«Конкурентные преимущества выпускников-культурологов на рынке труда:
проблемы формирования, позиционирования и реализации»
Степень разработанности проблемы.
Среди культурологов, обнародовавших свое мнение о культурологической профессии следует назвать А.В. Костину, А.Я. Флиера, В.А. Куренного, М.Д. Щелкунова, Г.И. Звереву, Л.В. Никифорову. Проблема трудоустройства волнует не только обучающихся и выпускников культурологов, но и бакалавров, специалистов многих гуманитарных факультетов и специальностей. С одной стороны сегодня говорят о перепроизводстве гуманитариев, с другой – о том, что современная номенклатура должностей и профессий не совпадает с записями в дипломе. О профессии «Культуролог» никакой информации на рынке труда нет, однако, специальность в дипломе существует. С 2009 года профессия «учитель культурологии» также перестала существовать. Выпускник полностью подготовлен для преподавательской деятельности, к примеру, в школах, в соответствии с полученной специальностью, однако, с 2009 года в дипломе этого не указано. Исследование проблемы профессиональной самореализации выпускников культурологов на отечественном рынке труда является актуальным. Результаты исследования определяют конкурентоспособность обучающегося и выпускника культуролога, его навыки, компетенции, уровень востребованности.
Профессиональная деятельность выпускника специальности «культурология» определяется в Гос-стандартах, в статьях и в выступлениях известных культурологов, это план «идеального». Реальное положение культуролога на рынке труда – это план реального, то есть, на сколько успешно устраиваются обучающиеся и выпускники культурологи на Российском рынке труда. «Реальное» - это мониторинги деятельности выпускников культурологов в вузах, например, в РГПУ им. А.И. Герцена. Г.И. Зверева, отталкиваясь от ФГОС ВПО третьего поколения, анализирует навыки и компетенции культуролога на рынке труда, определяя, что уровень востребованности навыков остаётся под вопросом. Также не ясно чем бакалавр культуролог отличается от магистра – нет разграничений. Проблема трудоустройства и конкурентоспособности культуролога на рынке труда стала изучаться с 2008 года. В 2008 году в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов был организован круглый стол «Культурология как наука», где впервые поднимались вопросы о том, что представляет собой профессия культуролог, что они представляют собой на рынке труда, попытки определить профессиональное поле деятельности культуролога, профессии с которыми он конкурирует. В 2010 г. на круглом столе «Специалист-культуролог на рынке труда» тема профессиональной занятости культуролога была центральной, в обсуждении приняли участие культурологи Москвы и Петербурга. Обсуждая преподавательскую сферу профессиональной реализации культуролога, А.В. Костинаречь говорила о двух типах культурологического образования как о перспективе. Одно, условно названное А.В. Костиной «культурологией для не культурологов», направлена на становление общекультурной эрудиции специалиста (любой профессии) и связана с преподавательской профессией культуролога. Вторая – основа специальной подготовки. Во втором типе образования «Специалисты - культурологи выступают главным образом экспертами, способными выявить и оценить гуманитарные риски в инженерных, экономических, социальных, политических проектах. А.В. Костина, один из инициаторов круглого стола, неоднократно в своих работах обращалась к теме востребованности культуролога на рынке труда. Она полагает одной из наиболее перспективных – экспертно-аналитическую деятельность, особенно, в связи со статьей Закона РФ от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства РФ о культуре», предусматривающей обязательность культурных аспектов во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. И в связи с этим – необходимость института культурологической экспертизы. Хотя, полагает А.В. Костина, вряд ли можно рассчитывать, что сегодняшние студенты смогут работать такими экспертами, поскольку эта статья фактически не работает . Также А.В. Костина полагает перспективной культурно-просветительскую сферу, особенно в менеджменте арт-шоу-бизнеса. В. Куренной охарактеризовал три основные сферы культурологической профессии. Во-первых, преподавательская и исследовательская деятельность, которые, как правило, тесно связаны. Но, говорит он, «исследователи – штучный товар, это скорее призвание, а не профессия». Во-вторых, такие традиционные институты как музеи, библиотеки и другие «учреждения культуры». Но основное внимание уделяет он новым институтам и институциям, таким как современные культурные индустрии (культурные проекты, связанные с «коммерциализацией культурной и креативной деятельности»).
Проф. М. Д. Щелкунов разделяет культурологическую профессию на два поля: «стратегическое и прикладное». В стратегическом плане, полагает М.Д. Щелкунов, культурологи могут быть востребованы для разработки как долгосрочных концепций культурного развития отдельных регионов, так и конкретных программ культурно-массовых мероприятий. «Именно профессиональные культурологи должны предугадать и подсказать возможные риски при принятии стратегических культурно-идеологических программ». Прикладная деятельность – это работа в качестве экспертов, менеджеров, культур-атташе, консультантов по вопросам культуры в различных гуманитарных и научных фондах, в системе госслужбы, музеях и галереях, издательствах и СМИ.
Школа практической культурологи, основанная в РГПУ им. А.И. Герцена, формирует площадки для обмена культурологическим опытом между участниками различных профессий – для моделирования проектов в практической культурологии.
А.Я.Флиер определил сегменты рынка труда, где востребованы особые знания и деятельностные возможности культурологов.
Г.И. Зверева определила компетенции и навыки культурологов на рынке труда.
На сегодняшний день не существует исследований, посвящённых определению образа культуролога на рынке труда, нет разработок методов позиционирования. По-прежнему, остаётся неосведомлённость работодателей о специальности «культуролог и чем он отличается от конкурирующих профессий».