
Астрономическое измерение, не всегда точно совпадает с этапами развития культуры, поэтому в последнее время распространился подход рассматривающий закономерности ее развития в рамках «длинного» [1] и «короткого» [2] XVIII века.
XVIII век называли также «философским веком», или эпохой Просвещения, буквально, временем распространения «света разума». Именно метафора «света», определяет название этой эпохи на разных языках ( Enlightenment (англ.), Lumières (фр.), Aufklärung (нем.), Illuminismo (ит.) и т.д.).
Характеристика Просвещения как определенного типа культуры сформулирована в статье Иммануила Канта (1724-1804), «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» [3] . Эта статья была написана в рамках дискуссии между берлинским пастором Иоганном Фридрихом Цолнером (1753-1804)и немецким мыслителем еврейского происхождения, лидером просветительского движения в иудаизме Хаскала Моисеем Мендельсоном (1729—1786) [4] . Для Канта Просвещение – это эпоха, когда человек учится пользоваться собственным разумом и имеет возможность свободно применять его в обществе. Мендельсон подробно рассматривает соотношение образования, просвещения и культуры. Просвещение – это теоретическая рефлексия по поводу культуры в соответствии с системой гуманитарных ценностей и предназначением человека [5] .
Наиболее авторитетный современный исследователь эпохи Просвещения британский ученый Джонатан Израэль [6] разработал концепцию радикального Просвещения как истока современной демократии. Он выделяет радикальное Просвещение (теоретические истоки которого видит в Спинозе и спинозизме), умеренное Просвещение и контрпросвещение. Для радикального Просвещения руководством относительно того, что истинно и что ложно является философский разум, именно он является единственно верным и надежным ориентиром в жизни человека, когда речь идет о формировании нравственности, гуманитарных и общественных ценностей. Умеренное Просвещение, предполагает, что наука и философия в состоянии оценить и познать лишь часть реальности, то, что выходит за рамки разума -- духовность и мир божественного должны обсуждаться на основе традиции и авторитета -- Откровения и богословских истин. Контрпросвещение отвергает способность свободного поиска истины, основанного на человеческом разуме, настаивая на том, что истинным руководством в жизни человека, особенно в области формирования нравственных принципов и политических учений, системы ценностей и смысложизненных ориентаций должны быть решения религии и церкви. Контрпросвещение не отрицает научные теории, но делает их зависимыми от религиозных догм.
Израэль пишет, что радикальное Просвещение в лице своих наиболее ярких представителей, таких, как Спиноза, Бейль, и Дидро разработали принципы, послужившие основанием современного общества. Это демократия, равенство полов, равенство рас, свобода образа жизни, свобода мысли и слова, религиозная терпимость и свобода прессы.
Интеллектуальная модель Просвещения Джонатана Израэля дает возможность увидеть неоднородность Просвещения с точки зрения формируемых в эту эпоху идей. Кроме того, можно отметить н ационально-региональную специфику культуры Просвещения.
Просвещение в Англии связано с идеями Джона Локка (1632–1704) и его последователей. В учение о естественном праве, изложенном в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), рассмотрены основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В трактате «Мысли о воспитании», ставшей настольной книгой образованных матерей излагалась система воспитания «джентльмена». В трактате Локка даются достаточно точные и подробные указания о том, как «возделывать» и «удобрять» почву, как «ухаживать за «растением», чтобы его пышный цвет вознаградил «садовника» за труды. В его сочинении впервые сочетаются принципы сочетания физического и нравственного начал в воспитании.
Благодаря Исааку Ньютону (1642 -1727), автору фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики, были заложены основы новой науки.
В XVIII веке английское общество сформировало важные культурные механизмы и социальные структуры, которые способствовали усвоению и распространению просветительских идей. Это были не только традиционные академические институты – университеты и научные общества, например, одно из старейших в мире Лондонское королевское общество, созданное в 1660 году, но и различные журналы, газеты, кафе, клубы, аристократические салоны, масонские ложи, создающие сферу публичности, возможности распространения идей и свободного обмена мнениями. Внеакадемические формы обмена идеями вовлекали в этот процесс слои, прежде не имевшие голоса при обсуждении важных вопросов современности – женщин, людей, не имеющих систематического образования, представителей средней и мелкой буржуазии.
