Англия.
1703.12.27 Подписан "Метуэнский трактат" - торговый договор с Португалией, закреплявший ее зависимость от Англии.
1707 Акт об объединении Шотландии с Англией.
1711 Тайные переговоры Англии с Францией о мире. Началось ослабление антифранцузской коалиции.
1713 Англия приняла участи в подписании Утрехского мира. Она получила владения в Северной Америке, на острове Минорка и в Гибралтаре, а также право торговли рабами в испанских колониях.
1714 Смерть королевы Анны Стюарт. Установление Ганноверской династии.
1715 - 1716 Якобитское восстание в Шотландии.
1718 Началась англо-испанская война (1718 - 1720)
1745-1746 Восстание якобитов в Шотландии. Попытка Карла Эдуарда, внука Якова II, захватить престол. Его поражение при Каллодене и бегство во Францию.
1748 Окончилась война за австрийское наследство. По Ахенскому миру между Францией и Великобританией Мадрас возвращен англичанам. Права на австрийский престол признаны за Марией Терезией. Пруссия получила большую часть Силезии, а Испания и Сардиния - австрийские владения в Италии.
1756 Началась семилетняя война (1756-1763)
1763 Парижский мирный договор (Версальский мир) завершил семилетнюю войну. Англия получила от Франции Канаду, Восточную Луизиану, острова Доминика, Сент-Винсент, Гренаду, Тобаго (Вест-Индия); от Испании - Флориду, остров Минорку, острова в Восточной Индии. Испания получила от Франции Западную Луизиану.
1767 Изобретение механической прядильной машины и первые вспышки движения луддитов (разрушителей). Закон о введении смертной казни за разрушение машин.
1778.06 Начало войны между Францией и Великобританией из - за союза Франции с США. Испания за свой нейтралитет попросила Гибралтар и получив отказ, также вступила в войну против Великобритании
1799 Акт о запрещении союзов. Введение подоходного налога.
1800 Англо-ирландская уния об упразднении ирландского парламента.
1801 Билль о всеобщем огораживании. Первая перепись населения.
1801 лето Петербургская морская конвенция между Россией и Великобританией. Установление дружеских отношений Великобритании с Россией, отмена эмбарго на передвижение английских кораблей Россией
1803.05.16 Англо-французская война возобновилась.
1803-1805 Война III коалиции в составе Англии, Австрии и России против Франции.
1806 Четвертая антифранцузкая коалиция (1806 - 1807) с участием Англии
1809 Пятая антифранцузкая коалиция против Франции
1812-1814 Англия участвует в военных действиях против Франции в составе VI коалиции (Англия и Россия)
1812-1814 Англо-американская война. Гентский договор.
1813.06. Наступило перемирие, в ходе которого антинаполеоновская коалиция расширилась: Россия, Пруссия, Швеция, Англия и Австрия.
1815 г. – Герцог Веллингтон разбил Наполеона при Ватерлоо.
1817 В Англии принят Закон против свободы печати, собраний и слова
1819 В Англии начался экономический кризис. Расправа с участниками митинга, организованного на окраине Манчестера с целью обсуждения петиции о всеобщем избирательном праве.
1825 В Англии открыта первая в мире железная дорога общего пользования. В том же году начался первый циклический кризис.
1834. В Англии образовалось Великое национальное объединение союза профессий. Принят "Закон о бедных".
1834.08.01 Запрет рабства в колониях Британской империи
1840 г. - 1 «Опиумная» война.
1840 г. - Англия захватила Новую Зеландию
30 марта 1856 г. - Парижский мирный договор между Россией и участниками военных действий против нее, в т.ч. Англией
1856-1860 г. – 2 «Опиумная» война.
1863 г. – в Лондоне открыто метро, первое в мире.
1867 г. – Британские колонии в Северной Америке актом объединены в доминион Канада.
1870 г. – В Великобритании введено обязательное обучение школьников до 11 лет.
1876 г.- Английская королева Виктория провозглашена императрицей Индии.
1885 В Англии появилось движение суфражисток.
1890 г. – Англия и Франция заключают соглашение о колониальных владениях в Африке.
1896. В Лондоне подписано соглашение о разделе сфер влияния в Индокитае (с Францией)
Политическая система
В 1707 г. актом об унии с Англией были объединена Шотландия, парламент которой был упразднен. Оба королевства соединились и образовалась Великобритания.
Основной линией развития государственного строя Англии в XVIII веке осталась конституционная, монархия, ограниченная парламентом.
Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIII в., заложившими основы британской модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти. И утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти — становление "ответственного правительства". Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать "правительство его величества".
Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение, приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе "конвенциональными нормами". Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти.
В течение XVIII в. в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной.
Согласно Акту о реформе 1832 г., принятому по инициативе вигов, более 50 "гнилых местечек" с населением менее 2 тыс. жителей были лишены представительства в парламенте. Тридцати небольшим городам с населением менее 4 тыс. жителей разрешалось посылать одного депутата вместо двух, а некоторым городам — двух депутатов вместо четырех. В итоге освободились 143 депутатских места, распределенные между новыми городскими и сельскими округами. Были введены новые цензы для избирателей. В графствах активным избирательным правом наделялись все категории владельцев земли с годовым доходом не менее 10 ф. ст., а арендаторы — с годовой рентой не менее 50 ф. ст. В городах такое право получили все мужчины, владеющие на праве собственности или аренды недвижимым имуществом с годовым доходом в 10 ф. ст. Другими условиями участия в выборах были уплата налога для бедных и проживание не менее 6 месяцев в данном избирательном округе
Реформа 1832 г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа — палаты общин. Важнейшим политическим итогом реформы стало также получение вигами стабильного большинства в парламенте. В компромисс с аристократией была вовлечена новая фракция — магнаты промышленной буржуазии, и с этого времени история английского законодательства представляет собой серию уступок промышленной буржуазии. Вместе с тем реформа 1832 г. послужила лишь первым шагом в осуществлении ее программы.
Реформа 1867 г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрела дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества.
Характерной особенностью общественно-политической жизни Англии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего движения и возникновение рабочих партий. Традиционные партии либералов и консерваторов до конца XIX в. сохраняют свои позиции. В 1861 году состоялся первый съезд либеральной партии. В 1867 году официально провозгласила свое образование консервативная партия.
В 1882 г. был принят билль о правилах прекращения прений, позволивший правительству останавливать обсуждение проблемы (прений), если оно развивалось в неугодном для него направлении.
Экономика
В результате первоначального накопления капитала в Англии к середине XVIII в. были созданы предпосылки для дальнейшего быстрого развития капитализма: созданы рынок рабочей силы, значительные накопления капитала, достаточно широкий внутренний рынок и т. д. Развитие мануфактуры достигло своей вершины, создав одновременно предпосылки для перехода к машинному производству: детальное разделение труда, специализацию инструментов, упрощение трудовых процессов, кадры определенной квалификации и т. п.
В 60-е годы XVIII в. в Англии начался промышленный переворот, т. е. процесс смены мануфактуры фабрикой. Сущность промышленного переворота характеризуется двумя моментами:
1) технической революцией, связанной с внедрением машинного производства и заменой им ручного труда;
2) изменениями в социальной сфере, выражающимися в реальном подчинении труда капиталу и возникновении двух основных классов капиталистического общества - буржуа и пролетариев.
Главным содержанием промышленного переворота является капиталистическая индустриализация. Она начинается в Англии с легкой промышленности, точнее - с хлопчатобумажной как наиболее молодой.
В 1733 г. Джон Кей изобрел простейший ткацкий станок с летающим челноком, ускоривший процесс тканья в 2 раза. В 1769 г. изобретена новая прядильная машина - "ваттер-машина", приводившаяся в движение силой воды. В 1799 г. Самюэль Кромптон совместил лучшие качества обеих машин в своей "мюль-машине", дававшей тонкую прочную нить. В 1785 г. Эдмунд Картрайт изобрел ткацкий станок, заменивший ручной труд 40 ткачей. Этим был завершен процесс создания машинной базы в текстильной промышленности. Машины постепенно внедряются в сукноделие, полотняное и шелкоткацкое производство.
Однако все это было усовершенствованием только так называемой рабочей, исполнительной части машины. Подлинный технический переворот начался с изобретения Уаттом в 1784 г. паровой машины, ставшей универсальным двигателем, который применялся в различных отраслях промышленности и в первую очередь в текстильной.
Завершился промышленный переворот изобретением ряда простейших станков (токарного, строгального). С этого времени машины стали производиться машинами, а не вручную.
В результате промышленного переворота в Англии была создана адекватная капитализму машинная база и окончательно победил капиталистический способ производства. Промышленный переворот вызвал быстрый рост промышленного производства.
В результате того что Англия первая стала на путь капиталистической индустриализации, она значительно опередила другие страны и в течение трех четвертей XIX в. экономически господствовала над всем миром. Особенно выгодным для нее было монопольное положение на мировом рынке. В начале XIX в. осуществляется переход от индивидуального к массовому производству машин, а в 1843 г. отменено запрещение вывозить машины, вследствие чего машиностроение превратилось в экспортную отрасль. Англия стала монопольным поставщиком машин: английские текстильные машины, паровые двигатели и паровозы распространились по всему миру. Английские ткани были также вне конкуренции благодаря дешевизне, обусловленной высоким уровнем механизации. Объемы выплавки чугуна и добычи каменного угля в Англии до середины XIX в. были больше, чем во Франции, Германии и США вместе взятых. Большое значение имело и железнодорожное строительство, осуществлявшееся и в самой Англии, и в ее колониях.
Огромные прибыли, получаемые буржуазией вследствие промышленной гегемонии Англии, стали основой ее финансового могущества. В 1870 г. в Англии было уже 113 акционерных банков и по концентрации банковского капитала она шла впереди других стран. "Обилие" капитала позволило ей раньше других стран начать вывоз капитала в свои колонии. В 1865 г. она имела уже 25 колониальных банков.
Расширение внешней торговли осуществлялось также за счет колониальных стран, сырьевые ресурсы которых были немаловажным фактором промышленного развития Англии. В первой половине XIX в. завершилось покорение Индии. После двух опиумных войн Англия проникла в Китай и захватила некоторые районы Центральной, Западной и Южной Африки.
В период промышленного переворота широко используется детский и женский труд. Увеличивается рабочий день (у детей - до 14 часов, у взрослых - до 16-18). В 1824 г. начали появляться тред-юнионы. Возникшее в 30-е годы чартистское движение заставило правительство пойти на ряд уступок: отмену "хлебных законов", ограничение рабочего дня детей и женщин в ряде отраслей, расширение избирательных прав и др.
Культурные особенности
Англия - один из главных очагов Просвещения. На 18 в. приходится расцвет национального английского искусства, связанный с общим подъемом английской культуры, особенности которой определялись буржуазной революцией 1640— 1660 гг.
Живопись.
Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (1697—1764). Создатель общественной и политической сатиры, он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с типичными для нее явлениями: хищным стяжательством, социальными контрастами, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями. Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, и прежде всего с Фильдингом, который обличал пережитки феодального прошлого и уродства буржуазного уклада жизни. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии.
Среди многих портретистов Англии особое место принадлежало Джошуа Рейнольдсу (1723—1792). Он был организатором и первым президентом Королевской Академии художеств, основанной в 1768 г. Поставив целью утвердить в искусстве идеал, связанный с национальной действительностью, Рейнольдс сочетал черты светской парадности и характерной для аристократического портрета монументальности с меткостью психологической характеристики. Он создал галерею портретов своих современников, в большинстве случаев представителей высших слоев общества.
Мир чувств, настроений, тонкий лиризм и поэтичность характерны для творчества младшего современника Рейнольдса, крупнейшего английского живописца Томаса Гейнсборо (1727—1788). Он работал главным образом в области портрета, но в то же время явился одним из создателей английского пейзажа. Близкий по своему дарованию, восприятию мира к сентиментализму Стерна в литературе, Гейнсборо в лучших произведениях был реалистом, остро чувствующим сложные, утонченные характеры портретируемых, которым соответствуют изысканно смягченные гармонии красок.
Самым прославленным портретистом конца 18 — начала 19 в. был Томас Лоуренс (1769—1830), в искусстве которого еще более усиливаются идеалистические тенденции.
Несколько особняком, хотя и в связи с общей линией развития английского портрета, стоит самобытное, мужественное творчество шотландского живописца Генри Реберна (1756—1823). Он был создателем громадной портретной галереи своих соотечественников — общественных деятелей, писателей, ученых. Лучшие из портретов Реберна, написанные широкой свободной кистью, в мощной пастозной манере, сильно и смело раскрывают своеобразные черты национальных характеров: портрет прославленного романиста Вальтера Скотта, портрет главного судьи Шотландии лорда Ньютона.
В английской портретной живописи 18 в. большое место занимал групповой портрет — ни в одной другой европейской стране нельзя найти ничего подобного. В этом пристрастии, очевидно, проявилось то новое общественное мироощущение, которое было порождено английской просветительской культурой 18 в.
Скульптура.
До XVIII века скульптура выражается во множестве надгробных памятников; в дальнейшем она находится в упадке. Английскую скульптуру пытался возродить Джон Флаксман (1755—1826) путём подражания античным образцам. Пластика XIX века представлена талантливыми мастерами в области портрета и жанра (Гибсон, Бейли, Фоли, Стил, Манро, Вулнер, Форд).
Гравирование.
В XVIII века выдающимися гравёрами были Стрэндж, Шарп, Вуллет. Гравирование чёрной манерой достигло совершенства в работах Рейнольдса, Смита, Ватсона и Ирлома, Лэнднсира, Аткинсона, Литона и др. Процветание серьёзной гравюры в конце XIX века вытесняется эстампами на стали и особенно дешевыми литографическими произведениями. На очень высоком уровне находится в Англии гравюра по дереву, возрождённая в 1775 году Бевиком.
Архитектура.
18 век.
В то время как барокко достигло в европейской архитектуре кульминации, английская архитектура продолжала стоять па позициях рационализма и классицизма. Теоретики и практики английского классицизма 18 в. проповедуют возврат к канонам Витрувия и Палладио. Крупнейшими представителями этого направления были Грант Вуд (1705—1754), Уильям Кент (1684—1748) и Джеймс Джиббс (1682—1754). Английским мастерам, однако, чуждо стремление к представительности, развернутости фасадов и декоративности, характерным для французской архитектуры. Выразительность, богатство архитектурных форм достигались чисто пластическими средствами. Особого своеобразия английские мастера достигли в об¬ласти жилой архитектуры — в сельских виллах, дворцах, окруженных живописными парками. Идеал красоты здесь сочетался с требованиями разумного расположения частей здания и расчлененной планировкой (Роберт Адам, 1728— 1792).
Регулярный парк (французский) во второй половине XVIII в. вытесняется в Англии ландшафтным, в котором композицию образуют свободные группы деревьев, открытые лужайки, озера с извилистыми берегами.
В Англии 18 век - период высокого подъема декоративно-прикладного искусства: торевтики (обработка металлов), обработки стекла и особенно производства фарфора.
Далеко за пределами Англии получил распространение своеобразный по формам фаянс, изготовленный на предприятиях Джошуа Уэджвуда (1730—1795) из новых сортов керамической, так называемой каменной массы. Необычайно прочная, она допускала вместе с тем и большую тонкость обработки изделий, часто представлявших собой копии античных ваз или свободные им подражания. Каменная масса синих, черных, зеленых тонов украшалась белыми рельефами строгих очертаний и форм, воспроизводящих античные мотивы. Сервизы, вазы, туалетные принадлежности вместе со строгими формами мебели и оформлением интерьера воплощали поиски изящной классической красоты в английском искусстве.
19 век.
Начало восстановления английской готики началось в Британии в конце XVIII в. из-за поисков национального архитектурного стиля и из-за разочарования английских деятелей в идеалах французской революции 1789—1793 гг. Сын мэра Лондона, Уильям Бекфорд, в 1795 г. начал строительство в Уилтшире собственной усадьбы Фонтхилл-эбби.
Философия и литература
Литература.
Основной литературный жанр эпохи Просвещения — роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное им общество и порочен человек, и тем не менее надеялись, что подобно Робинзону из первой части романа Даниэля Дефо (1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации. Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонатан Свифт (1667—1754) в романе аллегории «Путешествие Гулливера», когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. В созданном им памфлете «Сказка о бочке» он от души посмеялся над церковными распрями.
Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь. Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романе Г. Филдинга (1707— 1754) «История Тома Джонса, найденыша» использовано параллельное построение сюжета, напоминающее сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика Александра Попа (1688—1744). Его философско-дидактическая поэма «Очерк о человеке» стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом Русского Просвещения.
Философия.
Основоположник свободомыслия XVIII в., учитель французских материалистов Джон Локк был столь робок в своих рационалистических суждениях о религии, что не посмел затронуть божественное откровение. Отстаивая принцип веротерпимости, он считал ее неприменимой по отношению к католикам и атеистам. Даже наиболее смелые мыслители (Толанд, Пристли), видевшие во всякой религии одно лишь нагромождение суеверий и предрассудков, утверждали, что религия необходима для простого народа. Суеверия следует искоренить, но их место должна занять вера, основанная на разуме. Англия является родиной деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром сообразно созданным им «естественным» — физическим и нравственным — законам. Но даже деизм казался английской буржуазии чересчур опасным направлением, граничащим с атеизмом.
Объясняется это историей борьбы материализма и идеализма в английской философской и общественной мысли. Начиная с XVII в. материализм и связанный с ним атеизм были в Англии идейным оружием феодальной аристократии, в то время как оппозиционные силы выступали под знаменем пуританства. Под этим знаменем английская буржуазия одержала победу; вся ее революционная фразеология, заимствованная из Ветхого завета, все ее иллюзии и пафос, поддерживавшие и поднимавшие воодушевление народных масс, окрашены в религиозные тона. В течение всего XVIII в. демократические движения (например, методизм, основанный в 30-х годах Джоном Уэсли и привлекший многочисленные плебейские элементы) еще пользовались религиозными лозунгами.
Религия нужна была английской буржуазии еще и потому, что она служила как бы оправданием власти хозяев, поставленных во главе общества неисповедимым «промыслом божием». Буржуазия открыла в религии, по словам Энгельса, могучее средство для обработки своих «естественных подданных» в духе послушания.
Идея «естественного человека» в просветительском ее понимании лежит уже в основе философии Джона Локка (1632—1704) — первого крупного мыслителя новой буржуазной Англии. «Локк, — писал Энгельс, — был в религии, как и в политике, сыном классового компромисса 1688 года». Политические взгляды Локка изложены им в «Двух трактатах о правительстве», написанных под влиянием Гоббса и в то же время в полемике с ним. Подобно Гоббсу, Локк в своей теории государства исходит из того, что современному обществу предшествовало естественное состояние и что объединение людей в общественные союзы возникло в результате их добровольного соглашения — общественного договора. Но, убежденный в отличие от Гоббса в доброй и разумной основе человеческой природы, Локк считает, что целью всякого общества является сохранение и защита личной свободы.
Главное сочинение Локка— «Опыт о человеческом разуме» (1690 г.) представляет попытку вывести все знания и представления человека из чувственного опыта (сенсуализм).
Другое, идеалистическое направление в развитии локковского сенсуализма представлено именами Беркли и Юма. Джордж Беркли (1685—1753) поставил своей целью опровергнуть материализм и обосновать незыблемость религии. Свое опровержение материализма он строит, опираясь на ту же сенсуалистическую теорию, что и английская материалистическая школа. Взяв за исходный пункт учение Локка об ощущениях, Беркли делает крайний идеалистический вывод, будто реальный мир существует лишь постольку, поскольку он воспринимается нами. Реальные вещи для него представляют собой только соединение различных ощущений. Отрицая объективность материального мира, Беркли зато признает существование духовной субстанции — бога.
К философии субъективного идеализма Беркли близок агностицизм Давида Юма (1711—1776). Как и Локк, в основу своей теории познания Юм кладет показания наших чувств. Все наши идеи, в том числе и самые отвлеченные, имеют, по Юму, своим источником чувственные представления. Но с помощью чувств и ощущений мы постигаем только единичные вещи. Поэтому, утверждает Юм, такие понятия, как сущность, субстанция, причина, закон, время и пространство, являются чисто субъективными категориями, не имеющими опоры в самой действительности. Признавая реальность окружающего нас объективного мира, Юм отрицает возможность его познания. «Природа, — писал Юм, — держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и дает нам лишь знание немногих качеств объектов, скрывая от нас их сущность». Таков конечный вывод юмовского скептицизма. Будучи распространен и на духовную субстанцию, он завершается религиозным скептицизмом, заслужившим Юму ненависть английского духовенства и признательность французских просветителей. Однако, отрицая религию, он высоко ценит ее социальные функции как охранительницы существующего строя.