Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Валерия Осипова

12/3/2017

8 Комментарии

 
Османская империя
Фотография
Османская империя
Прежде чем начинать знакомство с основными историческими событиями, нужно определить, как выглядела Османская империя в этот период, каковы ее границы. В 18-19 веке Османская империя, несмотря на то, что потеряла некоторые земли, все равно оставалась достаточно большим государством. На начало 18 века ее границы располагались на Африканском материке (Триполи, Египет), по берегам Саудовской Аравии (Кувейт), часть Ирака, Грузия, Молдова, Греция, современная Болгария и Турция. Столица – Стамбул. Но, чтобы точно понять, как же выглядела османская империя нужно посмотреть на карту.
Как же зародилась Османская империя? Под ударами монголов Сельджукское государство (существует с XI века)  распалось на отдельные княжества, среди которых на рубеже XIII — XIV веков выделилось Османское княжество, названное так по имени основателя правящей династии Османа.
• Главные исторические события
С 1703 по 1861 год сменилось 10 правителей.
ü 1710—1713 Война с Российским царством. Основное событие – Прутский поход Петра 1711 год, победа О.И. Был заключен Прутский мир, по которому Россия уступала Османской империи Азов.
ü  В 1736—1739 годах Османская империя вела войну с Россией и Австрией. Австрийские войска потерпели ряд поражений, в результате османы вернули Северную Сербию с Белградом и Малую Валахию, потерянные в 1718 году по Белградскому договору 1739 года с Россией ей был уступлен Азов.
ü  1768—1774 Турецко-русская война. Султан Мустафа III объявил России войну 25 сентября 1768 года. 21 июля 1774 года был подписан Кючук-Кайнарджийский мирный договор. Согласно ему Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Россия получила Большую и Малую Кабарду, Азов, Керчь, Еникале и Кинбурн, с прилегавшей к нему степью между Днепром и Южным Бугом.
ü  1787—1791 Турецко-русская война. В 1788 Очаков стал русским.
ü  1798 Нападение Наполеона Бонапарта на Египет. Поражение Франции. 1802 – мирный договор.
ü  1806—1812  Турецко-русская война. Бухарестский договор 1812 по которому Бессарабия и Молдавия переходит России.
ü  1821—1832 Греческая война за независимость (Греческая революция). Завершилась Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость (не считая Черногории, фактически независимой с конца XVII века). Именно с этих событий начинается история современной Греции.
ü  1828—1829 Турецко-русская война. Подписание Адрианопольского мира, по которому к России перешла бо́льшая часть восточного побережья Чёрного моря (включая города Анапа, Суджук-кале, Сухум) и дельта Дуная.
ü  1831—1833 Турецко-египетская война или Первая Турецко-Египетская война — война между Османской империей и Османским Египтом. В войне также приняла косвенное участие Российская империя. Наместник Египта получил Сирию, но он хотел независимости.
ü  1839—1841 Вторая турецко-египетская война — война между центральным правительством Османской империи и номинально подвластным ей Египтом. Независимости не получил.
ü  Ункяр-Искелесийский договор — договор о мире, дружбе и оборонительном союзе между Россией и Турцией. Подписан 26 июня (8 июля) 1833 года. Действовал примерно до 1841 года.
ü  1853—1856 Крымская война. Война Коалиции Британской империи, Французской империи, Османской империи и Королевства Сардиния с Россией за Османское наследие, господство в бассейне Чёрного моря, на Кавказе и на Балканах. По Парижскому мирному договору 1856 Османской империи вернулась южная Бессарабия и территория устья реки Дунай. Черное море провозглашено нейтральным.
• Политическая система
Форма правления – абсолютная монархия. Во главе государства находится султан (официально именовался падишахом).
Власть султана была политической и юридической осью государства. Согласно за­кону, падишах был «устроителем духовных, государственных и за­конодательных дел», ему в равной степени принадлежали и духов­но-религиозные, и светские полномочия («Обязанности имама, хатиба, государственная власть – всё принадлежит падишаху»). Султан считался главой всех воинов («мужей меча»). В качест­ве духовного главы мусульман-суннитов он имел неограниченное право карать своих подданных.
Турецкая монархия держалась принципа родового наследия тро­на. Женщины безусловно исключались из числа возможных претен­дентов. До XVII в. правилом был переход трона от отца к сыну. С XVII в. установился новый порядок: престол насле­довал старший по возрасту из династии Османов.