В XVIII веке шотландская культура испытывала мощный подъем. Во многом это было спровоцировано унией с Англией 1707 г. и объединением парламентов. Политика стала прерогативой Лондона, в то время как интеллектуалы Эдинбурга смогли сосредоточиться на духовной жизни. Активизировалась работа старейших в Британии шотландских университетов, исследований в области естественных наук, философии и истории. Шотландская интеллигенция, большей частью университетские профессора и юристы, называвшие себя literati , объединялись в различные клубы и общества, где обсуждались проблемы будущего Шотландии и новые возможности, открывшиеся в связи с объединением с Англией.
Клубная жизнь создавала особое культурное пространство в жизни шотландских городов. Одним из наиболее активных участников этого движения был философ и историк Дэвид Юм (1711 - 1776). Он был членом Ранкен клуба ( The Rankenian Club ), Избранного общества ( The Select Society ), Литературного общества ( The Belles Lettres Society ), Клуба кочерги ( The Poker Club ) [7] , Королевского общества Эдинбурга ( The Royal Society of Edinburgh ) [8] . Членами клубов и обществ были также такие известные шотландцы, как художник Аллан Рамзай (1713 – 1784), политэконом и философ Адам Смит (1723 - 1790), поэт Джеймс а Макферсон (1736 - 1796), священник и риторик Хью Блэр (1718 - 1800), философ и историк Адам Фергюсон (1723 - 1816), историк и священник Вильям Робертсон (1721 - 1793), юрист, писатель и филолог Джеймс Босвелл (1740 – 1795), философ Дугалд Стюарт (1753–1828), геолог, физик и химик Джеймс Хаттон (1726 - 1797). Эти организации были местом встречи интеллектуалов из различных слоев общества.
Шотландия дала миру целое соцветие выдающихся ученых, мыслителей и писателей – философа и историка Дэвида Юма, Адама Смита, автора теории трудовой стоимости, Адама Фергюсона впервые исследовавшего историю гражданского общества и введшего это понятие в научный и общественно-политический оборот и др.
Важной чертой шотландского Просвещения было активное участие духовенства в интеллектуальной жизни общества. Это в сильной степени отличалось от просветительских процессов в других странах.
Французское Просвещение занимает особое место в развитии духовной культуры XVIII столетия. Это связано и с деятельностью таких мыслителей и писателей как Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1784), Жан Лерон Д'Аламбер (1717–1783) и др., и тем, что идеи этих мыслителей были чрезвычайно популярны в других странах. Французское Просвещение носило антиклерикальный характер . Философским основанием секуляризма как принципа разделения церковной и светской жизни стал деизм, рассматривавший Бога как первопричину мира, развивающегося по своим собственным законам.
Важную роль в развитии и распространении идей играли не только академические институты, но и различные институты культуры, например, кафе, театры, частные салоны, предоставлявшие возможность свободного и непринужденного обмена мнениями. Они формировали и распространяли общественное мнение, систему ценностей и вкусов. Одним из знаменитых салонов был литературный салон мадам де Жоффрен в 1750-1777 г. Гостями салона были многие выдающиеся люди того времени, как французы, так и интеллектуалы из других стран (Д’Аламбер, Гольбах, Дидро, Монтескье, Станислав Понятовский, Уолпол, А. Смит, Франклин и другие).
Большое значение имела пресса – журналы, газеты, а также переписка. Помимо личной, интимной переписки, получил распространение эпистолярный диалог, носящий публичный, литературный и общественно-значимый характер.
Пространство эпистолярных коммуникаций XVIII века чем-то напоминает современную блогосферу. Пожалуй, самым известным «блоггером», имевшим в числе своих «френдов» коронованных особ был Фридрих Мельхиор Гримм (1723 - 1807). Каждое событие, высказанная мысль, удачная шутка идея имели эпистолярный отклик и в комментированном виде мгновенно (но не быстрее скорости лошади, разумеется) распространялись по всему миру.
Гримм являлся «модератором» интеллектуального сетевого сообщества и реализовал множество задач, поддерживающих и стимулирующих общение. Он распространял по Европе светские, научные и политические новости, объединял и организовывал коммуникацию представителей интеллектуальной и правящей элиты XVIII в. Сетевое сообщество, поддерживавшееся Гриммом, не ставило задачей выработку научного знания. Оно, скорее, формировало атмосферу международного салона, в котором статус определялся интеллектом.
Гримм прославился как автор «Литературной корреспонденции» (« Correspondance litteraire , philosophique et critique » ) представлявшей из себя рукописную газету, рассылаемую им видным европейским правителям, (среди которых была и Екатерина II ), желавшим быть в курсе культурной жизни Европы [9] .
Мыслители XVIII в. были озабочены растущими объемами знания и способами их систематизации. Еще в 1680 г. Г. Лейбниц обратился к Людовику XIV с проектом издания энциклопедии при государственной поддержке. Эта идея, была осуществлена лишь столетием позже, обретя, как это часто бывало в истории, определенные социокультурные формы. Масштабную реализацию энциклопедические проекты получили в Германии, Франции и Британии.
Наиболее объемной энциклопедией XVIII века стал «Большой полный универсальный лексикон всех наук и искусств» [10] , 1732—1754 гг., 68 томов, 750 тыс. статей), представивший 33 различных дисциплин ы и вид ов а знания. выпущенный в Лейпциге Иоганном Генрихом Цедлером (1706 - 1751). Это была одна из первых энциклопедий, содержащая биографическую информацию о еще здравствующих людях. Были и другие солидные издания, например, пятитомный "Словарь Трево" (1704); Экономическо-технологическая энциклопедия И.Г. Круница в 242 томах (1773-1858).
Знаменитая французская «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (« Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers " [11] ) (1751-80) первоначально планировалась всего лишь как перевод на французский язык популярной английской «Циклопедии, или универсального словаря искусств и наук» (“ Cyclopaedia : or an Universal Dictionary Of Arts and Sciences ( London ,1728)) Эфраима Чемберса (1689?-1740). В конечном итоге решено было не переводить Чемберса, а осуществить собственный проект, основанный на другой концепции знания и принципиально ином видении мира.
Французская энциклопедия собрала вокруг себя целое созвездие французских философов и ученых. Кроме Дидро и Д’Аламбера в ее издании приняли участие Вольтер, Гольбах, Тьерри, Мармонтель , Руссо, Монтескье и др.
В XIX веке французская Энциклопедия утратила свое символическое значение и превратилась из орудия познания мира в памятник ушедшей эпохи, в то время, как другие, гораздо более скромные издания становились все более востребованными и актуальными. Один из них «Британская энциклопедия» ( Encyclopaedia Britannica ) . Задумывавшаяся издателями как национальное и коммерческое издание, она стала «королевой энциклопедий», международным справочником, одним из наиболее авторитетных в современном мире.
Издание Encyclopaedia Britannica начало готовиться в конце 60 гг. в столице Шотландии Эдинбурге. Издатели были воодушевлены коммерческим успехом словаря П. Бейля, и Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Энциклопедия вышла в 1771 году в трех томах, содержащих 2,391 страниц.
Британская энциклопедия принципиально отличались от энциклопедий и словарей ей предшествовавших. Издатели отказались от «философского метода» соотношения статей в соответствии с логикой развития наук и перешли к формальному, но более эффективному способу построения — алфавитному. Это свидетельствовало как о предельном развитии эпистемы классической эпохи, так и о попытке преодоления нового гносеологического кризиса. Каждое новое издание Британники дополнялось и улучшалось, что позволило ей оставаться современным изданием на в течение двух с половиной столетий.
На определенных этапах научного развития упорядочивание и систематизация являются необходимым и принципиальным условием для дальнейшего движения вперед. Не во всех странах создавались многотомные энциклопедические издания, как, например, в России, но энциклопедический подход стал эпистемологическим принципом познания и сформировал тип ученого-энциклопедиста, обладающего системным подходом к знанию и являющийся экспертом в различных областях. В России таким ученым стал М.В. Ломоносов (1711-1765).
В России эпоха Просвещения связана с активной модернизацией всех сфер культуры, начиная от образовательных и научных институтов, кончая изменением сложившихся форм обыденной жизни. В наибольшей степени ассоциируется с реформами и ориентациями на европейские образцы время правления Петра I (1672-1725). Петр не просто реформировал страну, он менял способ восприятия мира в России и России в мире.
«Онтологические» реформы, - географическая (сделавшая границей между Европой и Азией Уральские горы, а не Волгу, как это было ранее) и календарная (в результате которой летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от рождества Христова, что передвинуло точку отчета сразу на 5508 лет, начало года сместилось с 1 сентября на 1 января) поместившие Россию в европейскую систему пространственно-временных координат — не единственная черта, отделившая XVIII в. от предшествующего. В Петровскую эпоху были осуществлены реформа алфавита и введение гражданского шрифта, разделившие церковную и светскую литературу, церковная реформа, реформа костюма, этикета и многие другие. Петровский человек стал иначе писать и говорить, одеваться, вести домашние дела, любить, общаться с друзьями. Он начал по-другому питаться, стал жить в других домах, сменил культурные, ценностные и образовательные ориентиры.
В Петровскую эпоху была основана Петербургская Академия наук с Академическим университетом (1724), ставшая одним из важных центров международной научной коммуникации. В Академию наук были приглашены математики братья Д. и Н. Бернулли, химик М. Бюргер, зоолог и анатом А.-Л. Дювернуа, историк Г.-З. Байер, позже здесь работали ученые с мировыми именами Л. Эйлер, П.-С. Паллас, Ф. Эпинус, Ж.-Н. Делиль. Почетными членами Петербургской академии были Хр. Вольф, И. Бернулли, Р. Реомюр, П. Мопертюи, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, К. Линней, П. Мушенброк, Б. Франклин, В. Робертсон. Членами и почетными членами Петербургской Академии наук были и знаменитые русские ученые М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Н.И. Попов, С.Я. Румовский, Г.Н. Теплов, Н.Я. Озерецковский, А.И. Протасов.
В небывало короткий срок был создан крупнейший научный центр с обсерваторией, физическим кабинетом, ботаническим садом, анатомическим театром, типографией, библиотекой, химической лабораторией, инструментальными мастерскими. Когда молодой Эйлер получил приглашение работать в Петербургской Академии, Христиан Вольф писал ему: «Вы едете в рай ученых» [12] . Л. Эйлер, как и другие академики, вел обширную переписку со своими коллегами из других стран, являясь одновременно членом и “видимого” и “невидимого колледжа”. Кроме того, в Петербурге он имел неограниченную возможность издания своих трудов.
Очень скоро Петербургская Академия наук стала необходимым звеном в сети международных научных институтов. Ученые, понимая всю важность научных контактов, не дожидались «верительных грамот» академических институтов и сами устанавливали нужные им связи. Так, шведский ботаник Карл Линней (1707–1778) начал научную переписку с российскими учеными в за несколько лет до того, как была основана Шведская Королевская академии наук и в 1739 г. и он стал ее президентом [13] . Американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин (1706–1790) был очень заинтересован в контактах с российскими учеными, прежде всего М.В. Ломоносовым, И.А. Брауном, Ф.У.Т. Эпинусом и Г.В. Рихманом. Б. Франклин был первым американцем, ставшим почетным членом Петербургской Академии наук. Он получил это звание в ноябре 1789 г. как физик по рекомендации директора Академии Е.Р. Дашковой (1743 - 1810). Несколькими месяцами ранее Дашкова сама была избрана в Американское философское общество, став первой женщиной удостоенной такой чести.
