Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Любовь Костенко

13/3/2017

9 Комментарии

 
Мексика (Новая Испания)
Региональные особенности культуры XVIII-XIX вв.
  1. Главные исторические события
  2. Политическая система
  3. Экономика
  4. Культурные особенности
  5. Философия и литература
Мексика (Новая Испания) (регион в Центральной и Южной Америке, колония Испании)
Главные исторические события
  • Крупнейшие народные восстания – в 1624 и 1692 гг. в Мехико.
  • Восстания индейцев Оахаки (1660 г.), Юкатана (1761 г.) и Мичоакана (1767 г.)
  • Мексиканская война за независимость – 1810 – 1821 гг.
Политическая система
В 1535 году было создано вице-королевство Новая Испания, в состав которого вошла Мексика. Вице-король был личным представителем испанского монарха в Новом свете. В течение трех веков, с 1521 по 1821 гг., Мексика оставалась колониальным владением Испании.
Высшая гражданская и военная власть в Новой Испании находилась в руках назначаемого вице-короля, который подчинялся непосредственно монарху и Верховному совету по делам Индий в Мадриде. При вице-короле находился совещательный орган –аудиенсия.
Экономика
При испанцах экономика страны была основана на сельском хозяйстве и добыче полезных ископаемых. Они внедрили в традиционное индейское земледелие новые аграрные технологии и новые сельскохозяйственные культуры: пшеницу, сахарный тростник, оливки, цитрусовые, – обучили индейцев животноводству, начали систематическую разработку земных недр и создали новые центры горнорудного дела – Гуанахуато, Сакатекас, Пачука, Таско и др. Значительное влияние на индейцев оказала католическая церковь.
В XVI-XVII вв. в основе колониальной экономики лежала только эксплуатация индейцев, которых вынуждали работать на отобранных у них землях и на рудниках. Институт энкомьенды обеспечивал распределение индейцев и земель между испанцами.
  • Энкомьенда (исп. encomienda – букв. – попечение, защита) – форма зависимости населения испанских колоний от колонизаторов. Введена в 1503 году. Отменена в XVIII веке. Местные жители «поручались» энкомендеро (поручителю) и обязаны были платить налог и выполнять повинность (работа на рудниках).
В XVIII веке, под влиянием идей просвещения в Европе, правившая в Испании династия Бурбонов провела административные и экономические реформы, целью которых были либерализация экономики при централизации власти.
В этих изменившихся условиях американские колони­альные владения перестают быть для испанской короны только источником золота, серебра, да еще небольшого количества дорогостоящих «колониальных товаров» – те­перь в колониях видят, прежде всего, рынок сбыта для то­варов развивавшейся испанской промышленности.
Развитие экономики, распространение наёмного труда способствовали формированию капиталистических отношений, что благоприятствовало укреплению позиций зарождавшейся буржуазии. Происходивший в ходе колонизации процесс смешения различных этнических компонентов (жителей европейского происхождения, индейцев, негров) сопровождался установлением языковой и религиозной общности населения. Важное значение имели развитие экономических связей и образование внутреннего рынка, а также пробуждение национального самосознания. Под воздействием этих факторов к началу 19 в. сложились предпосылки для образования мексиканской нации.
Культура
В этот период перед испанской метрополией стояла задача рационального использования ресурсов (природных и человеческих) колониальных стран для успешного развития собственной экономики. Колонии теперь имели значение потенциального рынка для развивавшейся испанской промышленности и постав­щика сырья для этой промышленности. Поэтому вице-короли Новой Испании этого периода, особенно Хуан Висенте де Гуэмес Пачеко, в соответствии с предписаниями Мадрида проводи­ли политику преобразований и реформ. С этими новыми задачами и было связано возникновение в Новой Испа­нии ряда учебных и научных центров, ориентированных на практическую деятельность.
В 1783 г. испанский король Карл III подписал указ об основании в Мехико Королевской семи­нарий горного дела (Горного колледжа), занятия в ко­торой начались в 1792 г. Такое высшее учебное заве­дение специального типа было одним из первых на Американском континенте, и уже с самого начала оно стало не только важным учебным, но и научным центром.
Большую роль в развитии культурной жизни Мексики сыграли также Королевская школа хирургии (1768 г.) и Ботанический сад (1788 г.), созданный, «дабы коллекционировать в нем произрастающие в этой стране растения и производить опыты по их использованию в медицине и в науках». При Ботаническом саде были организованы кур­сы.
В 1773 г. в Мехико была основана Королевская акаде­мия изящных искусств; к ее открытию король Карл III послал обширную коллекцию копий античных скульптур. К тому же периоду мексиканские исследователи относят начало истории Национального музея.
Широкое распространение получил театр, использовавшийся миссионерами для обращения индейцев в христианскую веру, в частности ауто – драматическое произведение с библейским сюжетом.
Величайшим творением Новой Испании стала архитектура. Из соединения испанских и индейских традиций родился стиль чурригереско, являющийся вариантом барокко. Для этого стиля характерна любовь к краскам и пышному орнаменту.