Важной частью высшей администрации был двор султана. Двор подразде­лялся на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские по­кои).
Центральная администрация империи сложилась в основном в сер. XVI в. Её главной фигурой был великий визирь, пост которого был учреждён с самого начала династии (1327). Великий визирь считался как бы государственным заместителем султана (к религиозным вопросам он касательства не имел). Он всегда имел до­ступ к султану, в его распоряжении была государственная печать.
Великий визирь и его помощники составляли великий имперский совет – Диван. Это был совещательный орган при великом визире. С начала XVIII в. Диван стал и непосредственно исполнительным органом, своего рода правительством.
Многочисленные чиновники самых разных рангов считались «рабами султана». Важнейшей особенностью социаль­ного строя Турции, важной для характеристики правительственной бюрократии, было отсутствие, в собственном смысле слова, дворян­ства. И титулы, и доходы, и почет зависели только от места на службе султана. Наруше­ние служебных обязанностей рассматривалось соответственно госу­дарственному преступлению, ослушанию падишаха, и каралось смертью. Ранговые привилегии чиновников проявлялись лишь в том, что законы предписывали, на каком подносе (золотом, серебря­ном и т. д.) будет выставлена голова ослушника.
• Экономика
Османская империя к началу XVIII в. представляла собой отсталую феодальную страну.
Крестьяне – крайне тяжелые условия из-за чрезмерного налогового гнета. Основной налог с мусульманского населения – ашар - часто составлял практически половину всех натуральных доходов налогоплательщиков. Неизменно агрессивная политика правителей империи влекла за собой применение властями так называемых "чрезвычайных" налогов на военные нужды, что вело к еще большему повышению нормы феодальной эксплуатации. В начале XVII века пытались проводить налоговую реформу, но к большим результатам она не привела.
Городскому населению тоже было нелегко: они также платили большие налоги. Города оставались зависимыми от феодальной экономики. Производство осуществлялось ремесленниками, объединенными в замкнутые производственные корпорации-цехи (эснафы). Эснафы работали на ограниченный рынок, их деятельность строго регламентировалась правительством (определялись не только цена их товаров, место продажи, количество и качество, но и дороги, по которым ремесленники должны были везти свои товары на продажу). Право на открытие мастерской или лавки (гедик) могли давать старейшины цехов лишь с разрешения кадия. Такой строгий порядок был выгоден цехам, поскольку позволял избежать конкуренции со стороны ремесленников, работавших вне цехов. В то же время жесткая государственная регламентация производства и поддержка государством цеха как феодального института препятствовала развитию производительных сил и капиталистических отношений в городах Османской империи.
В конце XVII - начале XVIII в. в социальной жизни городов происходит усиление имущественной дифференциации среди ремесленников, а также между цехами.
В начале XVIII в. в Османской империи имелись такие отрасли промышленности, как:
  • текстильная (ткани из хлопка вырабатывались во всех крупных городах Ирака, Сирии и Египта, шерстяные и шелковые - в Анкаре и Брусе)
  • кожевенная
  • металлообрабатывающая
  • фаянсовое производство было развито в Изнике и Кютахье.
  • Горнодобывающая промышленность существовала в различных областях империи (но к XVIII в добыча значительно сократилась)
В городах часто вспыхивали волнения из-за попыток правительства ввести принудительный курс фальсифицированной монеты, «голодные бунты»  из-за повышения цен на продовольствие (в 1720 г. в Салониках, в 1730 г. в Триполи и Халебе). Крупные восстания произошли в Стамбуле в 1703 г. и особенно в 1730 г.
На рубеже XVIII – XIX веков феодализм достиг своей зрелости. Темпы дальнейшего прогресса общества замедлились. В экономической жизни явственно обозначилась тенденция к застою. Она проявлялась в сокращении поступлений от сельского хозяйства, в стремлении крестьян к ограничению площади запашки, растущем уходе деревенских жителей в города. Падение экономической активности отмечалось и в городах, чему способствовали внутренняя нестабильность в государстве, нехватка сельскохозяйственного сырья и ограниченность спроса на продукты ремесленного производства, льготные условия, в которые были поставлены европейские торговцы по сравнению с местными ремесленниками и купцами.
Экономические трудности переплетались с политическими. Распад экономической системы и разложение в среде капыкулу (личная гвардия султана, состоявшая  из профессиональных воинов, официально считавшихся султанскими рабами) подорвали основы прежнего государственного порядка, вызвав ослабление центральной власти и усиление сепаратизма.
Османская армия становилась все менее боеспособной, в ней царили беспорядок и недисциплинированность. Составлявшие ее основу янычары стали опорой наиболее реакционных сил в столице и источником насилий и произвола в провинциях.
Внешняя торговля
Основная торговля между империей и европейскими странами шла через Левант (прибрежные районы Восточного Средиземноморья от Греции до Египта).
В начале XVIII в. Франция закупала в Леванте много шелка, но затем этот импорт снизился. Большая часть прироста импорта приходилась на долю хлопка. Увеличился также импорт текстильных изделий. Хотя французская торговля на протяжении XVIII в. возросла (за счет хлопка), доля Османской империи в общем объеме внешней торговли Франции значительно снизилась.
Также торговля велась с Англией, Нидерландами, Пруссией, Швецией. В небольших размерах с Османской империей торговали Генуя, Рагуза, Тоскана, Королевство обеих Сицилии, Сардинское королевство, Мальта. Австрия стала торговать под своим флагом лишь с 1617 г. (до этого под французским).
Торговля России с Османской империей получила развитие только после Кючук-Кайнарджийского мира 1774 г., когда русские купцы приобрели капитуляционные привилегии и получили возможность торговать на своих судах по всему Черному морю.
Внешняя торговля самой Османской империи была развита слабо. Многочисленные внутренние пошлины, отсутствие удобных и безопасных путей сообщения, а главное, негарантированность собственности, не позволяли турецким купцам объединяться в торговые общества, а, наоборот, заставляли торговать в одиночку или с помощью своих непосредственных комиссионеров.
• Культурные особенности
Глубокий социально-экономический кризис в XVIII—XIX веках губительно отразился на развитии национальной культуры Османской империи. Развитию науки, литературы и искусства в Турции особенно препятствовало засилье мусульманской схоластики. Высшее духовенство не допускало светского образования. Признаки застоя обнаруживались во всех областях турецкой культуры. Попытки возродить старые культурные традиции обрекались на провал, освоение новых, шедших с Запада, сводилось к слепому заимствованию. Так обстояло, например, с архитектурой, которая пошла по пути подражания Европе. Французские декораторы ввели в Стамбуле искаженный барокко, а турецкие строители перемешивали все стили и сооружали уродливые здания. Ничего примечательного не было создано и в живописи, где были нарушены строгие пропорции геометрического орнамента, замененного теперь, под влиянием европейской моды, растительным орнаментом с преобладанием изображения тюльпанов.
Но если культура господствующего класса переживала период упадка и застоя, то народное творчество продолжало неуклонно развиваться. Большой любовью масс пользовались народные поэты и певцы, отражавшие в своих песнях и стихах вольнолюбивые народные мечты и чаяния, ненависть к угнетателям. Широкую популярность приобретают народные рассказчики (хикяеджилер или меддахи), а также народный театр теней «карагёз», представления которого отличались острой злободневностью и освещали происходившие в стране события с точки зрения простого народа, соответственно его пониманию и интересам.
• Философия и литература
Погоня поэтов за чрезмерной изысканностью и вычурностью формы приводит к оскудению содержания произведений. Техника стихосложения, игра слов начинают цениться выше, чем выраженные в стихе мысль и чувство. Одним из последних представителей вырождающейся дворцовой поэзии был Ахмед Недим (1681—1730), талантливый и яркий выразитель «эпохи тюльпанов». Творчество Недима ограничивалось узким кругом дворцовых тем — воспеванием султана, придворных пиршеств, увеселительных прогулок, «бесед за халвой» в Саадабадском дворце, но его произведения отличались большой выразительностью, непосредственностью, сравнительной простотой языка. Кроме дивана (собрание стихов), Недим оставил после себя перевод на турецкий язык сборника «Страницы известий» («Сахаиф-уль-ахбар»), более известный под названием «История главного астролога» («Мюнеджим-баши тарихи»).
Дидактическая литература Турции этого периода представлена, прежде всего, творчеством Юсуфа Наби (ум. 1712г.), автора поэмы моралистического содержания «Хайрие», которая в отдельных своих частях содержала резкую критику современных нравов. Видное место в турецкой литературе заняла также символическая поэма шейха Талиба (1757—1798) «Красота и любовь».
Турецкая историография развивалась по-прежнему в форме придворных исторических хроник. Найма, Мехмед Решид, Челеби-заде Асым, Ахмед Ресми и другие придворные историографы, следуя давней традиции, описывали в апологетическом духе жизнь и деятельность султанов, военные походы и т. п. Сведения о зарубежных странах содержались в отчетах о турецких посольствах, направлявшихся за границу (сефарет-наме). Наряду с некоторыми верными наблюдениями в них было много наивного и просто выдуманного.
В 1727 г. в Стамбуле открылась первая в Турции типография. Ее основателем был Ибрахим-ага Мютеферрика (1674—1744). Среди первых книг, напечатанных в типографии, были арабско-турецкий словарь Ванкули, исторические труды Хаджи Халифе, Омера Эфенди. После смерти Ибрахима-аги типография почти 40 лет бездействовала. В 1784 г. она возобновила свою работу, но и тогда она выпускала очень ограниченное количество книг. Печатание корана было воспрещено. Произведения светского содержания тоже переписывались большей частью от руки.
В XVIII веке начала развиваться литература на еврейско-испанском языке. Отправной точкой в данном отношении стал 1730 год, когда раввин Яаков Кули (около 1685–1732 гг.) приступил в Стамбуле к работе над комментированным переводом Пятикнижия на этот язык, получившим название «Ме-ам ло-эз» («Из чужого народа»; после смерти раввина Кули завершен его учениками).
Намык Кемаль, турецкий философ (1840-1888). Аристократ по происхождению, он становится одним из лидеров конституционного движения «Новых османов». Для философских и общественно-политических взглядов Н. Кемаля характерно переплетение мусульманской догматики и идей европейского Просвещения. Воспринятые писателем применительно к современным ему конкретным условиям принципы общественного договора Ж. Ж. Руссо и идеи государственного управления Монтескье и К.Ф. Вольнея (трактат Руссо «Общественный договор», «О духе законов» и т.д.) уживались у него с апологетикой ислама, а патриотические идеи - с утверждением господства турецкой нации над другими народами Османской империи.
Пропагандируя задачи новой литературы, ее общественное назначение, Н. Кемаль стремился прежде всего разрушить традиционную литературную систему. Он ополчается на старую поэзию, утверждая, что она непонятна и чужда народу, на дотанзиматскую прозу, как «не имеющую ничего, общего с подлинной литературой», отрицает и традиционный театр. Роль национальной традиции, подготовившей почву для освоения просветительской идеологии Запада и рождения новой литературы, Н. Кемаль еще не осознавал.
Н. Кемаль не увлекался разработкой фольклорных форм, но использовал сказочные по сюжету произведения османской литературы. Особое значение писатель придавал драматургии, новому театру и, требуя, чтобы театр непременно «воспроизводил жизнь», называл его «самым полезным из всех развлечений» (Н. Кемаль участвовал в основании первого турецкого театрального общества в 1872-1873 гг.).
Кардинальные проблемы своего времени поднимает Н. Кемаль и в других своих пьесах. Против женского неравноправия — одного из самых больных для турецкого общества вопросов, насильственных браков, деспотической зависимости взрослых детей от родителей - он выступает в социально-бытовой (мещанской) драме «Несчастное дитя» (1873); проблеме взаимоотношения правителя и народа, народного возмездия посвящает драму «Гюльнихаль» (1875).
Пьеса «Гюльнихаль» — яркое явление турецкого прогрессивного романтизма в литературе Танзимата. Ее можно назвать лучшим произведением всей литературы эпохи.
Список литературы
  1. Стэнфорд Дж. Шоу. История Османской империи и новая Турция. Мешхед, 1991
  2. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  3. Всемирная история. Энциклопедия. Том 5
  4. Шумов С.А, Андреев А.Р. Ирак: история, народ, культура > Глава 3. Османская империя. Турция. Великобритания. XVI-XX века
  5. А Адамов. Ирак Арабский. СПб, 1912
  6. О.А. Омельченко. Всеобщая история государства и права
  7. Еремеев Д. Е., Мейер М. С. История Турции в средние века и новое время. М.: Изд-во МГУ, 1992.
  8. Мелик-Шах // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  9. Adra, Jamil. Genealogy of the Imperial Ottoman Family. — 2005
  1. Studies in Ottoman social and economic history, London, 1985
  2. http://www.hist-geo.net/media/blogs/blog/Nasten/Osm_Imp_16-18vv.jpg - карта Османской империи
8 Комментарии
Коваленко Лидия
19/3/2017 17:44:10

Хороший,интересный материал,позволяет составить целостную картину.Очень понравилось вступление и то что представлена карта.

Ответить
София Кострова
19/3/2017 19:02:08

Лера, спасибо за очень подробную и интересную записку. Текст легкий для зрительного восприятия и очень насыщенный. Отдельное спасибо за предисловие про Османскую империю и карту. Замечаний нет

Ответить
Наталия Васильева
19/3/2017 20:36:36

Карта в начале сообщения - огромный плюс. Информация достаточно интересно и понятно изложена. Из-за пункта о культуре и литературе захотелось ознакомиться ближе с искусством и авторами данной страны. Благодарю.

Ответить
Валерия Черняго
19/3/2017 23:11:20

Карта в начале работы - замечательная идея . Текст очень хорошо структурирован . Хорошо подобран список источников . Претензий нет .

Ответить
Синюгина Валерия
20/3/2017 18:48:48

Лера, замечательная работа, все разделы хорошо проработаны, в них много полезной информации. Присоединюсь к комментаторам выше: приложение в виде географической карты - отличное дополнение к аналитической записке.

Ответить
Кузнецова Мария
21/3/2017 00:46:26

Лера, большое спасибо! Создается впечатление, что это отрывок из научной монографии, в которую вложено очень много сил. Карта! Не буду оригинальной и скажу, что это очень дополняет и украшает материал!

Ответить
Мария волкова
24/3/2017 19:13:38

Тоже повторюсь: карта меня покорила сразу. Очаровательная качественная работа! Информативно и интересно. Спасибо!

Ответить
Ушакова Елизавета
24/3/2017 21:47:06

Большое спасибо! Приятно читать. Материал осмыслен и проработан. Не могу не упомянуть про карту, хоть это уже сделано в восьмой раз, отличная идея.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал