1703-1706 гг. – восстание в Иерусалиме.
1742-1743 гг. – война между дамасским пашой Сулейманом и правителем Галилеи Захиром.
1775-1804 – правление Ахмада ал-Джаззара.
1799 г. – вторжение армии Наполеона в Палестину.
1804-1818 г. – правление Сулеймана в Акко.
1818-1832 – правление Абдаллы, сына Сулеймана.
1820 г. – основание первой ашкеназской общины в Хевроне.
1832 г. – завоевание Палестины Ибрагим-пашой.
1837 г. – мощное землетрясение в Цфате.
1840-1841 гг. – вмешательство европейских держав в турецко-египетский конфликт, и, как результат, возвращение Эрец-Исраэль и Сирии под непосредственный контроль Турции.
1882 г. – первая волна алии, связанная с погромами в России, преследованиями евреев в Румынии и возникновением движения Ховевей Цион.
1890-1891 гг. – новая волна алии, связанная с усилением гонений в России.
1890–92 гг. – строительство французской компанией железной дороги в Иерусалим.
1898 г. – визит кайзера Вильгельма II в Иерусалим.
Политическая система В конце 17 в.— начале 18 в. политический статус Османской империи в Европе изменился. Ослабленная империя была вынуждена пойти на многочисленные территориальные уступки соседям. Ей приходилось бороться с усиливающейся экспансией России, которая добивалась контроля над святыми местами и власти над православными подданными Турции — греками, сербами, болгарами и другими. С упадком военной мощи янычар центральная власть попала в зависимость от наемных армий местных правителей. Усиление местных властей увеличило их влияние на центральную власть, особенно в вопросах о налогах и других источниках доходов. Крупное восстание вспыхнуло в Иерусалиме (1703) из-за нежелания местных властей передать представителю центральной власти деньги, собранные в качестве поземельного налога. Восстание удалось подавить лишь в 1706 г.
В 1/2 18 в. правитель Галилеи, просвещенный бедуин Захир ал-‘Омар, распространил свою власть на Тверию с окрестностями, а также на приморские города — Акко и Хайфу. Для развития подвластного ему края он хотел воспользоваться энергией и способностями его еврейского населения.
В период правления Захира и его борьбы с центральной властью число евреев, приезжавших в Иерусалим из-за границы, уменьшилось; многие жители покинули город. С 1741 г. по 1770 г. число евреев Иерусалима сократилось почти вдвое. Захир поощрял заселение евреями Галилеи; евреи снова появились в Пки‘ине и Шфар‘аме.
19 в. принес с собой отмену прежней системы местного управления, которая превратила Эрец-Исраэль в заброшенную провинцию распадающейся империи.
В период 1800–31 гг. Эрец-Исраэль делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса — к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.
В Акко правил паша Ахмад ал-Джаззар, почти полностью независимый от центральной власти. Большим влиянием при нем пользовался его финансовый советник Х. Фархи, происходивший из известной семьи дамасских евреев. Он использовал свой авторитет, чтобы облегчить положение евреев, которых местные власти подвергали унижениям, постоянно вымогая у них деньги.
В 1832 г. Ибрагим паша, завоевав Палестину, принудил султана Османской империи признать законность своих завоеваний. Эрец-Исраэль, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией. Египтяне, правившие страной восемь лет, провели там некоторые реформы по европейскому образцу, что вызвало сопротивление арабов и восстания в большинстве городов страны, которые были подавлены силой.
В 1838 г. египетское правительство разрешило Англии открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах — Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.
После возвращения Палестины под власть Турции возобновилась вражда арабских племен в сельской местности; некоторые местные шейхи снова стали взимать дань с путешественников. Однако прежним пашам не были возвращены их посты; новая администрация оставалась строго централизованной. Начался период реформ в Османской империи. Административные перемены нашли выражение в так называемом законе о вилайетах (1864), который упрочил централизацию, установив жесткую иерархическую систему управления провинцией. Эта система не устранила коррупции и злоупотребления властью, однако резко сократила произвол местных властей и даже предоставила различным религиозным общинам (в том числе и немусульманским) некоторую долю влияния в общественных делах.
Турецкие власти видели в новой алие потенциальную угрозу. В июне 1882 г. был издан закон, запрещавший поселение в стране евреев — выходцев из Восточной Европы. Создание постоянных поселений, приобретение земли, строительство новых зданий и т. п. осуществлялось лишь с помощью взятки или юридических уловок. Поселенцам часто приходилось защищаться от нападений грабителей-арабов. Попытки оказать давление на турецкое правительство по дипломатическим и другим каналам не увенчались успехом. Хотя оно и было вынуждено допустить временное пребывание в стране паломников и туристов, но закон 1901 г. ограничил его тремя месяцами. Эти меры не прекратили алию полностью, но весьма сократили ее.
