Сделайте это до 15 сентября.
Семинар 1.Современная философия познания: основные категории и принципы
1. Особенности современной эпистемологии.
2. Герменевтика и современная эпистемологии
3. Чувственное и логическое (абстрактное) познание
4. Визуальный поворот в современной культуре
5. Знание, его природа и типология.
6. Вера и знание.
7 Рациональное и иррациональное в научном познании
Структура познавательной деятельности, ее особенности в научном познании
1. Репрезентация как способ представления объекта в обыденном и
2. научном знании
3. Категоризация как всеобщая процедура познавательной деятельности
4. Интерпретация как научный метод и базовая процедура познания Герменевтика как теория интерпретации. Интерпретация в учениях о культуре. –
5. Конвенция (соглашение) – универсальная процедура познания и коммуникации, ее роль в научном познании
Современное понимание познаваемости мира
1. Скептицизм и познаваемость мира
2. Эпистемологический релятивизм
3. Проблема истины в эпистемологии и философии науки
4. Истина в гуманитарном знании.
Семинар 2. Научное знание и познавательная деятельность как социально-историческое явление и элемент культуры
1. Проблемы социокультурной обусловленности познания в философии науки
2. Смена парадигм в методологии и философии науки
3. Социокультурная обусловленность познания.
4. Ценности в познании как форма проявления социокультурной обусловленности научного познания
5. Коммуникативность науки как форма ее социокультурной обусловленности.
Революционные и эволюционные изменения в научном знании и познавательной деятельности
1. Движущие факторы и модели развития науки
2. Особенности научных революций в естественных и социально-гуманитарных науках
3. Концепция научной революции Т.Куна
4. Особенности научных революций в социальном и гуманитарном познании.
Методология научного исследования как ядро философии науки
1. Этапы, способы научной деятельности и типы научного знания
2. Понятие методологии и ее уровней.
3. Научное и вненаучное знание.
4. Лингвистический поворот в современной культуре
5. Язык как средство построения и развития науки
6. Культурно-историческая природа языка
7. Особенности языка гуманитарных наук.
Семинар 3. Процесс исследования: методы и формы знания
1. Проблема как форма научного познания
2. Методы исследования и формы знания эмпирического уровня
3. Методы и формы познания теоретического уровня
4. Методы построения идеализированного объекта
5. Понятие предпосылочного знания. Основания и предпосылки научного познания
Научная картина мира и стиль мышления, их методологические функции в теоретическом познании
1. Научная картина мира.
2. Картина мира в гуманитарном познании.
3. Стиль научного мышления
4. Методологическая роль парадигмы и исследовательской программы в теоретическом познании
5. Новые методологии: компьютеризация, системный подход
6. Особенности социально-гуманитарного познания
Особенности развития методов гуманитарных наук и культуры
1. Генетический метод
2. Синхронистический и диахронический метод
3. Сравнительно-исторический метод
4. Историко-функциональный метод
5. Метод историко-культурной реконструкции
6. Историко-биографический метод
7. Компаративный (кросс-культурный) метод
8 Исторические методы исследования культуры (история идей, интеллектуальная история, новый историзм, история ментальностей и т.д.)