Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Анастасия Буховец

1/3/2015

3 Комментарии

 
Изучение и преподавание наук о культуре в Латвийской Республике
На сегодняшний момент, мировым сообществом и Россией в частности,  в отношении Прибалтийских стран,  больше всего внимания уделяется  политическим, экономическим, социальным, национальным и пр. особенностям. Мы недостаточно знаем академическую культуру Латвии, ее особенности и  специфику,  содержание научных и образовательных программ, которые сформировались в стране с момента приобретения независимости.  Поскольку до 1918 года территория современной Латвии много лет находилась под влиянием разных политических сил: Шведской Короны, Имперской России, фашистского режима и до 1991 года входила в состав СССР. Естественно, что в подобных условиях политической не стабильности, довольно сложно выстраивать единую академическую систему и заниматься наукой, требующей стабильной базы - соответствующего уровня образования и материальных средств.  По этому, как таковое академическое знание появляется в стране на момент получения первой независимости, когда в 1919 году был открыт Латвийский Университет, ставший результатом пробуждения национального самосознания и  важнейшим манифестом свободы народа Латвии. Таким образом, исторически закладывался приоритет в пользу развития академического образования в стране, которое фактически стало символом новой Латвийской Республики. Ведущим исследователем приведенного выше историкокультурного сюжета, является профессор исторических наук  Янис Страдыньш (J. Stradiņš). В своих работах ученый методически продвигается от ХVI к ХХ столетию,  рассуждая о меняющейся сквозь века академической традиции, науки и образе ученого. В этой связи для написания диссертации были изучены следующие труды Яниса Страдыньшв: Академия Петра в Елгаве: прародительница первых высших школ Латвии.- Рига: Наука, 1975. - 318 с.; Курляндское общество любителей искусства и словесности (1815 - 1939) - начало Латвийской академии наук. Доклад собрания ЛАН. - 24.11.2005; Зарождение науки и высшей школы в Латвии. - Рига: издание Латвийского исторического института, 2009. - 639 с.; Наука и образ ученого в истории Латвии.- Рига:  - 2002. - 101. c.. Так же, для исследовании этого периода была задействована литература по истории Латвии, носящая обобщающий и историографический характер: Зутис, Я. Очерки по историографии Латвии. - Рига: Латтосиздат, 1949. - 259 с. , Историческая энциклопедия Латвии. URL -http://www.letonika.lv/groups/default.aspx?cid=31680&r=2&lid=31680&q=&h=29  (дата обращения 20.10.2014),  Блейере, Д. История Латвии XX век. -  Рига: J.L.V., 2005. - 474 с.

Анализ становления и развития интеллектуальной элиты в стране по большей части производился посредством мемуарной литературы и воспоминаний ученых разных исторических периодов К. Барона Барон, К. Воспоминания - Рига: Jumava, 2005. - 50 c., В. Лацис Поднимем выше флаг советской науки! - Рига: Liesma, 1979. - 24. сбор. - С. 32. – 34, К., Вальдемар Очерки.  – Рига: ЛУ, 1936. – 46 с., Биркертс  А. Жизнь и борьба Латвийской интеллигенции. - Рига. - 1927,  519 с.

Следующий массив литературных источников связан с моментом утраты статуса Независимой Республики, когда в рамках Всесоюзной политики “наукизации” решено было построить здание Латвийской Академии наук ССР (1946 год). Тогда наука в Латвии стала достоянием огромной Советской страны. Для анализа этого культурного периода была использована документационная литература, связанная с внутренней организацией Академии наук в советской Латвии: План научно-исследовательских работ Академии наук Латвийской ССР, 1946 - 1950 гг. Проект. - Рига: АН ЛатвССР, 1946. - 321 с., Решение о создании на территории Латвийской ССР Академии наук // Cīņa. - 1946. - 8 фев.; ЛССР АН Вестник. - 1947. - № 1. - 164 с., Уставы Академии наук СССР. - Москва: Наука, 1975. - 207 с. Так же, в данном историческом контексте интересны работы Я. Пиеве Достижения науки в Советской Латвии. - Rīga: LVI, 1960. - 191с. и А. Калнинша Достижения науки в период власти Советов // Последние Известия. - 1940. - 18 июн., где подробно описаны плюсы и минусы латвийской науки в Советское время. 

Далее,  развитие Академической культуры Латвии приходиться на момент распада Советского режима, когда в 1992 году территория современной Латвии окончательно утверждает статус Независимой Республики. Начался  поиск собственного образовательного пути, в ходе которого Латвийская академия наук была реорганизована в соответствии с моделью принятой в Северных странах  Европы, где ученые объединены на основе индивидуального членства. А проверенная временем Советская система - специалитет, аспирантура, докторантура, была заменена в соответствии со стандартами Европейского Союза на бакалавриат, магистратуру и докторантуру.  По итогам этих реформ, нарушилось равновесие академического образования.  Республика погрузилась в кризис. К этому выводу удалось придти, благодаря обзору социологических исследований, выстраивающих фактологическую вертикаль относительно того “как было” и “как стало”: Николаев, А. Уровень занятости и образования // Высшее образование в начале 21 века. - Даугавпилс: Даугавпилский университет, 2005. - С.  106 – 110, Цауркубуле, Ж. Анализ тенденций развития высшего образования в Латвии в контексте Европейской интеграции / Ж. Цауркубуле. - Латвия: Балтийский институт психологии и менеджмента, 2010. - 78 с., Бухольц, Я. Иллюзии высшего образования / Я. Бухольц. - Рига: Периодическое издание Видземского предместья DRUVA, № 146 (11393), 18. 09. 2012.  - С. 2 - 10). 

