Анализ становления и развития интеллектуальной элиты в стране по большей части производился посредством мемуарной литературы и воспоминаний ученых разных исторических периодов К. Барона Барон, К. Воспоминания - Рига: Jumava, 2005. - 50 c., В. Лацис Поднимем выше флаг советской науки! - Рига: Liesma, 1979. - 24. сбор. - С. 32. – 34, К., Вальдемар Очерки. – Рига: ЛУ, 1936. – 46 с., Биркертс А. Жизнь и борьба Латвийской интеллигенции. - Рига. - 1927, 519 с.
Следующий массив литературных источников связан с моментом утраты статуса Независимой Республики, когда в рамках Всесоюзной политики “наукизации” решено было построить здание Латвийской Академии наук ССР (1946 год). Тогда наука в Латвии стала достоянием огромной Советской страны. Для анализа этого культурного периода была использована документационная литература, связанная с внутренней организацией Академии наук в советской Латвии: План научно-исследовательских работ Академии наук Латвийской ССР, 1946 - 1950 гг. Проект. - Рига: АН ЛатвССР, 1946. - 321 с., Решение о создании на территории Латвийской ССР Академии наук // Cīņa. - 1946. - 8 фев.; ЛССР АН Вестник. - 1947. - № 1. - 164 с., Уставы Академии наук СССР. - Москва: Наука, 1975. - 207 с. Так же, в данном историческом контексте интересны работы Я. Пиеве Достижения науки в Советской Латвии. - Rīga: LVI, 1960. - 191с. и А. Калнинша Достижения науки в период власти Советов // Последние Известия. - 1940. - 18 июн., где подробно описаны плюсы и минусы латвийской науки в Советское время.
Далее, развитие Академической культуры Латвии приходиться на момент распада Советского режима, когда в 1992 году территория современной Латвии окончательно утверждает статус Независимой Республики. Начался поиск собственного образовательного пути, в ходе которого Латвийская академия наук была реорганизована в соответствии с моделью принятой в Северных странах Европы, где ученые объединены на основе индивидуального членства. А проверенная временем Советская система - специалитет, аспирантура, докторантура, была заменена в соответствии со стандартами Европейского Союза на бакалавриат, магистратуру и докторантуру. По итогам этих реформ, нарушилось равновесие академического образования. Республика погрузилась в кризис. К этому выводу удалось придти, благодаря обзору социологических исследований, выстраивающих фактологическую вертикаль относительно того “как было” и “как стало”: Николаев, А. Уровень занятости и образования // Высшее образование в начале 21 века. - Даугавпилс: Даугавпилский университет, 2005. - С. 106 – 110, Цауркубуле, Ж. Анализ тенденций развития высшего образования в Латвии в контексте Европейской интеграции / Ж. Цауркубуле. - Латвия: Балтийский институт психологии и менеджмента, 2010. - 78 с., Бухольц, Я. Иллюзии высшего образования / Я. Бухольц. - Рига: Периодическое издание Видземского предместья DRUVA, № 146 (11393), 18. 09. 2012. - С. 2 - 10).
На сегодняшний момент сложившуюся кризисную ситуацию в стране удалось стабилизировать. Благодаря росту качества, доступности и ценности интеллектуального труда. Теперь образование в Латвии полностью соответствует требованиям и нормам высшего европейского образования. Для выявления особенностей этого историко-культурного этапа с последующим построением прогнозов и анализа динамики развития Академической среды была использована информация, представленная на государственных Интернет порталах страны: Академия наук Латвии http://www.lza.lv/ (дата обращения 25.02.2015), научный журнал “Zinātnes Vēstnesis” http://www.lza.lv/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=225&Itemid=243 (дата обращения 25.02.2015), а так же Министерство образования и науки Латвии. URL: http://izm.izm.gov.lv/ (дата обращения 25.02.2015), в частности Отзывы экспертов об оценке учебных программ высшего образования в Латвии. - URL: http://izm.izm.gov.lv/aktualitates/informacija-medijiem/9255.html (дата обращения: 25.02.2015). Данные о ведущих образовательных программах, структуре и особенностях образовательного процесса, научных конференциях и внутренней академической жизни Латвийского общества была получена в ходе обзора официальных сайтов старейших университетов страны: Латвийский университета http://www.lu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Рижский технический университет http://www.rtu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Рижский университет им. П. Страдиня http://www.rsu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Даугавпилский университет http://du.lv/lv (дата обращения: 21.02.2015).
Таким образом, использованный массив литературы по заявленной теме условно можно разделить на четыре периода: начиная с момента образования Ливонской государственности, до открытия первого Латвийского университета, затем эпоха Советской Латвии, далее 1992 год - утверждение Латвийской Республики и путь реформирования пережитков Советского прошлого, который вводит Высшее образование в состояние кризиса. И наконец, заключительный этап, связанный с преодолением и стабилизацией сложившейся обстановки в стране. Типологизация представленных источников носит весьма разнообразный характер, в ходе работы были задействованы книги по истории Латвии, исторические хроники, связанные с развитием и становлением культурной государственности Ливонского княжества (территория современной Эстонии и Латвии). Так же, для выявления культурно - исторических основ высшего образования была использована документационная литература, периодические издания и данные социологических исследований. Изучение современного этапа а развитии академической культуры Латвии и специфика преподавания наук о культуре опиралось на информацию представленную на официальных Интернет ресурсах страны: сайты Министерства образования, Латвийской академии наук, ведущих университетов Латвии.
В ходе работы активно была задействована иностранная литература и Интернет источники на английском и латышском языке, обилие которых, является особенностью данной работы. Дело в том, что в Латвии большая часть информации, связанной с внутренним устройством страны, представлена на национальном, латышском языке, это часть политики страны. В этой связи владея языком, удалось найти важную и интересную для исследования информацию. Надо сказать, что в рамках представленной литераторы очень хорошо освещена тема, связанная с историческим периодом становления академического знания (момент образования Ливонской государственности, открытие первого Латвийского университета и эпоха Советской Латвии). Социокультурный анализ современной науки выглядит очень разрозненно и хаотично, концентрируясь в основном на проблемах отсутствия финансирования, этнической разрозненности, массовой миграции населения в страны Европейского Союза, внимание практически не уделяется поиску решения сложившихся проблем, выявлению специфики и динамики академической культуры Латвии, а так же основных направлений современной образовательной политики. Перечисленные пункты в той или иной форме были включены в задачи диссертационного исследования, формируя тем самым проблемную лакуну, вопросами которой никто ранее не занимался.