В России эпохи Просвещения мы имеем дело не менее, чем с тремя интеллектуальными сообществами. Традиционную элиту представляли преподаватели церковных школ, прежде всего духовных академий в Киеве и Москве, образованное духовенство, «ученое монашество». «Новой элитой» стало академическое сообщество как система академических институтов. Прежде всего, можно назвать Петербургскую академию наук с Академическим университетом (1724) и Московский университет (1755), а также Российскую Академию (1783), Академию художеств (1757), Дерптский (1802), Харьковский (1804), Казанский (1804) университеты и др. К ним примыкали, но только отчасти, военные школы для юношества - Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731) и Морской шляхетный кадетский корпус (1752). Это сообщество было представлено университетской профессурой, академиками и академической администрацией. Оно было интернационально по своему составу и, в свою очередь, непосредственно включено в международный академический обмен идеями.
Третье сообщество составляла дворянская элита, представителем которой являлся высокообразованный интеллектуал, «дворянин-философ». Такой, исключительно знаковый псевдоним был избран Ф.И.Дмитриевым-Мамоновым (1727-1805). Это сообщество принадлежало одновременно и к политической элите, что позволяло ему иметь особенное влияние на дело просвещения. Спецификой Российского просвещения был его преимущественно дворянский характер. Достаточно назвать имена Н.И. Новикова (1744 - 1818) – книгоиздателя и писателя, А.Н. Радищева (1749 – 1802) – писателя и философа.
В эпоху Просвещения универсальное знание, а тем более владение им имело чрезвычайно высокий статус, поэтому входило в систему “социальных добродетелей”, обязательных для высшего сословия. Царственный образ философии гармонично сочетался с интеллектуальной харизмой просвещенных монархов, первой среди которых была, конечно, Екатерина Великая. В годы ее правления особенно ярко проявился дух “философского века”, а пропаганда просвещения в это время была возведена в статус государственной идеологии. Екатерина делает своими собеседниками и корреспондентами известнейших интеллектуалов Европы. Она переписывается с Д. Дидро, Вольтером, Ж. Д’Аламбером, М. Гриммом и др. Годы правления Екатерины II (1762–1796) не просто хронологически «совпадали» с эпохой Просвещения, они были связаны с особым типом политического режима — «просвещенной монархией». Среди монархов, реализовавших эффективные реформы государственного управления, экономики и культуры можно назвать Карла III (короля Испании), Фридриха II (короля Пруссии), Фредерика VI (короля Дании и Норвегии), Густава III (короля Швеции), Марию Терезию (эрцгерцогиню Австрии, королеву Венгрии и Чехии, супругу императора Священной Римской империи Франца I), Марию Каролину Австрийскую (Королеву Неаполя и обеих Сицилий) Иосифа II и Леопольда II (императоров Священной Римской империи) и др.
Абсолютная монархия породила еще один социокультурный феномен – фаворитизм. Фаворита и монарха связывают личные отношения, он становится доверенным лицом государя и от его имени может участвовать в государственном управлении, реализовывать культурные или образовательные проекты. Статус фаворита закреплен не законом, но традицией, хотя во Франции, например, король мог наделять статусом «официальной фаворитки» ( m aîtresse royale ) своих приближенных. Некоторые из фаворитов, не имея официальных должностей, имели огромное влияние на политику, образование, были известными меценатами и, как сказали бы сейчас, «кураторами» культурных проектов. Среди известных личностей - мадам де Ментенон (фаворитка Людовика XIV), основательница школы для дочерей бедных дворян в Сен-Сир [14] в соответствии с педагогическими идеями Фенелона, Маркиза де Помпадур (фаворитка Людовика XV), Мануэль де Годой (фаворит королевы Марии Луизы и короля Испании Карла IV), Иоганн Фридрих Струэнзе (фаворит королевы Каролины Матильды, супруги короля Дании Кристиана VII), Франц Лефорт и Александр Меншиков (фавориты Петра I), Иван Шувалов, основатель Московского университета (вместе с М.В.Ломоносовым) и Академии художеств (фаворит Елизаветы Петровны), Григорий Потемкин (фаворит Екатерины II), Хэшэнь (фаворит Айсиньгёро Хунли, китайского императора) и др.
Новый импульс Просвещению придает немецкая культура, прежде всего литература и философия. В 1770-е годы произошел решающий поворот в духовной жизни немецкого общества от рационалистического Просвещения к антирационалистическому, его можно назвать также предромантизмом. В значительной степени это было связано с литературным движением «Буря и натиск» (нем. Sturm und Drang ). Одной из центральных фигур этого периода был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) сформировавший идеи исторического отношения к культуре. Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) развивает идею философии истории. Известными представителями этого движения были Иоганн Вольфганг Гете, (1749-1832), Фридрих Шиллер (1759-1805), Иоганн Георг Гаман (1730-1788). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В. Лейбниц (1646-1716), Хр. Вольф (1679-1754), М. Мендельсон (1729-1786), И. Кант (1724–1804) , ставший основателем немецкой классической философии.
Идея исторического развития и прогресса стала важным этапом осмысления поступательного движения культуры. Эти идеи развиваются в сочинениях французских мыслителей - аббата Сен-Пьера (1658 - 1743) «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737), Анн Робера Жака Тюрго (1727 -1781) «Рассуждение о последовательном прогрессе человеческого разума» (1750), маркиза де Кондорсе (1723–1816) «Очерки исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), шотландского мыслителя Адама Фергюсона (1743 - 1794) «Очерк истории гражданского общества» (1767) и «История прогресса и падения Римской республики» (1783). Начиная с Д. Юма, автора «Истории Англии», историки пытались не только перечислять факты, но и понять «тайные пружины», лежавшие в основе событий прошлого.
Просветительская мысль конструировала идеальные модели государства и общества. Многочисленные утопии и политические романы демонстрировали образцы идеального человека, каковым вслед за Локком и Руссо считался человек естественный, и идеального правителя, управляющего народами как любящий отец управляет семейством. Луи Себастьен Мерсье (1740 - 1814) автор утопии «Год две тысячи четыреста сороковой: Сон, которого, возможно, и не было» впервые попытался представить себе будущее. Начиная с этого романа, утопия приобрела функцию социального прогноза.
Во второй половине XVIII на смену классицизму в литературе приходит сентиментализм. Философским основанием сентиментализма является сенсуализм, обратившийся к внутреннему миру человека, его чувствам. Героем сочинений писателей-сентименталистов становится «чувствительный» человек, размышляющий о смысле жизни, о смерти, любящий, страдающий, стремящийся к нравственному совершенству, стыдящийся своих пороков и недостатков. Повествование часто ведется от первого лица, внешние события не имеют такой важности, как движения души героя. Одним из знаковых сочинений этого направления стало «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Лоренса Стерна (1713-1768). Вместо традиционного травелога, дающего географические и этнографические сведения о маршруте, Стерн описывает эмоциональные переживания героя и его размышления на отвлеченные темы. «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева также написаны в этом стиле, с той разницей, что душа российского героя «уязвлена стала» размышлениями о социальной несправедливости. Наиболее известными представителями сентиментализма были шотландский поэт и драматург Джеймс Томсон (1700 - 1748), английский поэт Эдуард Юнг (1683 - 1765), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712 - 1778), российский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
Сентиментализм демонстрировал потребность человека XVIII века разобраться в своих внутренних переживаниях и чувствах. Философские учения о семье как основе естественного права и естественном человеке, противопоставленном развращенному светскому обществу сформировали новые ценности, и нашли отражение в различных формах и видах культуры от садово-парковой архитектуры, где регулярный парк сменяется «естественным» пейзажным, наполненным не столько архитектурными украшениями, сколько литературными коннотациями. Определенную роль в этом сыграло увлечение китайскими садами с их нерациональной и негеометрической структурой.
Изобразительное искусство также пытается передать личностные особенности своих моделей. Наряду развитием стиля рококо и классицизма, получил развитие сентиментализм. Психологический портрет пытался отразить не внешние черты, а богатство внутреннего мира, пейзаж, или жанровая сценка оказывали эмоциональное отношение автора. Это можно видеть на полотнах французских художников Антуана Ватто (1684-1721-), Франсуа Буше (1703 - 1770), Юбера Робера (1733 - 1808) итальянских -- Джамбаттиста Тьеполо (1696 - 1770), Пьетро Лонги (1702 - 1785), Джованни Антонио Каналетто (1697-1768), британских Джошуа Рейнольдса (1723-1792), Томаса Гейнсборо (1727-1788), Генри Реберна (1756-1823), российских -- Федора Степановича Рокотова (1735?-1808), Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825) и многих других.
Иным, более внимательным становится отношение к детям. Появляется удобная детская одежда и специальная литература для детей. Педагогические теории XVIII в. (Локк, Руссо, Фенелон) предполагали возможность преобразовать людей с помощью новейших достижений педагогической теории – вырастить не только совершенного человека, но и совершенного правителя. Сначала это движение захватывает высшую элиту, включая императорские дома, затем переходит к более демократическим слоям.
«Век разума» отнюдь не был ни разумным, ни спокойным. Часто смена культурных моделей сопровождалась социальными потрясениями – войнами, государственными переворотами, революциями. Последние часто представляли собой культурное развитие в форме «взрыва» [15] . Это Корсиканская революция (1755-1769), Американская революция (1775-1783), Французская революция (1789-1799), Льежская революции (1789-1795), Брабантская революция (1789—1790), Гаитянская революция (1791-1802), Польская война в защиту конституции (1792) и восстание Костюшко (1794), Батавская революции (1795-1801), восстания в Ирландии (1798) Северная война (1700—1721) и т. п. В XVIII в. начинается свобождение из-под турецкого господства балканских народов, просветительское движение и национальное возрождение этих стран.
Особенно важными для мировой культуры были Великая Французская революция, ставшая символом свободы и равенства для многих поколений и Американская революция, или Война за независимость, давшая начало не только новому независимому государству -- США, но и новому типу политического строительства. Право-политические идеи и принципы гражданской добродетели Бенджамина Франклина (1706 - 1790), Томаса Джефферсона (1743 -1826), Томаса Пейна (1737 - 1809) стали популярными во всем мире.
В XVIII веке продолжается освоение европейцами Африки и массовая работорговля. Большинство рабов отправлялись в американские колонии, где они использовались для работ на плантациях. Это привело к появлению африканской субкультуры на американском континенте достигшей развития и признания гораздо позже.
XVIII век имел однородное развитие и похожую систему ценностей лишь в европейских странах и, отчасти, в их колониях, как США, Канада, отчасти Австралия, которая была открыта капитаном Джеймсом Куком в 1770 году и первоначально использовалась как место для ссылки преступников. Местное население во многих странах мира – переживало этап родового общества, что позволяло европейцам устанавливать политическое господство в этих регионах. Однако практически все страны испытали на себе влияние европейской культуры, так же как и культура Европы постоянно обогащалась за счет древних культур Азии, Африки и обеих Америк. На примере Франции можно видеть, как причудливо трансформировалась мировая культура в зеркале художественных стилей и культурных ориентаций. Это влияние китайской культуры (шинуазри), арабской и персидской (перевод сказок «Тысячи и одной ночи», «Персидские письма» Монтескье), культуры Египта, что нашло отражение в архитектуре, изобразительном искусстве и костюме особенно после Египетского похода Наполеона в 1798—1801 гг. Исследования Америки наполнили содержанием представление о «естественном человеке», что нашло выражение в известной повести Вольтера «Простодушный». В каждом акте оперы-балета Жана Филиппа Рамо (1683 - 1764) «Галантные Индии» представлены картины из жизни турков, инков из Перу, персов, и американских дикарей.
Выводы. Осмысление культуры XVIII века и особенно -- эпохи Просвещения актуально и в настоящее время. Традиционно позитивная оценка Просвещения как эпохи «прогресса» и «торжества разума» не исключает и критический анализ. Ряд исследователей интерпретируют это время достаточно негативно, полагая, что источник современных проблем лежит именно в XVIII веке. Написанная Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно «Диалектика просвещения» [16] (1947) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы. Хоркхаймер и Адорно отмечают, что Просвещение не смогло освободить человечество от заблуждений и предрассудков, а лишь способствовало формированию «нового типа варварства». Саморазрушение Просвещения продемонстрировало амбивалентность рационалистических идеалов. Авторы выказывают сомнение в том, является ли прогресс в действительности ценностью культуры, или же это иллюзорный идеал. Ю. Хабермас рассматривал Просвещение как незавершенный проект [17] , полагая, что просвещенческое понятие разума требует переосмысления. М.Фуко высказывает гораздо более радикальное суждение. Он видит в культе разума теоретический источник политического насилия и тоталитарного государства [18] .
----------------------------------------------------------------------
[1] Baines, Paul The Long 18th Century. London: Arnold, 2004
[2] Anderson, M. S. Historians and the Eighteenth-Century Europe, 1715–1789. Oxford University Press, 1979
[3] Кант И. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И.Ойзермана ; Академия Ha ук СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль. Т. 6. —1966. — С. 25–37.
[4] См. Мендельсон М. О вопросе «Что значит просвещать?» (Перевод и вступительная статья М.Р. Демина)/ Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004. C . 81-86. ( http :// ideashistory . org . ru / a 27. html )
[5] Там же. C . 83-84. ( http :// ideashistory . org . ru / a 27. html )
[6] Jonathan Israel Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity, 1650-1750. Oxford University Press, Oxford, 2001; Jonathan Israel Enlightenment Contested: Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man 1670-1752. Oxford University Press, Oxford, 2006; Jonathan Israel Democratic Enlightenment: Philosophy, Revolution, and Human Rights 1750-1790. Oxford University Press , Oxford , 2011.
[7] Как говорят, название было предложено философом и историком Адамом Фергюсоном (1723 - 1816), чтобы обозначить некий предмет для перемешивания «патриотического жара» после якобитского восстания и попытки восстановления династии Стюартов в 1745 г.
[8] Общество существует по сей день и даже выделяет стипендии исследователям для научной работы в Эдинбурге.
[9] Александр Строев "Моя чернильница меня убьет": эпистолярные досуги Фридриха Мельхиора Гримма Опубликовано в журнале: «НЛО» 2004, №69
http :// magazines . russ . ru / nlo /2004/69/ str 7- pr . html
[10] http://www.zedler-lexikon.de/
[11] Современное он-лайн издание http://portail.atilf.fr/encyclopedie/
[12] Цит. по: Тиле Р. Леонард Эйлер. Киев, Вища школа 1983. С. 26.
[13] О взаимоотношениях К.Линнея с российскими учеными см. Философский век, альманах № 33 «Карл Линней в России». СПб, 2007. ( http://ideashistory.org.ru/a33.html )
[14] послужившей образцом для Екатерины II при основании Смольного института
[15] См.: Лотман Ю. М. Культура и взрыв, М., «Гнозис», 1992.
[16] Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты. — М.: Медиум, 1997.
[17] См. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. — М.: Весь мир, 2003
[18] Фуко М. Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. Т. 1. М., 2002.
Опубликовано: Культурология. Учебник под ред. Л.М.Мосоловой. М., Академия, 2013. с. 219-232