Европейские державы продолжали укреплять свои позиции в стране с помощью режима капитуляций, обеспечивавшего его представителям особые привилегии. После оккупации Египта Англией (1882) Османская империя сблизилась с Германией. Демонстративным проявлением этого сближения был официальный визит кайзера Вильгельма II в Иерусалим (1898). Политические, военные и экономические последствия этого визита принадлежат к числу факторов, приведших к началу 1-й мировой войны.
Экономика Важное стратегическое положение этой страны привлекало к ней внимание европейских держав, всячески использовавших сложившуюся там религиозную ситуацию.
В период 1775-1804 гг. евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счет благотворительных поступлений из-за границы, а в некоторых случаях за счет доходов от предприятий в оставленных ими странах. Малейшая задержка помощи из-за границы грозила им бедствием. Крайняя нищета страны заставила рабби Моше Малхи (конец 17 в.), иерусалимского талмудиста и врача, возражать против иммиграции бедняков; Эрец-Исраэль, по его мнению, нуждается лишь в тех, кто в состоянии сам себя прокормить. Для надзора за распределением и использованием фондов, а также чтобы облегчить уплату многочисленных долгов иерусалимской общины, специально уполномоченные в Константинополе (пкидей Кушта) сосредоточили в своих руках передачу средств иерусалимской общине и заботу о еврейских паломниках.
Поход Наполеона в Эрец-Исраэль (1799 г.) знаменовал возрождение политического интереса западных держав к этой стране. Социальные и культурные последствия этого похода были незначительны. Во время наполеоновских войн прервалась материальная поддержка евреев Эрец-Исраэль их единоверцами из Польши и России, что еще более усугубило бедственное положение ашкеназской общины в стране.
После жалобы евреев на действующую власть войска Константинополя с помощью других сирийских пашей осадили Акко (1821–22), однако правителю Абдалле удалось с помощью подкупа добиться снятия осады. Он отплатил евреям Акко, Цфата и Тверии новыми, еще более тяжелыми поборами, продолжив традицию турецких правителей, которые совершенно не заботились о благосостоянии страны, усматривая свою единственную задачу в сборе налогов с населения.
В первое тридцатилетие 19 в. разложение османского режима достигло крайней степени. Восемь лет египетского господства (1832–40) были своего рода переходным периодом. Налоговое бремя под властью Египта было облегчено лишь незначительно, однако попытки Мухаммада-Али ввести европейские методы управления открыли путь серьезным политическим реформам.
После 1840 г. евреи оказались втянутыми в международные конфликты, связанные с «восточным вопросом», но вместе с тем стали пользоваться покровительством западных держав. Численность еврейского населения возросла, экономическое и культурное влияние увеличилось. Большинство евреев страны по-прежнему жили в четырех городах: Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Несмотря на поддержку из фондов халукки, они должны были тяжело трудиться под гнетом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. В перенаселенных «святых городах» царила страшная нищета.
В конце 19 в. многочисленные ремесленники, неквалифицированные рабочие и мелкие торговцы жили в нищете. Хотя еврейская община признавалась властями, а главный сефардский раввин Иерусалима, носивший турецкий титул хахам-баши (на иврите — ришон ле-Цион), пользовался официальным статусом, социальное положение евреев в стране было низким. Многие евреи, особенно из числа ашкеназов, искали защиты у иностранных консулов, которые охотно предоставляли ее, стремясь увеличить свое влияние.
Когда началась первая волна алии, за один-два года возникли сельскохозяйственные поселения в Иудее (Ришон-ле-Цион, Экрон, Гедера и Петах-Тиква, возрожденная новыми поселенцами), в Самарии (Зихрон-Я‘аков) и в Верхней Галилее (Рош-Пинна и Иесод ха-Ма‘ала). От почти неизбежного распада эти поселения были спасены благодаря помощи барона Э. Ротшильда, создавшего большой административный аппарат для благотворительной деятельности в широком масштабе, состоявший из управляющих, агрономов, врачей, учителей и т. д. В 1900 г. Ротшильд перевел средства Еврейскому колонизационному обществу (ЕКО) и продолжал поддерживать его. Заслугой ЕКО является введение новых методов поселенческой деятельности, рассчитанной на максимально быстрое достижение поселениями самостоятельного статуса. ЕКО основало в Нижней Галилее ряд новых сельскохозяйственных поселений, в которых поселенцы обрабатывали землю собственным трудом.
Культурные особенности Палестина управлялась как провинция Османской империи. В Иерусалиме и некоторых других пунктах Палестины находились религиозные святыни христиан, мусульман, иудеев.
Несмотря на бедность и невзгоды, еврейская община Цфата росла; в 1832 г. И. Бак (1797–1874) основал там свою типографию.
Под влиянием революции в области средств сообщения, приблизившей Османскую империю к Европе, западное влияние в стране усилилось. Соперничество между европейскими державами превратило Эрец-Исраэль в средоточие так называемого восточного вопроса. Население Эрец-Исраэль в 1800 г. не превышало 300 тыс., а число евреев — 5 тыс.; большинство их составляли сефарды. Большая часть еврейского населения была сосредоточена в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Христиане, численность которых составляла около 25 тыс., были рассеяны на большем пространстве. Главные места концентрации христианского населения — в Иерусалиме, Назарете и Бет-Лехеме — контролировались православной и католической церквами. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все — сунниты. Численность еврейского населения к 1840 г. удвоилась, христианского и мусульманского — осталась без изменения.
Ибрахим-паша разрешил также деятельность христианских миссионеров, в том числе научно-исследовательскую и педагогическую. В период египетского господства проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. Некоторые группы миссионеров создали широкую сеть просветительских, медицинских и благотворительных учреждений. Деятельность миссионеров, представляющих почти все направления христианского вероисповедания, значительно сократилась после ухода египтян.
Политические соображения вели к обострению соперничества между группами миссионеров из разных стран. Великие европейские державы, старавшиеся обрести сферы влияния во всех частях Османской империи в качестве потенциальных опорных пунктов при будущем ее разделе, использовали миссионерскую деятельность своих подданных в Эрец-Исразль для достижения политических целей. Россия претендовала на роль покровителя православных подданных Турции, Франция — на аналогичную роль в отношении католиков. Протестантские страны находились в менее выгодном положении, поскольку среди подданных Османской империи не было протестантов, объединенных в особую религиозно-административную единицу (миллет). Поэтому во время турецко-египетской войны (1839–41) Англия выступила «защитницей» еврейских и друзских общин в Эрец-Исраэль.
Бер, сын Шнеура Залмана из Ляд, основал первую ашкеназскую общину в Хевроне (1820). С 1830 г. значительное число евреев привлекала Яффа, отстроенная турками в 1810–20 гг. Большинство евреев Яффы были выходцами из Северной Африки; в 1857 г. там было всего три семьи ашкеназов. К 1874 г. их число увеличилось до 20, а общая численность еврейского населения города достигла 500. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унесшего жизни около 2 тыс. евреев, и утратил ведущее положение. Вторая еврейская типография в Эрец-Исраэль, учрежденная там в 1831 г., через девять лет была перенесена в Иерусалим.
Численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, особенно за счет алии из Европы. Поток алии увеличился после открытия пароходного сообщения между Одессой и Яффой. Вековая привязанность хасидов Восточной Европы к Эрец-Исраэль стала причиной их постоянного притока в Иерусалиме и других «святых городах».
В 1854 г. в Иерусалиме была основана еврейская больница, в 1856 г. — светская школа имени С. Лемеля, в 1864 г. — школа имени Э. Ротшильд. троились дома для сирот и престарелых, поликлиники и больницы. В 1870 г. Альянс (Всемирный еврейский союз) основал первую сельскохозяйственную школу Микве Исраэль, а в 1882 г. — ремесленную школу в Иерусалиме с преподаванием на французском языке. Выходили газеты на иврите («Ха-Леванон», «Иехуда в-Ирушалаим», «Хаваццелет»), печаталось множество книг, брошюр и географических карт. Первые сельскохозяйственные поселения были основаны в Моце (1873), Гей-Они (1878) и Петах-Тикве (1878). Хотя вследствие различных трудностей первые поселенцы были вынуждены их покинуть, процесс перехода евреев Эрец-Исраэль к производительному, в том числе сельскохозяйственному труду, оказался необратимым.
Одной из непосредственных причин Крымской войны (1853–56) явилось франко-русское соперничество из-за контроля над святыми местами. Позднее в качестве покровительницы протестантов в Эрец-Исраэль выступила Германия. Поселения немецких сектантов — темплеров, обосновавшихся в Эрец-Исраэль в 1868 г., использовались ею для политического проникновения в страну. Усовершенствование средств сообщения между Эрец-Исраэль и Европой привело к увеличению числа паломников и туристов, что способствовало благосостоянию страны. К 1880 г. население Эрец-Исраэль достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Иерусалим стал крупнейшим городом в стране; из его населения (около 25 тыс.) более половины составляли евреи.
В 19 в. Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Общины других городов уступали по значению иерусалимской. Цфат пришел в упадок после ряда землетрясений (самое тяжелое — в 1837 г.), восстания друзов против Ибрахим-паши (1838), в котором снова пострадали евреи, и последующих притеснений евреев арабами и местными чиновниками. Тверия разделила судьбу Цфата. Шхем к концу 19 в. был покинут еврейскими обитателями. Неустойчивым было положение общины Хеврона.
Экономическое и культурное развитие Иерусалима подготовило почву для новой волны алии.
Приток европейцев (поселенцев, паломников, монахов, туристов) в конце 19 в. заставил турецкое правительство следить за соблюдением порядка и законности на подчиненных ему территориях, чтобы не давать иностранным державам повода вмешиваться во внутренние дела Османской империи.
Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов, противившихся любым новым веяниям. Они охотно принимали помощь еврейских филантропов из-за границы, пока это не требовало каких-либо изменений в традиционном образе жизни. Строились бесплатные жилища для талмудистов и бедняков, больницы и иешивы, однако любые попытки создания современных школ или обучения евреев сельскохозяйственному или ремесленному труду сталкивались с упорным сопротивлением руководителей режима халукки. Тем не менее даже некоторые представители «старого ишува» (еврейской общины Эрец-Исраэль досионистского периода) призывали евреев зарабатывать на жизнь собственным трудом — издатели первых газет, выходивших на иврите в Иерусалиме, в частности редактор газеты «Хаваццелет» (издание которой возобновилось в 1870 г.) И. Д. Фрумкин, а также основатели первых поселений (Гей-Они и Петах-Тиква, 1878 г.).
В 1880 г. общая численность евреев в Эрец-Исраэль достигала 20–25 тыс.; 2/3 их жило в Иерусалиме, где они составляли половину населения. Евреи жили и в трех других «святых городах» — Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300).
В начале 1880-х гг. в Иерусалиме делу возрождения еврейской жизни много сил посвятила группа деятелей культуры: И. М. Пинес, Э. Бен-Иехуда, Д. Елин и другие. Они также столкнулись с оппозицией ультраортодоксальных кругов. В этот период в стране были созданы современные школы с преподаванием на иврите. Сначала, усилиями Э. Бен-Иехуды, Д. Елина и Н. Бехара (1848–1931), на иврите стали преподавать еврейские предметы (включая сам язык иврит); позднее (1889–92) в еврейских сельскохозяйственных поселениях на иврите стали преподавать и общеобразовательные предметы. Был созван съезд учителей (1892) для создания отсутствовавших в иврите терминов в области математики и естественных наук, а также выработки единой программы для сельских школ.
В 1892 г. была основана библиотека «Мидраш Абраванель», составившая позднее ядро Еврейской национальной и университетской библиотеки в Иерусалиме. Еврейское население Иерусалима, а также остальных «святых городов» продолжало вести традиционный образ жизни.
Философия и литература Нафтали Герц Имбер (1856, Золочев, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия — 8 октября 1909, Нью-Йорк) — еврейский поэт, автор текста «Ха-Тиквы» — гимна сионистского движения, а с 1948 года государственного гимна Израиля. В 1882 переехал в Палестину в качестве секретаря лорда Лоуренса Олифанта по еврейским вопросам. В первый сборник стихов, изданный в Иерусалиме в 1886 под названием «Утренняя звезда», вошло стихотворение «Наша надежда», первый набросок которого был сделан в Яссах (Румыния) в 1877 (по др. источникам, в 1876 или 1878). Это стихотворение и стало текстом будущего гимна сионистского движения и государства Израиль
Сионизм
Еврейское национальное движение, возникшее в конце 19 в. и ставящее своей целью объединение и возрождение еврейского народа на его исторической родине — в Эрец-Исраэль, а также идеологическая концепция, на которой это движение основывается.
Библиография 1. Базили К. М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М., 1962. 325 с.
2. Волковский И. И. Палестина и проблема палестинской колонизации. П., 1917. 38 с.
3. Звягельская И. История Государства Израиль. М.: Аспект Пресс. 2012. 360 c.
4. Исраэль Барталь. Иерусалим в конце османской эпохи: между обновлением и застоем. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1998. Т. 9. 197 с.
5. Ихсаноглу Э. История Османского государства, общества и империи. Т. 1. М.: Восточная литература, 2006. 367 с.
6. Ихсаноглу Э. История Османского государства, общества и империи. Т. 2. М.: Восточная литература, 2006. 355 с.
7. Кандель Феликс. Земля под ногами. Из истории заселения и освоения Эрец Исраэль. Книга 1. С начала девятнадцатого века до конца Первой мировой войны. М.: Мосты культуры, 2003. 322 с.
8. Лакер В. История сионизма – A History of Zionism / Пер. с англ.: А. Блейз, О. Блейз. М.: Крон-пресс, 2000. 848 с.
9. Мина Розен. Иерусалим в османскую эпоху. — Тель-Авив: Открытый университет Израиля, 1998. Т. 8. 199 с.
10. Шапиро Ф. М. Мелиоративное дело в Палестине / С предисловием З. К. Каценеленбаума. М., 1918. 56 с.
11. Электронная еврейская энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: http://www.eleven.co.il/
12. Эттингер Я. Методы еврейской колонизации в Палестине. 2-е издание. П., 1918. 111 с.