Культурная жизнь Новой Испании соответствовала европейскому уровню. Она была включена в общеевропейскую систему наук. Подтверждением этого могут служить слова А. Гумбольдта, записанные им в 1803 г.: «Никакой из городов континента, не исключая и Соединенные Штаты, не располагает столь большими и солидными научными учреждениями, как Мехико. Назову Горную школу, руково­димую ученым Элуйаром, Ботанический сад и Академию живописи и скульптуры, известную под названием Ака­демии изящных искусств».
Собственно, этого и добивались чиновники испан­ской просвещенно-абсолютистской монархии. Но, как это часто бывает, их усилия привели в конечном счете к ре­зультату, обратному желаемому. Происшедший в Новой Испании подъем общественной и научной мысли, духов­ных сил зреющей новой нации приводил ко все более яс­ному осознанию безграничных возможностей огромной и богатой страны, к развитию национального самосознания.
Философия и литература
Активный интерес новоиспанской интеллигенции к европейскому Просвещению. Распространение научных идей Декарта, Ньютона, Лейбница, французских энцикло­педистов и других великих мыслителей XVIII в. Критика и нападки на схоластическую систему преподавания. Внима­тельно изучались в Новой Испании Вольтер с его теорией постоянного прогресса человеческого общества, Дидро, разоблачивший вымысел о божественном происхождении королевской власти, Руссо, провозгласивший право наро­дов на восстание против угнетателей.
Карлос де Сигуэнс- и-Гонгора (1645-1700). Мексиканский священнослужитель,  монах Ордена иезуитов, учёный-универсал, писатель и журналист, первый великий просветитель Новой Испании, основатель первой мексиканской газеты. Наибольший интерес для философии представляет его «Астрономическая и философская книга» (1690 г.). Сигуэнс- и-Гонгора отстаивает приоритет разума и экспериментального метода в решении научных вопросов и высмеивает преклонение перед авторитетами.
Хуан Бенито Диас де Гамарра (1745-1783) - мексиканский просветитель и педагог. Защищал самостоятельность разума по отношению к вере, утверждая, что философия познаёт истину посредством разума и рассудка. Гамарра опубликовал в 1774 г. труд «Элементы современной философии», а в 1781 г.— «Заб­луждения человеческого разума», в которых он открыто бичевал схоластику, критиковал колониальный режим  и развивал прогрессивные идеи.
В начале 1790-х годов учащимися одной из духовных семинарий в Мехико был организован кружок, участники которого изуча­ли современную французскую философию.
Характерной чертой идеологической борьбы в Новой Испании в XVIII в. было ее развитие в лоне като­лической церкви. Интеллектуальная элита была представлена по преимуществу священниками и монахами. Именно представители духовенст­ва  — и «черного» и «белого» — зачастую имели больше возможностей знакомиться с новыми книгами, теми или иными путями поступавшими из Европы. И протест про­тив католической схоластики зарождается прежде всего в этой среде. Поэтому «новые, по сути материалистиче­ские, принципы выступают в религиозном облачении; мы­слители, не порывая с церковью, пытаются примирить стремление к трезвому познанию действительности с ве­рой в божественное откровение. Под знаменем католициз­ма развертывается борьба за освобождение от обветша­лых религиозных догм, оказывающая влияние на все обла­сти духовной жизни,— борьба за самоутверждение Мекси­ки и в конечном счете за независимость страны».
Естествоиспытатель, философ, историк Хосе Антонио де Альсате-и-Рамирес (1737-1799) был одним из ярких представителей новой, материалистической по сути, философской мысли в Новой Испании. Он был избран членом-корреспондентом парижской Академии наук и Королев­ского ботанического сада в Мадриде. В сферу его научных интересов входили астрономия, метеорология, география и ми­нералогия. Но прежде всего его занимали проблемы, прямо связанные с экономическим развитием страны,— вопро­сы продуктивности шелковичного червя и кошенили, вы­ращивания льна, научно-технические аспекты горного дела. Альсате был одним из первых в своей стране попу­ляризаторов научных знаний — издателем специально предназначавшихся для этой цели периодических изда­ний: «Диарио литерарио де Мехико» (1768 г.) и «Гасета де литература» (1790-1791 гг.). Этот выдающийся про­светитель, мыслитель-гуманист исповедовал и пропаган­дировал идеи национального самосознания, отражавшие стремления широких слоев новоиспанского общества к ос­вобождению от колониального гнета.
В 1-й половине 19 в. в Мексике продолжалась борьба двух основных течений: схоластики (К. де Хесус Мунхия) и рационалистических, материалистических идей, ставших основой социально-политических доктрин национальной буржуазии.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:
  • Всемирная история в 24 томах (том 15. Эпоха Просвещения)
  • Селиванов В. Н. Латинская Америка: от конкистадоров до независимости
  • Альперович М. С.История Латинской Америки (с древнейших времен до начала XX века)
  • Марчук Н.Н. История Латинской Америки с древнейших времен до начала XX века
  • http://www.indiansworld.org
  • ru.wikipedia.org/wiki/Вице-королевство_Новая_Испания
  • http://dic.academic.ru/
 
 
 
9 Комментарии
Коваленко Лидия
19/3/2017 19:32:36

Очень понравилось,что выделено,то на что нужно обратить внимание.Совсем мало событий. Понравился раздел философия и литература,информативный.

Ответить
Наталия Васильева
19/3/2017 20:13:51

Придирчивому взгляду бесконечно приятно оформление сообщения. Лаконичность и познавательность также на высоком уровне.

Ответить
София Кострова
19/3/2017 20:27:15

Люба, спасибо огромное за сообщение! Очень понравилось оформление работы. Хорошо проработанный и грамотно структурированный материал.

Ответить
Алена Субботина
19/3/2017 21:37:26

Люба, прекрасная работа, записка дала ясную картину региона, а также особенно интересен был пункт "философия и литература".

Ответить
Валерия Черняго
19/3/2017 22:14:47

Люба , у тебя получилась прекрасная, лаконичная работа . Хочу поблагодарить за выделение основных понятий . Раздел о культуре очень интересен .

Ответить
Оксана Кажан
20/3/2017 02:54:19

Прекрасная структура. В работе отлично отражены особенности эпохи в выбранном регионе. Будет полезна для ознакомления всем, кто интересуется культурой и историей.
Спасибо, Люба, за отлично подобранный и оформленный материал!

Ответить
Мария Поддубная
20/3/2017 13:58:40

Не хочется повторяться, но материал по культуре и философии подобран замечательно. "+" за оформление и лаконичность. Спасибо , мною было подчерпнуто много новой информации.

Ответить
Кузнецова Мария
21/3/2017 00:31:58

Люба, большущее спасибо за такую структуру! Очень интересный материал. Сразу виден объем проделанной работы.

Ответить
Валерия Осипова
25/3/2017 00:02:21

Люба, спасибо за работу! Первым делом хочется тебя поблагодарить за четкую структуру, сразу видно, что сделано для людей:)
Хочется верить, что в это время в Мексике происходило все-таки больше исторических событий:) но те, что ты нам представила действительно интересные
Новое понятие Энкомьенда очень хочется запомнить, оно действительно важное!
В культуре представлена прекрасная информация! Столько интересных слов, в том числе стиль чурригереско, надеюсь написав его здесь, мне удастся отложить его в своей голове)

Видно, что проделана большая работа, читать было приятно и главное полезно
Спасибо!

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал