Ломба́рдией называют административную область в Италии, где проживает одна шестая населения Италии. Столицей области является Милан.
Ломбардия получила свое название от лангобардов. После прекращения итальянской ветви Каролингов, Ломбардия стала объектом борьбы между местными герцогами и бургундскими королями. Это продолжалось до тех пор, пока в 951 году Оттон I снова вновь не присоединил её к римско-германской империи.
В то время как Фридрих I Барбаросса возобновил свои походы на Италию, ему было оказано со стороны союза решительное противодействие. В 1158 году Милан сдался королю, уплатив ему дань, и выдал заложников. После этого Фридрих I Барбаросса смог короноваться ломбардской железной короной.
Новыми законами королю было предоставлено назначение герцогов, правителей (подеста), судей; города лишены права заключать союзы, держать войска, приобретать новые земли. Через два года во многих городах вновь произошли восстания; императорские правители были изгнаны и города вновь заключили союзы, которые скоро слились в один ломбардский. Страшное поражение Фридриха I при Леньяно в 1176 году привело сперва к 6-летнему перемирию, а потом к Констанцскому миру 1183 год, по которому города возвратили себе старые вольности; за императором осталась лишь тень власти.
Ломбардский союз распался. Конфедерации эти и отдельные города враждовали между собою; союзы заключались, видоизменялись и распадались; постоянно возникали новые группировки городов, но против притязаний императорской власти в первое время они все были единодушны.
Походы Фридриха II Штауфена на Ломбардию, открывшиеся блестящей победой при Кортенуово в 1237 году, окончились для него весьма печально: он был наголову разбит под Пармой и бежал из Италии в 1247 году. Юридически Ломбардия и Тоскана и после этого оставались частью Германской империи, но фактически в течение 60 лет немецкие короли не заявляли притязаний на власть.
В 1310 году немецкий король Генрих VII предпринял новый поход через Альпы в Италию. На этот раз Милан, в котором правил гибеллин Маттео Висконти, добровольно открыл свои ворота. Генрих короновался ломбардской железной короной и назначил Висконти императорским наместником и миланским графом.
Династия Висконти в следующие годы распространила свою власть на Павию, Комо, Пьяченцу, Кремону, Брешиа.
В 1395 году Джангалеаццо Висконти принял титул герцога Миланского. Правление династии Висконти, сделавшей очень много для распространения образования, для развития в Милане литературы и искусства, было крайне деспотическим: правители прибегали к развитию шпионства, к жестоким пыткам и казням политических противников, самоуправление и свобода почти исчезли.
После войны за испанское наследство Ломбардия перешла к Австрии.
Во время войны за австрийское наследство Австрия должна была уступить Сардинскому королевству часть герцогства (около 8000 км²), за ней осталась область в 21 000 км².
В 1797 году Бонапарт образовал из Ломбардии Цизальпинскую республику.
Итальянский поход Наполеона означал безусловную победу Франции над Австрией. В 1796 году, сразу после того, как Наполеону удалось обрести контроль над Ломбардией, на землях миланского и мантуанского герцогств (а также некоторых смежных территориях) была образована зависимая от Франции Транспаданская республика. После того же, как на следующий год война была завершена подписанием Кампо-Формийского трактата, Транспаданская республика была объединена с землями на южном берегу По в так называемую Цизальпинскую республику.
Милан при Наполеоне снова стал столицей (пусть и сателлитной) всего севера Италии – эту роль он выполнял в течении всего наполеоновского времени и после того, как Цизальпинская республика была преобразована в 1802 году в Итальянскую, и после того, как в 1805 году Итальянская республика стала королевством. А когда в 1815 году, после битвы при Ватерлоо, европейские монархии на венском конгрессе заново перекроили послевоенную Европу, ломбардская столица получила под свою юрисдикцию и венецианские земли – правда, вновь в составе Австрийской империи.
Монархический порядок в Европе был восстановлен, но все большую силу здесь, как и по всей Европе, принимало национально-революционное движение. Ломбардия стала одним из его центров: в 1848 году в Милане вспыхнуло знаменитое восстание, названное в литературе «пятью днями Милана». Но тогда изгнанные было из области австрийские войска вернулись, и лишь в 1859 году большей части Ломбардии удалось освободиться от австрийского присутствия – она вошла в состав Сардинского королевства, которое вскоре за тем стало единым итальянским государством. Правительство новой страны кочевало – из Турина во Флоренцию, из Флоренции в Рим, но Милан стал «северной столицей» Италии, крупнейшим ее индустриальным и культурным центром.
Цюрихским миром 1859 года Ломбардия была присоединена к Италии, с тех пор её политическая история сливается с историей нового королевства.
2 Экономика
Во второй половине ХVIII века в Ломбардии наблюдается улучшение в сфере экономики, увеличивается численность населения, растет площадь обрабатываемых земель. Здесь сельское хозяйство приносило помещикам такие хорошие доходы, что даже представители буржуазии предпочитали вкладывать свои капиталы не в промышленные предприятия, а в покупку земли.
Постепенно начался рост итальянской промышленности. Так в городе Милане выросло число шелкоткацких станков почти в три раза, возникли десятки централизованных мануфактур, на которых нередко работало по 200-300 рабочих, наблюдался рост торговли.
В Милане, выгодно расположенном на пересечении торговых путей из Европы в центральную и южную Италию, образовался довольно значительный слой богатой торгово-промышленной буржуазии.
Итальянские крестьяне, лично свободные, но еще в средневековье обезземеленные, были превращены в нищих арендаторов, батраков. Почти вся земля здесь принадлежала помещикам и духовенству.
Во второй половине XVIII века так же, как и в соседних странах, в итальянских государствах правительства приступают к проведению политики просвещенного абсолютизма с целью сохранить и укрепить власть монархов, уменьшить оппозицию буржуазии и недовольство народных масс в условиях нараставшего кризиса феодального строя. Правительства субсидируют создание новых централизованных мануфактур, заключают выгодные торговые договоры. Тоскане великий герцог Леопольд I отменил крепостное право там, где оно еще было, но не дал крестьянам земли.
Протесты феодалов привели к тому, что к концу XVIII века политика реформ была фактически прекращена во всех государствах Италии.
К концу XVIII века развитие Италии, как и Ломбардии, продолжали сдерживать политическая раздробленность, иностранное господство и феодальные отношения.
3 Культура
В первые десятилетия XVIII в Ломбардии наблюдался глубокий упадок культуры. В литературе длительное время господствующее место занимали постулаты барокко, то есть чувствовалось тяготение к созданию элитарной культуры. Лишь некоторые деятели наук и искусства осознавали необходимость ее обновления и в поисках путей осуществления этой задачи обращались к опыту Франции и Англии, где уже утвердилась философия, наука, литература и искусство эпохи Просвещения.
И все-таки, культура Ломбардии 18-19 веков является очень разнообразной, именно она определяет развитие всего региона.
Живопись треченто и раннего кватроченто в Ломбардии отмечена хрупким изяществом форм, поэтичностью. Она развивалась в русле интернациональной готики (миниатюры в рукописных «гербариях» и «лечебниках», анималистические рисунки Дж. де Грасси). Значительную роль в развитии ломбардской живописи кватроченто сыграл Пизанелло.
В эпоху Высокого Возрождения основополагающим было влияние искусства Леонардо да Винчи и его школы (Дж. А. Больтраффио, Б. Луини, Амброджо де Предис, Ф. Мельци и др.).
Гениальный художник Италии Леонардо да Винчи создал целую серию шедевров в своей жизни. Произведения искусства, которые он сотворил, привлекают знатоков и в настоящее время. Благодаря его работам искусство живописи перешло на новый этап.
В списке произведений Леонардо да Винчи есть особо значимые работы, которые затронули души многих людей. Например, картина «Мадонна Литта», завершенная в 1491 году.
Джованни Больтраффио – ученик Леонардо да Винчи. Художник-аристократ, воспитанный в богатой семье с не менее богатым культурным наследием (для того времени, разумеется). Насчет даты его рождения до сих пор ходят разногласия: некоторые полагают, что это 1466 год, а другие, что 1467. Всю жизнь художник провел в родном городе Милане, где и умер в возрасте 49 лет. Джованни Антонио Больтраффио были наиболее интересны сцены из Библии, а также портретная живопись. Пройдя обучение в мастерской великого живописца, этот художник настолько точно усвоил его манеру изображения, что до сих пор его картины вызывают споры. В частности, некоторые эксперты считают, что младенец, которого держит Богоматерь («Мадонна Литта») был написан не Леонардо да Винчи, а Джованни Больтраффио. В пользу гипотезы говорят и многочисленные наброски малыша, найденные в бумагах этого леонардеска.
Что касается творческой деятельности, то она пользовалась большой популярностью у современников. Больтраффио был придворным художником герцога Людовико Марии Сфорца, более известного как Людовико Моро.
Бернардино Луини (Luini Bernardino) (1482—1532). Итальянский художник эпохи Высокого Возрождения. Родом из окрестностей Милана. У кого из мастеров проходил обучение молодой Бернардино Луини - неизвестно. Свои ранние работы Луини живописал, как и Беноццо Гоццоли, в русле готического стиля, несмотря на то, что в миланской живописи этого времени уже преобладали ренессансные тенденции. Предполагается, что художник стал зрелым мастером под руководством Леонардо да Винчи. Луини работал в Милане, Лугано, Кьяравалле и Саронно.
Драматизм, острота переживаний были чужды художнику Бернардино Луини, предпочитавшему воплощать нежные образы Мадонн и святых, используя при этом богато разработанную цветовую гамму и искусство легкой, растворяющей контуры, моделировки форм.
Один из самых известных леонардесков, творивший вместе с великим гением, – Амброджо де Предис. Знаменитость ему принесли в основном портретные изображения, выполненные в технике, очень близкой к портретной живописи самого Леонардо да Винчи, но, в то же время, имеющие много и уникальных отличий. По некоторым штрихам и тонкостям работы Амброджо де Предиса легко можно отличить от тех изображений, которые принадлежат кисти его великого учителя.
В архитектуре так же можно проследить собственный ломбардский стиль. Показателем этого является создание в церковной архитектуре трёхнефной базилики с отдельно стоящей колокольней — кампанилой.
Наряду с обычными для всей Европы замками, крепостями, монастырскими комплексами здесь развивалась и городская архитектура. В ломбардских церквах особая роль принадлежала фасадам. В их убранствах применялись лизены, карликовые галереи, выносные портики - крыльца, скульптурный декор.
При всем однообразии общего художественного характера ломбардо-романского архитектурного стиля, в его деталях много различия и свободы. Его историческое значение в отношении выработки новых форм важнее, чем его художественные достоинства. Тем не менее, при взгляде на веронскую церковь св. Зенона и на Пьяченцский, Моденский или Пармский соборы, нельзя не поддаться их очарованию.
4 Философия и литература
В отличие от Англии и Франции, итальянское Просвещение не создало личной философской основы и ориентировалось на достижение европейской философии.
Позднее формирование ломбардистского Просвещения имело своим следствием также и то, что в Ломбардии не было последовательной смены литературных направлений. Просветительский классицизм здесь зародился почти одновременно с сентиментализмом, часто черты этих направлений странным образом переплетались в творчестве одного художника.
Для искусства Ломбардии 18-19 веков характерным было бурное развитие так называемой комедии dell'arte - импровизированной комедии.
Она возникла в XVI веке и первоначально имела актуальный социально-сатирический, обличительный характер.
Сам термин «комедия dell'arte» переводится как «профессиональная комедия». Она исполнялась актерами - профессионалами и требовала высочайшего актерского мастерства в отличие от так называемой «ученой комедии» (последняя, как правило, выполнялась в богатых домах актерами - любителями).
Философия развивалась в Ломбардии более крупными темпами.
Во второй половине XVIII века с резкой критикой феодальных порядков выступили итальянские просветители, идеологи молодой итальянской буржуазии. В Милане в 60-х гг. сложился кружок философов, экономистов, литераторов, юристов, которые издавали свой периодический журнал «Кафе». Кофейни в то время играли роль своеобразных политических клубов. В этом журнале начали появляться первые ростки национального самосознания итальянцев. «Мы должны быть итальянцами, а не ломбардцами, неаполитанцами, тосканцами» - писал Вери, один из издателей журнала. В этот кружок входил знаменитый Беккария, издавший в 1764 г. трактат «О преступлениях и наказаниях», в котором доказывал, что уголовное законодательство должно исправлять преступника, а не мстить ему. Его книга была переведена на многие языки и оказала влияние на дальнейшее развитие юридической мысли.
Книга неаполитанца Филанджери «Наука законодательства», впервые опубликованная в Неаполе в 1780 г., причислялась современниками к лучшим произведениям просветительской литературы. Она вызывала восхищение Б. Франклина, Наполеон I называл Филанджери «одним из своих учителей». Итальянский просветитель писал о необходимости реформ, которые должны обновить экономическую, социальную и культурную жизнь Европы. Его соотечественник Дженовезе в «Лекциях о торговле» осуждал лишение крестьян собственности на землю. Он писал, что пока крестьяне находятся в бедственном положении, о серьезном экономическом прогрессе не может быть и речи.
Среди философов Ломбардии 18-19 века очень ярко выделяется Петр Ломбардский. Это средневековый философ и теолог. Будучи низкого происхождения, он, тем не менее, смог получить хорошее образование в Болонье, после чего при содействии Бернара Клервоского перебрался в Париж. Длительное время преподавал в парижской кафедральной школе, а за год до смерти (в 1159) стал епископом Парижа.
Широкую известность Петр Ломбардский получил благодаря своей «Книге сентенций» — систематическому изложению христианской догматики. Хотя поначалу это сочинение вызвало неоднозначную реакцию в церковных кругах, впоследствии оно стало основным учебником по теологии, который читался и комментировался во всех европейских университетах вплоть до 15 в., а кое-где и позднее.
Представления Петра Ломбардского о природе Бога целиком вписываются в общую западную христианскую традицию, восходящую к Августину.
Список литературы
1. Блинникова Л.В. Великие философы / Л.В. Блинникова. – М.: Логос, 1999. – С. 196.
2. Виноградов П. Происхождение феодальных отношений в лонгобардской Италии. — СПб., 1880.
3. Вольтер. Философские истории. – М., Пб., 1868. – С. 164.
4. Ипполитов А.В. Особенно Ломбардия. Образы Италии XXI
5. Кудрявцев «Судьбы Италии». (в «Сочинениях»).- М.: Наука, 2003.-267 с.
6. Литвенко С.В. Ломбардия, история и культура.- М.: Наука, 2009.- т154 с.
7. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
8. http://www.lombardia.ru/
9. https://ru.wikipedia.org/
10. http://italia-ru.com/page/lombardia
11. http://www.bibliotekar.ru/Iskuss1/53.htm