Ряполова, В. А. Легкое дыхание комедии : Комедия на сцене англ. театров / В.А. Ряполова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 89-98.
37. Р яполова, В. А. Развитие концепции режиссуры в английском театре / В.А. Р яполова // Западное искусство 20 век. - СПб, 2001. - С. 277-300.
38. Скорнякова, М. Г. Реформа театрального пространства : Эксперименты Луки Ронкони [Итал. режиссер] / М.Г. Скорнякова // Западное искусство, 20 век. - СПб, 1999. - С. 99-128.
39. Современная буржуазная эстетика. Сборник обзоров и рефератов.- М., 1979.
40. Современное искусство в контекстах: Теория, история, география, общество. М.: Издательство ЦИСН, 1995.
41. Современные трансформации современной культуры/отв. ред. И. Кондаков. М.: Наука, 2005.
42. Турчин В. Образ двадцатого. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
43. Турчин В. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.
44. Хапхардп Д. Между языком и движущимся образом: искусство Гари Хилла// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
Дополнительная литература
45. Альманах ДАДА/ под ред. С. Кудрявцева. М.: Гилея, 2000.
46. Андреева Е. Всё и Ничто: Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004.
47. Ануфриев С., Захаров В. Тупик нашего времени: тупик как жанр. Pastor Zond Edition. Институт современного искусства. Obscuri viri. Арт Медиа-цептр-ТВ галерея.
48. Барт Р. Избранные работы. Поэтика. Семиотика. М.: Прогресс, 1994
49. Бахтин М. Искусство и ответственность. К философии поступка. Автор и герой в эстетической деятельности. Проблема содержания, материала, формы в словесном художественном творчестве. Киев: NEXT, 1994.
50. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975
51. Бердяев Н. Кризис искусства. М.: репринтное изд. Г. Лемана и С. Сахарова, 1918, 1990.
52. Булычёва Д. Ф. Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Булычёва Дарья Федоровна; [Место защиты: Астрахан. гос. ун-т]. - Астрахань, 2012. - 23 с.
53. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. – М.,1991. – С. 156-165
54. Должспков П. Чехов и позитивизм. М.: Издательство «Скорпион», 2003.
55. Каган М. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.
56. Каган М. Философия культуры. Становление и развитие. СПб.: Издательство «Лань», 1998.
57. Каткова М. В. Искусство действия : Перформанс - художественное явление второй половины ХХ века : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. ин-т искусствознания. - Москва, 2000. - 27 с.
58. Кипетизм. Новое искусство. XX век. Авт.-сост. В.Ф. Колейчук. М.: Галарт, 1994.
59. Концептуализм: новое искусство. XX век. Авт.-сост. Бобрипская Е.А. М.: ГАЛАРТ, 1994.
60. Коркия Э. Д. Перформанс как социокультурное явление эпохи постмодерна / Э. Д. Коркия ; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Социологический фак., Каф. социологии культуры, образования и воспитания. - Москва : МАКС Пресс, 2008. - 21, [1] с.; 21 см.
61. Крейдлин Г. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
62. Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 24.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. - Ярославль, 2006. - 22 с.
63. Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн ? // Ad Marginem '93. Ежегодник Лаборатории постклассических исследований Института философии РАН. – М.: Ad Marginem , 1994, С . 307-323. С. 321.
64. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна . –М.: Алетейя , 1998. –160 с. С. 10.
65. Лотман Ю. Статьи по истории русской литературы, Теория и семиотика других искусств, Механизмы культуры. т. 3. Таллин: Александра, 1993.
66. Лотман Ю. Статьи по семиотике искусства. СПб.: Академический проект, 2002.
67. Лотман Ю. Статьи по семиотике и типологии культуры //Избранные статьи: в 3-х томах, т. I. Таллин: Александра, 1992.
68. Мизиано В. «Другой» и разные. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
69. Милле К. Современное искусство Франции. - Минск, 1995
70. Мурина Е. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982.
71. Пивоваров В. О любви слова и изображения. М.: Новое литературное обозрение, 2004.
72. Прохоров А. В селедке перед экраном с джойстиком наперевес.// NewMediaLogia. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
73. Рефлексия. М.: Государственный центр современного искусства, 2005.
74. Савчук В. Конверсия искусства. СПб.: Петрополис, 2001.
75. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию. СПб.: Петрополис, 1998.
76. Эпштейн М. Философия возможного. СПб.: Алетейя, 2001.
77. Adrian H. Total Art: Environments, Happening and Performance. - N.Y., Washington, 1974.
78. Battcock G., Nickas R. The Art of Performance: A Critical Anthology.- New York, 1984 .
79. Benamou M., Caramello C. Performance in Post Modern Culture.- Madison, 1977 .
80. Corrigan R. The Future of Avantgarde and The paradigms of postmodernism// The Making of Theater, from drama to performance.- London. 1981 .
81. Garorian, Charles R. Performance art as critical pedagogy in studio art education. Art Journal, Spring, 1999.
82. Goldberg Rose Lee. Performance Art. From Futurism to the Present. Thames&I Iundson world of art, 2001.
83. Goran Sonesson Action becomes Art: "Performance" in the Context of Theatre, Play, Ritual and Life, Department of semiotics, Lund University, 2000.
84. Kaprow A. Happening in the New York scene// Artnews.- N.Y. May. 1996.
85. Kirby M. Futurist Performance.- New York. 1971.
86. Kirby, Michael. Happenings. New York: Dutton & Co, 1965.
87. Marranca B. The Theater of Images.- New York, 1977.
88. Performance Theory. London and New York: Routledge, 1988.
89. RoseLee Goldberg Performance Art: From Futurism to the Present (World of Art), published 2011.
90. Steve Dixon Digital Performance: A History of New Media in Theater, Dance, Performance Art, and Installation ,Mit Press, 2007.
91. Schechner R. The End of Humanism: Writing on Performance.- N.Y., 1982.
Источники
92. Бажанов Л., Турчии В. От игры к игре. От хэппенинга к перформансу. За гранью искусства //Декоративное искусство. 1980. - № 9
93. Березкин В. Театральные эксперименты художников Баухауза// Вопросы искусствознания. 1994. - № 1.
94. Бобрипская Е. « Коллективные действия » как институция // Художественный журнал. № 23.
95. Бохоров К. Марина Абрамович: обучаю перформансу // ZAART. 2003. -№2.
96. Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах. Т. 5/2. М., Искусство, 1965.
97. Вайнштейн О. Леопарды в храме. Декопструкционизм и культурная традиция//Вопросы литературы. 1989. - № 12.
98. Вельш В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного попятия//Путь. 1992. - № 1.
99. Горфункель Е. Тезисы о русском театральном модерне // Театр. 1993. -№5.
100. Гройс Б. Искусство утопии. М.: Художественный журнал, 2003.
101. Гройс Б. Постмодернизм принадлежит прошлому //Коптипент. № 89.
102. Давыдов 10. Современность под знаком «пост-» //Континент. № 89.
103. Деготь Е. Литература: Performance искусство действия // Декоративное искусство - 1991 - № 5.
104. Дьяконов В. Поколение next//HoMM. 2003. - № 33.
105. Искусство новых медиа в России: международный симпозиум. М.: Центр современного искусства Сороса, 1996.
106. Капроу А. Искусство, которое не может быть искусством // Художественный журнал № 17.
107. Ковалев А. Перформация столицы / Вечерняя Москва.- М.,14-20 сентября 1998.
108. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003.
109. Кузнецов П. Евразийская мистерия/Новый мир.- М., №2, 1996
110.Кулик И. Театр в культуре Дада // Вопросы искусствознания. 1995. - № 1-2.
111.Курицын В. К ситуации постмодернизма // Новое литературное обозрение. 1995.-№ 11.
112. Курицын В. Постмодернизм: новая первобытная культура // Новый мир. 1992.-№ 2
113. Лиотар Ж.-Ф. Заметка о смыслах «пост»// Иностранная литература. -1994. -№ 1.
114. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. М., СПб.: Атейя, 1998.
115. Майер X. Перформанс как насилие (методологические замечания)// Художественный журнал. № 19-20.
116. Мейерхольд В. Статьи. Письма. Речи. Беседы. Ч. 1,2. М.: Искусство, 1968.
117. Осмоловский А. Актуальное искусство: здесь и сейчас// Художественный журнал № 34-35.
118.Померанц Г. После постмодернизма или Искусство 21 века //Литературная газета. 1996. - 3 июля.
119. Постмодернизм и культура (Материала «круглого стола») // Вопросы философии. 1993.- № 3.
120. Рябушкип А., Хайт В. Постмодернизм в реальности и представлениях //Искусство. 1984. - № 4.
121. Савчук В. Идеология постинформационной искренности// Художественный журнал. № 30-31.
122. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. // Собрание сочинений в восьми томах, т. 1. М.: "Искусство", 1954 .
123. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. Спб.: Прайм-Еврознак, 2010. ‒ 408 с.
124. Турчин В. В поисках четвертого измерения. Эхо времени в пространственных искусствах XX века// Вопросы искусствознания. 1994. -№ 1.
125.Турчип В. Маршруты современного неоавангардизма//Творчество. -1986.-№3.
126. Юдина Е. Об «игровом начале» в русском авангарде// Вопросы искусствознания. 1994. - № 1.