Некоторые изменения в жизни Америки обозначились уже с начала XVIII века. Утрехтский договор (1713 г.) между Англией, Францией, Испанией и Голландией ограничил территории влияния Франции и Испании и объективно создал условия, в которых североамериканские колонии могли проявлять большую политическую и экономическую инициативу. В это время колонисты из Англии составляли 90% всего белого американского населения.
Указ о Гербовом сборе (1765 г.), вводивший чрезвычайно высокий налог на американскую печатную продукцию, встретил яростное сопротивление - бойкот английских товаров со стороны колониальных купцов и разгром британских представительств отрядом "Сынов свободы" - и, хотя Парламент отменил указ в течение года, тот уже успел сыграть свою роль в укреплении антибританских настроений. Когда же был издан так называемый "Чайный закон" (1773 г.), колониальные порты, объединившись, арестовали весь груз английского чая, чтобы не допустить его продажи на американской территории. При этом, не повышенный Англией налог был причиной бойкота - цена чая оставалась доступной, - а принцип. Британия постоянно напоминала Америке о ее зависимости от метрополии, подчеркивала ее "второсортность". 16 декабря 1773 г. вошло в историю как день "Бостонского чаепития": отряд городских патриотов (под предводительством Сэмюеля Адамса), одетых индейцами, осадил английские корабли, которые стояли в Бостонской бухте, и выбросил в воду весь чайный груз.
Отношения с Великобританией не улучшились и в следующем году; в Филадельфии был созван первый из двух всеамериканских Конгрессов по правам американцев. Второй состоялся 4 июля 1776 г. . Он принял "Декларацию независимости", написанную Томасом Джефферсоном от имени тринадцати английских колоний Северной Америки, которые ныне объявляли себя независимыми свободными штатами. Годом раньше, 19 апреля 1775-го, войско британской армии и отряд американского ополчения обменялись первыми выстрелами в Лексингтоне (Массачусетс). Началась Война за независимость, которая продолжалась до 1783 г. . Создание регулярной армии и командование было поручено Джорджу Вашингтону, богатому виргинскому плантатору, за плечами которого имелся опыт Индейской и Французской войны. Впоследствии он стал первым президентом США.
В 1787 г. были приняты Статьи Конфедерации, законодательно закрепившие добровольный союз тринадцати штатов, при почти полном суверенитете каждого из них, и запрещавшие политическое давление на личность. В том же году состоялось решающее сражение под Йорктауном, когда основные силы англичан были разгромлены. Молодая республика - Соединенные Штаты Америки - одержала победу в войне, и, наконец, в 1783 году Англия официально признала ее независимость.
Политическая система
Что касается американских государственных институтов, они представляли собой “очищенный” от пережитков феодализма и монархизма вариант английской политической системы. Крайне мягкая цензура, признание habeas corpus (термин английского права, которым обозначается основная гарантия личной свободы в Англии), отсутствие у местной власти права изменять налогообложение по своему усмотрению, что отвечало духу эпохи Просвещения.
Экономика
Экономическое развитие колоний уже поставило на очередь вопрос об их политической, государственной самостоятельности. Колониальная зависимость все более становилась тормозом для развития производительных сил колоний. В то же время английское правительство стремилось всячески укрепить и усилить и экономическую, и политическую зависимость колоний от метрополии.
На протяжении XVIII в. английское правительство сократило количество колоний, принадлежащих собственникам, вводя непосредственное управление английских властей. Таким путем английская буржуазная олигархия хотела добиться большего подчинения колоний Англии.
В последней трети XVIII в. большинство колоний находилось под непосредственным управлением королевской власти. В этих так называемых коронных колониях губернаторы назначались королем. Две колонии - Коннектикут и Род-Айленд - сами избирали губернаторов, утверждавшихся королем. Три колонии - Пенсильвания, Делавэр и Мэриленд - принадлежали частным лицам: здесь губернаторы назначались владельцами и утверждались королем.
В среднеатлантических колониях и колониях Новой Англии наряду с земельной аристократией в управлении участвовали купцы, судовладельцы, владельцы мануфактур.
В ходе развития капиталистического общества в английских колониях в Северной Америке из колонистов различных национальностей складывалась новая, буржуазная североамериканская нация.
Развитие капиталистических отношений в английских колониях в Северной Америке ко времени войны за независимость достигло такой степени, когда колонии оказались перед необходимостью порвать путы колониальной зависимости от метрополии, образовать самостоятельное капиталистическое государство. Развивались экономические связи между колониями, формировался внутренний рынок. Таким образом, уже к этому времени имелась известная общность экономической жизни и экономических интересов между колониями, что отнюдь не предполагает одинаковости экономической жизни всего населения нации. В ходе же буржуазной революции - войны за независимость - было образовано независимое государство - Соединенные Штаты, что усилило общность экономической и культурной жизни страны.
Война за независимость была прогрессивной, справедливой войной. Она уничтожила колониальную зависимость тринадцати североамериканских колоний от Англии и обеспечила их государственную самостоятельность. Из тринадцати зависимых английских колоний образовалось новое государство, первое независимое государство в Америке. Выделившись из британской монархии, североамериканские колонии превратились в самостоятельную республику. Отпали прежние запреты парламента и королевской власти, стеснявшие развитие промышленности и торговли.
Культурные особенности
В культурном отношении народ Соединенных Штатов получил колониальное наследие. Несмотря на отсутствие единой системы образования в Америке, самому образованию в стране, особенно в Новой Англии, придавалось большое значение как вопросу самоусовершенствования личности. В XVIII в. это значение возросло многократно: просвещение стало рассматриваться как средство исправления человека и общества. В 1701 г. был основан Йельский университет, до начала Войны за независимость в разных колониях открылось девять колледжей, которые впоследствии также стали университетами. Повсюду возникали "академии" (школы, совмещавшие классическое и прикладное образование), одна из которых была создана в Филадельфии в 1751 г. Б. Франклином.
При взгляде на Америку XVIII в. особенно поражает тесная связь новых форм мышления, вписывавшихся в просветительское русло, с религией. Она выражалась как в особой религиозной чувствительности американцев, так и в их веротерпимости. Несмотря на то, что во всех колониях действовали традиционные конфессии, с середины столетия повсюду фактически утвердился религиозный плюрализм: в Новой Англии, например, конгрегационистов потеснили баптисты; квакеры Пенсильвании гордились своей толерантностью; даже англикане Тайдуотера (Вирджиния) примирились с присутствием ирландских и шотландских диссидентов в Пьедмонте. Укрепились сложившиеся ранее связи между религией и культурным обновлением.
Американский просветительский дискурс, обращенный к человечеству и человечности, совершенно не затрагивал проблему рабства. При этом “негрофобия” составляла один из наиболее болезненных аспектов американской жизни. В колониях, конечно же были защитники прав чернокожих, например Энтони Бенезет (1713-1784). И хотя идейные течения Америки в целом уповали на “естественную гармонию, царящую между индивидами, стремящимися к благой цели и спасенными от хаоса той стабильностью, что присуща замыслу природы”, тем не менее большинство “просвещенных” американцев исключали из своего оптимистического видения мира некоторые категории людей.
Философия
Каковы были философские основы мировоззрения американских просветителей? Никто из них не был философом-профессионалом, но все они питали живой интерес к философским проблемам, усвоили наиболее передовые философские учения своего времени и занимали вполне определенное место в борьбе двух лагерей в философии XVIII в. В то время как Джефферсон и Пейн уделяли внимание преимущественно социальной философии, а Колден, Раш, Купер, Бьюкенен серьезно разрабатывали вопросы философии природы, Франклин на разных этапах своей деятельности занимался и тем и другим.
Просветителей, конечно, отталкивала та философия, которая оставалась преданной служанкой богословия. Они противопоставляли ей философию, вступившую в союз с наукой и способствовавшую развитию научной мысли. С большим вниманием и интересом относились они к естественнонаучным и техническим открытиям, а некоторые из них внесли свою, и немалую, лепту в их накопление. Недаром Пристли, которому принадлежит открытие кислорода, высоко ценил Франклина как «автора превосходной теории о положительном и отрицательном электричестве, с истинно философским величием духа, которым обладали только немногие...», как «превосходного философа-натуралиста...». А Дидро в своих «Мыслях об объяснении природы» обращает внимание на методологическое значение работ Франклина: «Откройте книгу Франклина, перелистайте книги химиков, и вы увидите, сколько внимания, воображения, проницательности и средств требует опыт; прочтите их внимательно, потому что из них вы узнаете - если только это можно узнать, - на сколько ладов можно проделать каждый опыт». Небезынтересно, что молодой Робеспьер в своем письме к Франклину называл его знаменитейшим ученым мира. Международный естественнонаучный авторитет Франклина был столь велик, что Людовик XVI счел нужным ввести его в образованную им комиссию по изучению месмеризма. В своем «Альманахе», предназначенном для самого широкого круга читателей, патриарх американского Просвещения призывал любовно изучать законы природы и в них искать источник и причину всего. Он призывал идти по пути, проложенному Бойлем и Ньютоном.
С особенной настойчивостью необходимость связи философии с естественными науками подчеркивал Купер. «Я не знаю, - писал он, - ни одного законного паспорта для метафизики, кроме физиологии». В последней он находил ключ к решению такой коренной философской проблемы, как вопрос о душе и теле.
Нельзя в этой связи не упомянуть о крупных организационных начинаниях Франклина и Джефферсона, послуживших значительным стимулом для прогресса науки в Соединенных Штатах Америки. Речь идет об основании Пенсильванского и Вирджинского университетов - первых высших учебных заведений, преподавание и научные исследования в которых были свободны от клерикального контроля, и о создании центра научной мысли - Американского философского общества. Пенсильванский университет по предложению Франклина присвоил Пейну почетное звание. А это было вызовом дипломированным обскурантам. Любопытно, что Джефферсон в написанном им тексте собственного надгробия не упомянул о своем президентстве в США, но отметил, что был не только первым ректором и составителем учебных планов Вирджинского университета, но и автором строительных чертежей и организатором сбора средств для этого любимого, как он назвал его однажды, «детища на старости лет».
Преданность науке, страстное стремление к ее прогрессу наложили глубокий отпечаток на весь просветительский строй мысли. Ею была вдохновлена вся их философия, плоть от плоти научного миропонимания.
Американское просвещение не дало философа, который по своему калибру, по глубине, строгости и разносторонности философской мысли мог бы сравниться с великими английскими материалистами XVII в. или с французскими материалистами XVIII в. Тем не менее американский материализм на фоне общего уровня тогдашней американской философии - выдающееся явление. Материалистическая философия была лучом света в темном царстве. «Начало восходить солнце разума, - писал Палмер, - рассеивая плотный и почти непроницаемый туман невежества и суеверия...»
Философским источником воззрений американских просветителей были учения английских и французских материалистов. Восход солнца разума Палмер связывает с именами Декарта, Бэкона и Ньютона - людей, проливших свет на физический мир, и Локка - человека, пролившего свет на мир духовный. И хотя Пейн заявил однажды, что он никогда не читал Локка и даже не держал в руках его сочинений, дух Локка, как и других английских и французских материалистов, явственно ощущается в его работах. Раш же прямо характеризовал Локка как «по справедливости прославленного оракула, который первым развернул перед нами карту интеллектуального мира».
Литература
К 1765 г. в колониях выходило 26 еженедельных изданий, авторы которых пытались имитировать отточенный стиль английской периодики, в особенности очерков Ричарда Стила и Джозефа Аддисона. Типичная колониальная газета тех времен содержала достаточно много поэзии, несколько математических задач, огромное количество объявлений и часто имела раздел сатиры и юмора. По сравнению с колониальной прессой, в газетах молодой республики появилось значительно больше политических репортажей из местных и центральных источников.
Читательскую аудиторию газет составляли купцы, служащие, ремесленники, школьные учителя, то есть "высший сорт" и "средний сорт", как их определяли в те не совсем политически корректные времена. "Низший сорт" - рабочие, матросы, наемники - не были охвачены средствами массовой информации вплоть до введения в 1820-1830-х годах "грошовой прессы". После Войны за независимость многие газеты постепенно последовали принципу массачусетского издателя Исайи Томаса, который призывал их стать "популярными, то есть выражать здравый смысл доступным языком", чтобы их могли читать "механики и другие группы людей, которые не могут надолго отрываться от работы".
Стремление Томаса приобщить к чтению газет и "низший сорт" имело основанием почти поголовную к началу XIX века грамотность белого мужского населения страны. Американский газетный рынок стремительно развивался в молодой республике. В 1785 году в США печаталось уже более 75 газет. Пять лет спустя это количество возросло до сотни.
Книгопродавцы XVIII века ориентировались на ту же аудиторию, что и газетные издатели. Из-за технической сложности издания и цен на бумагу и типографскую краску, которые оставались высокими после Американской революции, книги печатались редко, и качество их не могло идти в сравнение с прекрасной книжной продукцией, бывшей в Англии в порядке вещей. Но, отечественные или импортированные, книги были слишком дорогими для скромного жизненного уровня большинства американцев. Один том мог стоить едва ли не недельной зарплаты рабочего. Даже состоятельные люди считали книги предметами роскоши. Личные библиотеки редко превышали 25 томов и были представлены нравоучительными и "полезными" сочинениями, такими как Библия, молитвенник, "Путь паломника" Баньяна, проповеди и богословские трактаты, альманахи, медицинские справочники и специальная литература, вроде "Спутника фермера" или "Пособия по земледелию". Лишь с усовершенствованием печатного станка в 1807 году книги подешевели и, наконец, стали доступны каждому. В XVIII столетии же стремление американцев к самоусовершенствованию постоянно тормозилось недостаточным количеством книг и их дороговизной.
Выходом стали "подписные" библиотеки. Первую из них - Библиотечную компанию Филадельфии, в 1731 г. организовал Б. Франклин. На взносы членов такой библиотеки покупалась какая-либо книга, которая затем циркулировала среди "подписчиков". В разгар Революции было создано 64 библиотеки, дабы "распространять знания и добродетели". После Революции публичные библиотеки, появившиеся в огромном количестве, оказывали заметное влияние на общий культурный уровень молодой республики. Чтение постепенно становилось широкой общественной практикой, а не только привилегией образованных состоятельных горожан.
Список литературы:
- Феррони В., Рош Д. (ред.) Мир Просвещения. Исторический словарь - М.: Памятники исторической мысли, 2003. - 669 с.
- Гольдберг Н.М. (сост.) Американские просветители. Избранные произведения в 2-х томах - Сер. Философское наследие; 1968-1969 г.; Изд-во: «Мысль», Москва; т.1 - 520; т.2 - 446 стр.
- Кареев Н.И. История Западной Европы в Новое время. - СПб, 1913
- Кэтрин ван Спэнкерен. "Краткая история американской литературы"
- Абрамов Я. В. В. Франклин, его жизнь, общественная и научная деятельность: Биографический очерк. - СПб.: Типография товарищества "Общественная польза", 1891.
- Староверова Е.В. Американская литература
- Ефимов А.В. Очерки истории США. Изд. 2-е. М., 1958
- Э. Богарт, Экономическая история Соединенных Штатов, М., 1927
- У. З. Фостер, Очерк политической истории Америки, Издательство иностранной литературы, М., 1953
- Очерки новой и новейшей истории США. - Т. 1, М., 1960