На сегодняшний момент сложившуюся кризисную ситуацию в стране удалось стабилизировать. Благодаря росту качества, доступности  и ценности интеллектуального труда. Теперь образование в Латвии полностью соответствует требованиям и нормам высшего европейского образования. Для выявления особенностей этого историко-культурного этапа с последующим построением прогнозов и анализа динамики развития Академической среды была использована информация, представленная на государственных Интернет порталах страны: Академия наук Латвии http://www.lza.lv/ (дата обращения 25.02.2015), научный журнал “Zinātnes Vēstnesis” http://www.lza.lv/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=225&Itemid=243 (дата обращения 25.02.2015), а так же Министерство образования и науки Латвии. URL: http://izm.izm.gov.lv/ (дата обращения 25.02.2015), в частности Отзывы экспертов об оценке учебных программ высшего образования в Латвии. - URL: http://izm.izm.gov.lv/aktualitates/informacija-medijiem/9255.html (дата обращения: 25.02.2015).  Данные о ведущих образовательных программах, структуре и особенностях образовательного процесса, научных конференциях и внутренней академической жизни Латвийского общества была получена в ходе обзора официальных сайтов старейших университетов страны: Латвийский университета http://www.lu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Рижский технический университет http://www.rtu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Рижский университет им. П. Страдиня http://www.rsu.lv/ (дата обращения: 21.02.2015), Даугавпилский университет http://du.lv/lv (дата обращения: 21.02.2015).

Таким образом, использованный массив литературы по заявленной теме условно можно разделить на четыре периода: начиная с момента образования Ливонской государственности, до открытия первого Латвийского университета, затем эпоха Советской Латвии, далее 1992 год  - утверждение Латвийской Республики и путь реформирования пережитков Советского прошлого, который вводит Высшее образование в состояние кризиса. И наконец, заключительный этап, связанный с преодолением и стабилизацией сложившейся обстановки в стране. Типологизация представленных источников носит весьма разнообразный характер, в ходе работы были задействованы  книги по истории Латвии, исторические хроники, связанные с развитием и становлением культурной государственности Ливонского княжества (территория современной Эстонии и Латвии). Так же, для выявления культурно - исторических основ высшего образования была использована документационная литература, периодические издания и данные социологических исследований. Изучение современного этапа а развитии академической культуры Латвии и специфика преподавания наук о культуре опиралось на информацию представленную на официальных Интернет ресурсах страны: сайты Министерства образования, Латвийской академии наук, ведущих университетов Латвии.  

В ходе работы активно была задействована иностранная литература и Интернет источники на английском и латышском языке, обилие которых, является особенностью данной работы. Дело в том, что в Латвии большая часть информации, связанной с внутренним устройством страны, представлена на национальном, латышском языке, это часть политики страны. В этой связи владея языком, удалось найти важную и интересную для исследования информацию. Надо сказать, что в рамках представленной литераторы очень хорошо освещена тема, связанная с историческим периодом становления академического знания  (момент образования Ливонской государственности, открытие первого Латвийского университета и  эпоха Советской Латвии). Социокультурный анализ современной науки выглядит очень разрозненно и хаотично, концентрируясь в основном на проблемах отсутствия финансирования, этнической разрозненности, массовой миграции населения в страны Европейского Союза, внимание практически не уделяется поиску  решения сложившихся проблем, выявлению  специфики и динамики академической культуры Латвии,  а так же основных направлений современной образовательной политики. Перечисленные пункты в той или иной форме были включены в задачи диссертационного исследования, формируя тем самым проблемную лакуну, вопросами которой никто ранее не занимался. 

3 Комментарии
Т.В.Артемьева link
1/3/2015 10:13:08

1. Начать с общих работ преподавания наук о культуре и культурологии, сослаться на исследования нашей каф.
2. Все библиографические описания -- в сноски
3. А все-таки как обстоят дела именно с науками о культуре?? Например "история культуры", "Философия культуры", "Методы исследования культуры", м.б. культурология, изучения отдельных культур в рамках антропологии, истории и пр.

Ответить
Александр Шипилов
2/3/2015 04:22:57

Возможно, стоит попробовать проследить динамику развития академической культуры Латвии в сравнении с Эстонией и Литвой, описать какие общие черты есть в ходе развития, существует ли обмен опытом между прибалтийскими республиками.

Ответить
Т.В.Артемьева
9/3/2015 15:37:37

Да, это хорошая идея, но не обязательно с прибалтийскими странами, а слюбыми другими постсоветскими.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал