XVIII век
04.05. 1702- Из -за испанского наследства Англия объявила войну Франции. Война в Европе за Испанское наследство продолжалась с 1701 по 1714 годы.
07.09. 1702-Англия создала "Большую коалицию" против Франции в составе Нидерландов, Австрии, ряда германских государств, Дании, Португалии.
1703-"Метуэнский трактат" - торговый договор с Португалией, закреплявший ее зависимость от Англии.
1707- Акт об объединении Шотландии с Англией.
1713- Англия приняла участи в подписании Утрехского мира. Она получила владения в Северной Америке, на острове Минорка и в Гибралтаре, а также право торговли рабами в испанских колониях.
1715-1716- Якобитское восстание в Шотландии.
1718-1720- Началась англо-испанская война
1719- Акт, предоставляющий право парламенту издавать законы для Ирландии.
1734- Заключен торговый договор с Россией.
1745-1746- Восстание якобитов в Шотландии.
1740-1748- Началась война за австрийское наследство
1748- Окончилась война за австрийское наследство. По Ахенскому миру между Францией и Великобританией Мадрас возвращен англичанам.
06. 1755- Англо-французская борьба за господство в Северной Америке.
1756-1763- Началась семилетняя война.
1761- Открыт Бриджуотерский канал - первый крупный канал в Англии.
1763- Парижский мирный договор (Версальский мир) завершил семилетнюю войну. Англия получила от Франции Канаду, Восточную Луизиану, острова Доминика, Сент-Винсент, Гренаду, Тобаго (Вест-Индия); от Испании - Флориду, остров Минорку, острова в Восточной Индии.
1775- Началась война Англии со своими северо-американскими колониями.
06. 1778- Начало войны между Францией и Великобританией из - за союза Франции с США. Испания за свой нейтралитет попросила Гибралтар и получив отказ, также вступила в войну против Великобритании
1780- 1784- Началась англо-голландская война
01.06. 1794- Произошло Уэссанское сражение в Атлантике между английской и франц. Эскадрам
1798.02. 01.- Произошло морское сражение между англичанами и французами у острова Абукир.
1799- Акт о запрещении союзов. Введение подоходного налога.
XIX век.
1800- Англо-ирландская уния об упразднении ирландского парламента.
9 1800- Англия совершила захват острова Мальта, игнорируя тот факт, что император в России это время являлся Великим магистром Мальтийского ордена, то есть главой государства Мальты. Акция англичан вызвала ответные меры Павла Первого 22 ноября 1800 года.
22.11.1800. - Павел I издал указ о наложении секвестра на все английские суда во всех российских портах (их насчитывалось до 300), а также о приостановлении платежа всем английским купцам впредь до расчета их по долговым обязательствам в России, с запретом продажи английских товаров в империи. После этих мер английский посол приступил к подготовке дворцового переворота в России.
24.03.1801- На следующий день после дворцового переворота и убийства Павла I новый император Александр Первый отменяет меры, предпринятые против Англии, и имущественные иски против имущества англичан в России.
1801 лето Петербургская морская конвенция между Россией и Великобританией. Установление дружеских отношений Великобритании с Россией, отмена эмбарго на передвижение английских кораблей Россией
1803.05.16- Англо-французская война возобновилась.
1805.21.10- Трафальгарская битва. Поражение франко-испанского флота от английского. Гибель командующего английским флотом адмирала Горацио Нельсона
1807.09.07- Англичане напали на Данию и захватили датский военный флот на рейде Копенгагена. Началась англо-датская война (1807-1814)
1807.11.07- (26 октября по юлианскому календарю) Россия разорвала дипломатические отношения с Англией Началась Морская война Англии с Россией
1812.07.18- (6 июля по юлианскому календарю) В городе Эребру, Швеция, подписан мирный договор между Россией и Англией, положивший конец морской войне. В договоре сказано об обязательстве защищать друг друга в случае вступления другой стороны в войну.
1812-1814- Англо-американская война. Гентский договор.
1814- Начало англо-непальской войны
1815- Взятие британцами столицы Цейлона Канди. Завоевание Цейлона.
1825.- Англо-русская конвенция по Аляске.
1834- В Англии образовалось Великое национальное объединение союза профессий. Принят "Закон о бедных".
1838- Начало англо-афганской войны
1840.06.- Началась Первая «Опиумная» война
1854.04.08-09- (по юлианскому календарю - 27-28 марта) Началась Крымская война: Англия, Франция и Турция при нейтралитете Пруссии и Австрии совершили обствелы и вторжения на территорию России, которая из-за технического отставания не могла эффективно им противодействовать.
1856-1860- Вторая опиумная война.
1856- Англо-Иранская война
1871-Нидерланды и Великобританияподписали соглашение, которое признало влияние Голландии на северной Суматре взамен на подтверждение права равной торговли Великобритании в Индии и Африке.
1873.01.31- (по юлианскому календарю - 19 января) Англо-русское соглашение о разделе сфер влияния в Средней Азии, в частности о признании р. Амударья северной границей Афганистана
1878-1890- Началась вторая война Англии в Афганистане
1897-1901- Антианглийское восстание в Уганде
1899.04- Русско-английский договор о разграничении сфер влияния в Китае
1899.10.11- Началась Англо-бурская война
Политическая система
XVIII век- XIX век.
К 18 веку в Англии были приняты три важных конституционных законов Habeas Corpus Act, Билль о правах, Акт об устроении. Эти акты составили писанную часть английской конституции. Важную часть английской конституции составляют неписаные (условные) нормы, которые утвердились в практике и стали конституционными прецедентами. Специфика английской конституции заключалась в том, что это неписаный закон, он не представлен каким-то единым документом.
В развитии государственно-политической системы Англии можно выделить такие тенденции как:
1) возвышение парламента
2) становление кабинета министров
3) институализация политических партий
^ Полномочия и прерогативы монарха:
1) король являлся главой государства (личность короля признавалась священно и неприкосновенной)
2) король обладал правом законодательной инициативы
3) король обладал правом вето на принимаемые парламентом законы (но право сохранилось до 1746 года )
4) король руководил церковью, обладал правом назначения церковной должности
5) у короля. Сохранялись внешнеполитические прерогативы (объявление войны, заключение мира, назначение послов)
6) король так же предоставлял право подданства, а так же даровал почетные принципы и звания
7) король возглавлял армию и флот
Парламент состоял из двух палат. Верхняя палата - лордов, нижняя - общин.
Существовало несколько видов законов - биллей.
1-ый вид - частный билль (один из самых распространенных законов того времени в Англии, он касался местных дел, требующих государственного вмешательства, голосовался в палате общин);
2-ой вид - публичный билль (публичный билль вносил в парламент кабинет министров, закон проходил в три чтения в нижней палате парламента, данный закон обязательно должен был рассматриваться в каждой палате парламента, после чего закон поступал на утверждение монарха.
Депутаты парламента имели полномочия запросов правительства, в 18-ом столетии эти запросы носили формальных характер (члены правительства могли отвечать, а могли и не отвечать на эти запросы)
В 18 веке в Англии оформляется кабинет министров (орган власти, который стал осуществлять исполнительную власть). Кабинет министров выделился из тайного совета, который существовал при монархе. Первоначально кабинет министра был частью (фракцией) тайного совета.
Параллельно с процессом становления кабинета министров происходило ограничение власти монарха в области исполнительно власти
Основные этапы становления кабинетов министров:
1) середина 20-х годов 18-го (XVIII) столетия. Утверждается неписаное правило, согласно которому кабинет заседает без короля, это освободила членов кабинета от непосредственного королевского давления, увеличилась самостоятельность этого властного органа и способствовало формированию должности премьер-министра.
2) середина 18го (XVIII) века. Происходит ограничение королевского права, назначение и увольнение высших должностных лиц. В английской конституционной практике начинает утверждаться правило соответствия правительственной политики и состава кабинета парламентскому большинству, то называется "принципом ответственного правительства ". Но однако окончательно принцип ответственного правительства утвердился лишь с середины 19го (XIX) столетия и это было связано с парламентской реформой и развитием политических партий.
К началу 19-го (XIX) столетия избирательная система в Англии серьезно устарела, она основывалась на архаичных, средневековых принципах и абсолютно не соответствовала новым социально- политическим реалиям. В Англии произошел промышленный переворот, появились новые группы - крупные промышленники рабочие, которые не имели представительства в парламенте. Избирательное право в начале 19-го столетия регламентировалось нормами 1414 года.
Избирательная реформа 1832 года учредила территориальное представительство населения (вместо корпоративного): с этого момента депутатские места стали предоставляться. В зависимости от количества населения, проживавшего в городах.
В 18-19 (XVIII-XIX) веке происходит становление политических партий и политической системы в Англии, которое является неотъемлемой частью парламентаризма. Еще с конца 17-го (XVII) столетия существовали 2 политические силы (тори и виги). Эти партии представляли собой чисто аристократические, придворные партии. После избирательных реформ активно прошел процесс формирования общенациональных массовых партий. В 1861 году состоялся первый съезд либеральной партии (бывшие виги). В 1867 году официально провозгласила свое образование консервативная партия (тори). Либеральная партия стала отражать интересы промышленников, предпринимателей, А консервативная - земельных собственников , аристократии, рантье. К концу столетия была образована Лейбористская партия, которая отстаивала идеи государственного регулирования экономики, социальной справедливости.
Таким образом результатом государственно-политического развития Англии стало формирование классического парламентаризма, правда в рамках конституционной монархии. Данная политическая система обеспечила Великобритании стабильное политическое и социально-экономическое развитие.
Экономика
XVIII век- XIX век.
Промышленный, или технический, переворот начался в 60-е годы XVIII века в Великобритании в текстильной промышленности, конкретно в хлопчатобумажной. Для этого переворота в середине XVIII века сложились благоприятные условия вследствие растущего спроса на английские ситцы на европейских и колониальных рынках. Хлопчатобумажная промышленность Англии была сравнительно новой отраслью ее промышленности, которая не испытывала на себе отрицательного влияния регламентации средневековых цехов, продолжавших давать себя знать в старых отраслях текстильной промышленности (шерстяной, шелковой, льняной и т. д.). Хлопчатобумажные предприятия Великобритании были хорошо обеспечены сырьем — хлопком, который в изобилии поставлялся из английской колонии (из Египта). Стремление удовлетворять растущие потребности в хлопчатобумажных тканях заставляло владельцев текстильных предприятий изыскивать новые технические средства для повышения производительности труда. Этим стремлением объясняется активная поддержка английскими капиталистами ряда важных технических изобретений, заменявших ручные операции в прядении и ткачестве, механической обработке сырья.
В 60-е годы XVIII века в Великобритании начинают применяться прядильные машины.
Технический прогресс в текстильной промышленности, точнее в хлопчатобумажной, лег в основу капиталистической индустриализации Великобритании. Машинизация легкой промышленности требовала меньших капиталовложений, нежели машинизация тяжелой промышленности. К тому же капиталы, вложенные в легкую промышленность, оборачивались значительно быстрее и приносили с собой прибыль, которую использовали в целях накопления. И лишь по мере накопления значительных финансовых ресурсов, промышленный переворот в Великобритании распространился на сферу тяжелой промышленности.
Для технического преобразования промышленности в целом важнейшее значение имел переход к паровым двигателям.
С появлением машин в английской промышленности обозначилось новое противоречие, т. е. когда первоначально машины изготовлялись на мануфактурах ручным способом, это не соответствовало растущим потребностям в этих машинах, и только с переходом на фабричную основу это противоречие разрешилось. Так в Англии возникла новая отрасль промышленности - машиностроение.
В результате ее развития появились металлообрабатывающие станки: токарные, фрезерные, сверлильные, механические паровые молоты, прессы и т. п.
Вслед за промышленностью важнейшие технические изменения произошли и на транспорте. С 1811 года в Великобритании стал развиваться пароходный, речной и морской транспорт.
Паровой транспорт намного ускорил обращение товаров, удешевил экономические связи между всеми районами Великобритании и заморскими территориями. Тем самым он способствовал развитию внутреннего и внешнего рынков.
Промышленный переворот завершился в Великобритании к концу первой четверти XIX века. Он имел громадные социальноэкономические последствия. Важнейшим историческим результатом промышленного переворота явилось превращение Великобритании из аграрной страны в ведущую индустриальную державу на основе крупнейших структурных сдвигов в развитии ее производительных сил. В результате индустриализации производство было оснащено передовой техникой, что обеспечило рост производительности труда за период с 1750 по 1840 год в 27 раз.
Промышленный переворот в Великобритании вызвал не только коренные изменения в технике производства, но также и в общественных отношениях. Масса мелких производителей оказалась вытесненной из хозяйственной жизни и превратилась, в большинстве своем, в наемных рабочих.
Культурные особенности
XVIII век.
В Англии идеи Просвещения охватили науку, политику, искусство, литературу.
Свой долг просветители Англии видели в воспитании человека в духе буржуазных идей и в укреплении завоеваний революции.
Архитектуре Англии XVIII в. была присуща связь природной и городской среды.
Еще в XVII в. в Англии зарождается национальный костюм, но окончательно он побеждает в конце XVIII в. Английский костюм развивается в условиях классицизма — английские моды были связаны с культом чувств, простоты, желанием подчеркнуть близость к природе. Культура Англии 18 века характеризуется расцветом национального искусства. Важная роль в этом принадлежит буржуазной революции. До сих пор ведущая роль в живописи Англии тон задавали талантливые иностранцы. Теперь ситуация коренным образом меняется, и уже англичане выступают двигателями прогрессивных изменений в технике изобразительного искусства.
XIX век.
Это время запомнилось возникновением Братства прерафаэлитов. До появления этого нового течения развитие искусства Великобритании направляла Королевская академия художеств. По принципу любой официальной организации она с недоверием относилась к любым новшествам, строго следуя установленным правилам. Когда молодые художники и поэты начали нарушать классические каноны, призывая идти в народ и быть естественным, конфликты были неизбежны. Если раньше можно было изображать только исторических или религиозных персонажей, то теперь непочтительная молодежь принялась рисовать своих друзей и родственников. Изменился статус натурщиков – теперь проститутка могла позировать для портрета благородной леди.
Культура Великобритании 19 века несет в себе отпечаток промышленного прогресса, что сильно заметно в архитектуре и строительстве. Широко применяются металлические узлы и конструкции при строительстве заводских и фабричных корпусов, мостов и портовых доков. В 1851 году была проведена первая в мире промышленная выставка.
Великобритания 19 века- это сильная, достаточно стабильно развивающаяся страна, с передовой промышленностью и развитым сельским хозяйством.
Философия и литература
XVIII век.
Культурное движение Просвещения получило свое начало в Англии. Здесь, на взрыхленной буржуазной революцией почве зародились многие из тех идей, которые наиболее характерны для всего «века Просвещения». Одной из таких идей была идея «естественного человека». Ее выдвинул уже Гоббс, но Гоббс считал естественным для человека лишь безграничное стремление к собственной выгоде; отсюда мысль о необходимости внешнего принуждения, для того чтобы поддерживать общественный порядок. Для просветителей же XVIII в. «естественный человек» превращается в некую абстракцию «человека вообще» — существа, в основе своей разумного, доброго и общественного. Мыслители новой, буржуазной Англии как бы реабилитируют «естественного человека», высказываясь против принуждения и в политической и в религиозной области.
Даже наиболее смелые мыслители (Толанд, Пристли), видевшие во всякой религии одно лишь нагромождение суеверий и предрассудков, утверждали, что религия необходима для простого народа. Суеверия следует искоренить, но их место должна занять вера, основанная на разуме. Англия является родиной деизма, т. е. рационалистической веры в «верховное существо», правящее миром сообразно созданным им «естественным» — физическим и нравственным — законам. Но даже деизм казался английской буржуазии чересчур опасным направлением, граничащим с атеизмом.
В течение всего XVIII в. демократические движения (например, методизм, основанный в 30-х годах Джоном Уэсли и привлекший многочисленные плебейские элементы) еще пользовались религиозными лозунгами.
Ведущим жанром английской художественной литературы в XVIII в. становится роман
Генетически роман XVIII в. восходит к жанру «плутовского романа». Это особенно наглядно выступает в творчестве Даниеля Дефо (1660—1731) — зачинателя литературы английского Просвещения. Такие его романы, как «Капитан Сингльтон», «Молль Флендерс», «Полковник Джек», сохраняют еще все признаки испанского плутовского романа. Но «Робинзон Крузо» (1719 г.) — явление принципиально новое: Дефо значительно раздвигает границы старого жанра, придает ему необычную глубину, создает роман большого социального и философского смысла. В «Робинзоне Крузо» нашла свое отражение иллюзия просветителей о мнимой независимости человека от общества, миф о «естественном человеке». Недаром критикуя буржуазные теории политической экономии XVIII века, Маркс широко пользуется термином «робинзонада»
Совершенно иной характер имеет творчество современника Дефо, Джонатана Свифта (1667—1745), выдающегося публициста и великого сатирика. Глубокая народность Свифта с полной силой проявилась в произведениях, написанных им во время пребывания в Ирландии — этой первой колонии английского капитализма. Его памфлеты — «Письма суконщика», «Предложение о всеобщем употреблении ирландской мануфактуры», «Скромное предложение о детях бедняков» и др. — проникнуты горячим сочувствием к страданиям ирландского народа и ненавистью к его поработителям — английским лордам и финансовым дельцам. Главные произведения Свифта: это «Сказка о бочке» (остроумная сатира на религию) и «Путешествия Гулливера» (1726 г.) — сатирический роман, рисующий в беспощадно резком свете испорченность современной ему цивилизации.
Дальнейшее развитие английского романа связано с именами Ричардсона (1689—1761), Филдинга (1707—1754) и Смоллетта (1721—1771). Романы Ричардсона «Памела» и «Кларисса Гарлоу» открывают новую страницу в истории английской прозы. Ричардсон до крайности суживает рамки старого романа, тяготевшего к широкой картине мира: ему достаточно событий, происходящих в стенах одного дома, чтобы изобразить нравы целого общества. Он поднимает обыденного буржуазного героя, которому эстетика XVII в. отводила только комические роли, на трагическую высоту. Его героиням доступны высокие страсти и сложные душевные коллизии. Но, будучи пуритански ограниченным, Ричардсон относится с недоверием к чувственным проявлениям человеческой природы. Положительные героини его романов — Памела и Кларисса — никогда не отступают от принципов буржуазной добродетели и пуританской морали.
Вершиной английского просветительского романа явилось творчество Филдинга — наиболее демократического из буржуазных романистов XVIII в.
Произведения Смоллетта обладают существенно новыми чертами. В романах «Приключения Родрика Рэндома» (1748 г.), «Приключения Перегрина Пикля» (1751 г.) и др. уже утеряны характерные для Филдинга жизнерадостность, оптимизм, вера в доброту человека. Смоллетт вскрывает социальные контрасты своего времени; его кругозор шире и наблюдательность острее, чем у его предшественников.
Обострение общественных противоречий во второй половине XVIII в. вызвало появление в английском Просвещении нового литературного направления — сентиментализма. Его характерной чертой является обращение к чувству, как высшему началу жизни. В сентиментализме отразились первые сомнения в разумности нового строя жизни. Политически еще не осознанное, смутное ощущение противоречий буржуазной цивилизации находит себе выражение в сентиментальной меланхолии и обращении к природе. Ранним проявлением этих настроений в английской литературе была так называемая кладбищенская поэзия Томсона, Грея, Юнга, Крабба и др. Более значительным является творчество Оливера Голдсмита (1728—1774). В его поэме «Покинутая деревня» и романе «Векфильдский священник» идиллические картины патриархального мира и элегия по поводу его неизбежной гибели сочетаются с трезвой критикой буржуазных порядков.
Самым крупным представителем сентиментализма был Лоренс Стерн (1713— 1768). Его роман «Сентиментальное путешествие» дал название всему литературному направлению. В «Тристраме Шенди» Стерн пародирует весь идейно-художественный строй просветительского романа: он издевается над здравым смыслом буржуа — героя литературы XVIII в. и находит крупицы поэзии только в эксцентрических причудах и добром сердце своих милых чудаков из Шенди Холла — этого последнего осколка старой патриархальной Англии.
В литературе последней трети XVIII в. возникают новые веяния, предвосхищающие романтизм XIX в. Сюда относятся «Поэмы Оссиана» Макферсона — талантливая стилизация под народные сказания, древних кельтов, поэзия Чаттертона и Блейка — этого ближайшего предшественника Байрона и Шелли, а также «готический» роман Анны Редклиф с его мрачным колоритом, полуфантастическим средневековым сюжетом, интересом ко всему таинственному, загадочному, иррациональному.
Особое место в английской литературе последней трети XVIII в. занимает крестьянская поэзия, достигшая своей вершины в творчестве шотландского народного поэта Роберта Бернса (1759—1796). Берне реалистически изображал быт деревни, прославляя труд крестьянина, но наряду с идеализацией патриархальной деревни в его произведениях звучит нота протеста против сословного общества, власти денег, религиозного фанатизма.
XIX век
Индустриальная революция способствовала распространению позитивизма, исходящего из теории эволюции. Это направление развивали такие мыслители как Чарльз Дарвин и Герберт Спенсер. Теорию индуктивного познания разрабатывал Джон Стюарт Милль.
В конце 19 века популярность приобрело гегельянство, принявшее форму абсолютного идеализма (Томас Грин, Фрэнсис Брэдли, Джон Эллис Мак-Таггарт и Робин Коллингвуд). Идеализм рубежа XIX-XX вв. сменил неореализм (Джордж Мур, Бертран Рассел) и аналитическая философия (Альфред Айер).
Французская революция породила многочисленные отклики и в Англии. Под влиянием Французской революции некоторые английские социологи эволюционируют от идей Байрон Шелли Ките Просвещения к воззрениям, предвосхищающим утопический социализм.
В начале XIX в. Англия выдвинула замечательных поэтов-романтиков, стоявших на радикальных и даже революционных позициях.
Деятельность величайшего представителя английского романтизма Джорджа Гордона Байрона (1788—1824) падает на последние годы наполеоновских войн и в основном на период жестокой реакции, наступившей после свержения Наполеона и создания Священного союза. Наследник освободительных идей Просвещения и Французской революции, Байрон — убежденный защитник политической свободы, но вместе с тем он отвергает пошлую и прозаическую буржуазную цивилизацию. Байрон был тесно связан с национально-освободительными движениями начала XIX в.
В центре поэтических произведений Байрона стоит образ мрачного, разочарованного и одинокого героя, который бежит от цивилизованного общества на Восток, туда, где еще сохранились сильные страсти и яркие чувства. При всем разнообразии его обликов в этом герое всегда ясно чувствуются черты самого поэта. Впервые герой Байрона предстает перед нами в поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812—1818 гг.). В так называемых восточных поэмах (1813—1816 гг.) — «Гяур», «Корсар», «Абидосская невеста», «Лара», «Паризина» и «Осада Коринфа» — герой Байрона обретает активность, ведет борьбу против восточного владыки, деспота и тирана. Сила этих поэм заключается в ненависти к тирании и гнету, в неукротимости общественного протеста
В отличие от Байрона с его буржуазно-демократическими идеями его современник и друг Перси Биши Шелли (1792—1822) был близок к утопическому социализму.
Шелли создал особый тип фантастической поэмы, насыщенной символическими образами и олицетворенными понятиями, в которой раскрывается мечта о прекрасном будущем человечества. Первоначально ему казалось, что путь к этому будущему лежит через мирную проповедь и нравственное совершенствование. Под влиянием революционной борьбы и национальных движений поэт отходит от прежних иллюзий и начинает понимать, что революционная борьба необходима. Эта мысль отчетливо прозвучала в поэме «Восстание ислама» (1817 г.), в которой поэт воспевает революцию, несущую освобождение от власти аристократии и богачей. В лирической драме «Освобожденный Прометей» (1818—1819 гг.) Шелли дает самый оптимистический вариант старинной легенды: борьба завершается освобождением Прометея. В трагедии «Ченчи» (1819 г.) Шелли воскрешает яркие характеры времен Возрождения, запечатленные в итальянских хрониках.
Реакция на французскую революцию нашла отражение в творчестве романтиков Уильяма Вордсворта (1770—1850), Семюэля Тейлора Кольриджа (1772—1834) и Роберта Соути (1774—1843), образовавших так называемую Озерную школу.
Начало «Озерной школе» было положено сборником «Лирических баллад», выпущенным Вордсвортоми Кольриджем в 1798 г. В предисловии ко второму изданию, написанном Вордсвортом, критиковалась буржуазная цивилизация, содержался призыв вернуться к патриархальной жизни на лоне природы, обратиться к благочестию.
Ценность литературного наследия, оставленного каждым из трех поэтов, различна. Баллады Соути, проникнутые мрачной фантастикой средневековья, его стихотворения, посвященные экзотике Востока, весьма посредственны. Неизмеримо более значительно поэтическое наследие Вордсворта и Кольриджа, хотя оно и окрашено в общем мотивами религиозного смирения. Вордсворт создал ряд стихотворений, дающих превосходное изображение английской природы и жизни простых людей — крестьян, ремесленников, солдат. Поэма Кольриджа «Песня о старом моряке» посвящена судьбе матроса, пережившего страшные злоключения на море после гибели своих товарищей. Картины морской стихии, нарисованные Кольриджем, относятся к высоким достижениям английской поэзии.
Английская демократическая поэзия 30—40-х годов сочувственно изображает жизнь угнетенных классов, ставит вопрос об отношении между трудом и капиталом, выражает общественные требования пролетариата.
Томас Гуд (1799—1845) посвятил свое лучшее стихотворение — «Песня о рубашке» — изображению судьбы девушки-швеи в буржуазном обществе. Основным жанром многих поэтов, выдвинутых чартизмом, является песня. В своей работе «Положение рабочего класса в Англии» Энгельс сочувственно говорит о песне Эдуарда Мида «Царь — пар».
Крупнейшим представителем чартистской поэзии был известный деятель английского рабочего движения Эрнест Джонс (1819—1869). Среди его произведений, пронизанных духом пролетарского интернационализма и классовой борьбы, наиболее популярны «Песнь низших классов» и «Песнь рабочих». В поэме «Восстание Индостана, или Новый мир» (1850 г.) Джонс, следуя за романтическими поэмами Шелли, изображает грядущую победу человечества над силами зла и свободный мир будущего.
Английская литература выдвинула плеяду писателей-реалистов, давших в своих романах широкую картину общественной жизни. Известной слабостью английского критического реализма XIX в. является элемент сентиментальности и морализации даже у крупнейших писателей, в том числе у Диккенса. Однако сравнительно большая зрелость буржуазных отношений в Англии позволила английским писателям показать то, что почти не входило в поле зрения Стендаля и Бальзака, — положение рабочего класса. Жизнь и борьба пролетариата, чартистское движение получили отражение в романах Диккенса, Бронте и Гаскелл. Правда, решение рабочего вопроса эти писатели видели не в развитии общественной борьбы, а в примирении классов в духе филантропической утопии. Использованные источники:
1. Виппер, Б.Р. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века: монография/ Б.Р. Виппер, Т.Н. Ливанова; отв. ред. Б.Р.Виппер.−М.: Наука, 1966.−331с.
2. Кертман, Л.Е География, история и культура Англии: учебное пособие/ Л.Е. Кертман .−2-е изд., перераб. и доп.−М.: Высшая школа, 1979.−384 с.
3. Википедия
4. Мир в 18 веке: http://born-of-fashion.couturiers.ru/78/946.htm
5. Мир в 19 веке: http://www.hrono.ru/1700.php
6. Культура и быт Англии 18 века: http://www.hrono.ru/1800.php
7. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5/Издательство социально-экономической литературы, М.: 1958 г.
8. Всемирная история. Энциклопедия. Том 6/Издательство социально-экономической литературы, М.: 1958 г.
9. История зарубежного искусства: http://smallbay.ru/article/history.html
10. Политика и экономика Англии 18 века: http://textb.net/87/25.html