Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Алексей Орлов

22/2/2015

3 Комментарии

 
Тема диссертации:
«Конкурентные преимущества выпускников-культурологов на рынке труда:
проблемы формирования, позиционирования и реализации»

Степень разработанности проблемы.
Проблема социокультурной миссии культурологии, прямо  связанная с представлением о сферах профессиональной деятельности культуролога, методах  позиционирования его на Российском рынке труда, конкурентоспособность неоднократно становилась предметом научных работ, обсуждалась на конференциях (напр. 2010 г. «Специалист-культуролог на рынке труда») и семинарах, на страницах авторитетных культурологических журналов «Вопросы культурологии», «Обсерватория культуры», а также в сети интернет. На семинарах: в этом плане следует назвать работы В.М. Межуева,  В.В. Степина, А.Я. Флиера, В.А. Подороги, А.Л. Доброхотова, А.С. Запесоцкого. 

Среди культурологов, обнародовавших свое мнение о культурологической профессии следует назвать А.В. Костину, А.Я. Флиера, В.А. Куренного, М.Д. Щелкунова, Г.И. Звереву, Л.В. Никифорову. Проблема трудоустройства волнует не только обучающихся и выпускников культурологов, но и бакалавров, специалистов многих гуманитарных факультетов и специальностей. С одной стороны сегодня говорят о перепроизводстве гуманитариев, с другой – о том, что современная номенклатура должностей и профессий не совпадает с записями в дипломе. О профессии «Культуролог» никакой информации на рынке труда нет, однако, специальность в дипломе существует. С 2009 года профессия «учитель культурологии» также перестала существовать. Выпускник полностью подготовлен для преподавательской деятельности, к примеру, в школах, в соответствии с полученной специальностью, однако, с 2009 года в дипломе этого не указано. Исследование проблемы профессиональной самореализации выпускников культурологов на отечественном рынке труда является актуальным. Результаты исследования определяют конкурентоспособность обучающегося и выпускника культуролога, его навыки, компетенции, уровень востребованности.

Профессиональная деятельность выпускника специальности «культурология» определяется в Гос-стандартах, в статьях и в выступлениях известных культурологов, это план «идеального». Реальное положение культуролога на рынке труда – это план реального, то есть, на сколько успешно устраиваются обучающиеся и выпускники культурологи на Российском рынке труда. «Реальное» - это мониторинги деятельности выпускников культурологов в вузах, например, в РГПУ им. А.И. Герцена. Г.И. Зверева, отталкиваясь от  ФГОС ВПО третьего поколения, анализирует навыки и компетенции культуролога на рынке труда, определяя, что уровень востребованности навыков остаётся под вопросом. Также не ясно чем бакалавр культуролог отличается от магистра – нет разграничений. Проблема трудоустройства и конкурентоспособности культуролога на рынке труда стала изучаться с 2008 года. В 2008 году в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов был организован круглый стол «Культурология как наука», где впервые поднимались вопросы о том, что представляет собой профессия культуролог, что они представляют собой на рынке труда, попытки определить профессиональное поле деятельности культуролога, профессии с которыми он конкурирует. В 2010 г. на круглом столе «Специалист-культуролог на рынке труда» тема профессиональной занятости культуролога была центральной, в обсуждении приняли участие культурологи Москвы и Петербурга. Обсуждая преподавательскую сферу профессиональной реализации культуролога, А.В. Костинаречь говорила о двух типах культурологического образования как о перспективе. Одно, условно названное А.В. Костиной «культурологией для не культурологов», направлена на  становление общекультурной эрудиции специалиста (любой профессии)  и  связана с преподавательской профессией культуролога. Вторая – основа специальной подготовки. Во втором типе образования «Специалисты - культурологи выступают главным образом экспертами, способными выявить и оценить гуманитарные риски в инженерных, экономических, социальных, политических проектах. А.В. Костина, один из инициаторов круглого стола, неоднократно в своих работах обращалась к теме востребованности культуролога на рынке труда. Она полагает одной из наиболее перспективных – экспертно-аналитическую деятельность, особенно, в связи со статьей Закона РФ от 09.10.1992 № 3612–1 «Основы законодательства РФ о культуре», предусматривающей обязательность культурных аспектов во всех государственных программах экономического, экологического, социального, национального развития. И в связи с этим – необходимость института культурологической экспертизы. Хотя, полагает А.В. Костина, вряд ли можно рассчитывать, что сегодняшние студенты смогут работать такими экспертами, поскольку эта статья фактически не работает . Также А.В. Костина полагает перспективной культурно-просветительскую сферу, особенно в менеджменте арт-шоу-бизнеса. В. Куренной охарактеризовал три основные сферы культурологической профессии. Во-первых, преподавательская и исследовательская деятельность, которые, как правило, тесно связаны. Но, говорит он, «исследователи – штучный товар, это скорее призвание, а не профессия». Во-вторых, такие традиционные институты как музеи, библиотеки и другие «учреждения культуры». Но основное внимание уделяет он новым институтам и институциям, таким как современные культурные индустрии (культурные проекты, связанные с «коммерциализацией культурной и креативной деятельности»).

Проф. М. Д. Щелкунов разделяет культурологическую профессию на два поля: «стратегическое и прикладное». В стратегическом плане, полагает М.Д. Щелкунов, культурологи могут быть востребованы для разработки как долгосрочных концепций культурного развития отдельных регионов, так и конкретных программ культурно-массовых мероприятий. «Именно профессиональные культурологи должны предугадать и подсказать возможные риски при принятии стратегических культурно-идеологических программ».  Прикладная  деятельность – это работа в качестве экспертов, менеджеров, культур-атташе, консультантов по вопросам культуры в различных гуманитарных и научных фондах, в системе госслужбы, музеях и галереях, издательствах и СМИ.

Школа практической культурологи, основанная в РГПУ им. А.И. Герцена, формирует площадки для обмена культурологическим опытом между участниками различных профессий – для моделирования проектов в практической культурологии.

А.Я.Флиер определил сегменты рынка труда, где востребованы особые знания и деятельностные возможности культурологов.

Г.И. Зверева определила компетенции и навыки культурологов на рынке труда.

На сегодняшний день не существует исследований, посвящённых определению образа культуролога на рынке труда, нет разработок методов позиционирования. По-прежнему, остаётся неосведомлённость работодателей о специальности «культуролог и чем он отличается от конкурирующих профессий».
3 Комментарии
Т.В.Артемьева
22/2/2015 10:42:02

Не поняла "На семинарах: в этом плане следует назвать работы..."
Работы (и гос документы) на которые вы ссылаетесь нужно снабдить ссылками.

По-прежнему, остаётся неосведомлённость работодателей о специальности «культуролог и чем он отличается от конкурирующих профессий». стиль! разберитесь с кавычками!

Ответить
Александр Шипилов
28/2/2015 15:07:58

Я думаю стоит привлечь какие-нибудь чисто социологические исследования, наверняка кто-то об этом писал, потому что "проблема трудоустройства" в академическом плане волнует больше социологов, это их область исследования.

Ответить
Анастасия Буховец
1/3/2015 17:06:24

Возможно стоит осветить материал связанный с работой Биржи труда, плюс, анализы и обзоры различных форумов и ярмарок вакансий (например 27 февраля прошел форум профессий в Университете культуры и искусств и пр. ) т. е. поискать литературу (статьи, заметки) о практическом решении проблемы трудоустройства культурологов на современном этапе или ее не решения.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал