Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Просвещение как исторический тип культуры

9/2/2014

0 Комментарии

 
Т.В. Артемьева
Изображение
XVIII век занимает в истории развития культуры особое место. Его исследователи, называющие себя  дизвитьемистами (от фр.  dix-huit -- восемнадцать) отмечают некоторую качественную общность развития культуры этого времени. 

Астрономическое измерение, не всегда точно совпадает с этапами развития культуры, поэтому в последнее время распространился подход рассматривающий закономерности ее развития в рамках «длинного» [1] и «короткого» [2] XVIII века. 

«Длинный»  XVIII век: 1688 -1815 маркируется «Славной революцией» в Англии и битвой при Ватерлоо. «Короткий»  XVIII век: 1715-1789 - начинается со смерти Людовика  XIV (1638- 1715) и заканчивается Великой французской революцией. Разумеется, эта периодизация имеет условный характер, и лишь напоминает о том, что ритмы истории имеют культурные смыслы.

XVIII век называли также «философским веком», или эпохой Просвещения, буквально, временем распространения «света разума». Именно метафора «света», определяет название этой эпохи на разных языках ( Enlightenment (англ.),  Lumières (фр.),  Aufklärung (нем.),  Illuminismo (ит.) и т.д.). 

Характеристика Просвещения как определенного типа культуры сформулирована в статье  Иммануила Канта (1724-1804), «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» [3] . Эта статья была написана в рамках дискуссии между берлинским пастором Иоганном Фридрихом Цолнером (1753-1804)и немецким мыслителем еврейского происхождения, лидером просветительского движения в иудаизме  Хаскала Моисеем Мендельсоном  (1729—1786) [4] . Для Канта Просвещение – это эпоха, когда человек учится пользоваться собственным разумом и имеет возможность свободно применять его в обществе. Мендельсон подробно рассматривает соотношение образования, просвещения и культуры. Просвещение – это теоретическая рефлексия по поводу культуры в соответствии с системой гуманитарных ценностей и предназначением человека [5] .

Наиболее авторитетный современный исследователь эпохи Просвещения британский ученый Джонатан Израэль [6] разработал концепцию радикального Просвещения как истока современной демократии. Он выделяет радикальное Просвещение (теоретические истоки которого видит в Спинозе и спинозизме), умеренное Просвещение и контрпросвещение. Для радикального Просвещения  руководством относительно того, что истинно и что ложно является философский разум, именно он является единственно верным и надежным ориентиром в жизни человека, когда речь идет о формировании нравственности, гуманитарных и общественных ценностей. Умеренное Просвещение, предполагает, что наука и философия в состоянии оценить и познать лишь часть реальности, то, что выходит за рамки разума -- духовность и мир божественного должны обсуждаться на основе традиции и авторитета -- Откровения и богословских истин. Контрпросвещение отвергает способность свободного поиска истины, основанного на человеческом разуме, настаивая на том, что истинным руководством в жизни человека, особенно в области формирования нравственных принципов и политических учений, системы ценностей и смысложизненных ориентаций должны быть решения религии и церкви. Контрпросвещение не отрицает научные теории, но делает их зависимыми от религиозных догм.

Израэль пишет, что радикальное Просвещение в лице своих наиболее ярких представителей, таких, как Спиноза, Бейль, и Дидро разработали принципы, послужившие основанием современного общества. Это демократия, равенство полов, равенство рас, свобода образа жизни, свобода мысли и слова, религиозная терпимость и свобода прессы.

Интеллектуальная модель Просвещения Джонатана Израэля дает возможность увидеть неоднородность Просвещения с точки зрения формируемых в эту эпоху идей. Кроме того, можно отметить н ационально-региональную специфику культуры Просвещения.

Просвещение в Англии связано с идеями Джона Локка (1632–1704) и его последователей. В учение о естественном праве, изложенном в "Двух трактатах о государственном правлении" (1690), рассмотрены основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. В трактате «Мысли о воспитании», ставшей настольной книгой образованных матерей  излагалась система воспитания «джентльмена». В трактате Локка даются достаточно точные и подробные указания о том, как «возделывать» и «удобрять» почву, как «ухаживать за «растением», чтобы его пышный цвет вознаградил «садовника» за труды. В его сочинении впервые сочетаются принципы сочетания физического и нравственного начал в воспитании.
Благодаря Исааку Ньютону (1642 -1727), автору фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики, были заложены основы новой науки.

В  XVIII веке английское общество сформировало важные культурные механизмы и социальные структуры, которые способствовали усвоению и распространению просветительских идей. Это были не только традиционные академические институты – университеты и научные общества, например, одно из старейших в мире Лондонское королевское общество, созданное в 1660 году, но и различные журналы, газеты, кафе, клубы, аристократические салоны, масонские ложи, создающие сферу публичности, возможности распространения идей и свободного обмена мнениями. Внеакадемические формы обмена идеями вовлекали в этот процесс слои, прежде не имевшие голоса при обсуждении важных вопросов современности – женщин, людей, не имеющих систематического образования, представителей средней и мелкой буржуазии.

В XVIII веке шотландская культура испытывала мощный подъем. Во многом это было спровоцировано унией с Англией 1707  г. и объединением парламентов. Политика стала прерогативой Лондона, в то время как интеллектуалы Эдинбурга смогли сосредоточиться на духовной жизни. Активизировалась работа старейших в Британии шотландских университетов, исследований в области естественных наук, философии и истории. Шотландская интеллигенция, большей частью университетские профессора и юристы, называвшие себя  literati , объединялись в различные клубы и общества, где обсуждались проблемы будущего Шотландии и новые возможности, открывшиеся в связи с объединением с Англией. 

Клубная жизнь создавала особое культурное пространство в жизни шотландских городов. Одним из наиболее активных участников этого движения был философ и историк Дэвид Юм (1711 - 1776). Он был членом Ранкен клуба ( The Rankenian Club ), Избранного общества ( The Select Society ), Литературного общества ( The Belles Lettres Society ), Клуба кочерги ( The Poker Club ) [7] , Королевского общества Эдинбурга ( The Royal Society of Edinburgh ) [8] . Членами клубов и обществ были также такие известные шотландцы, как художник Аллан Рамзай (1713 – 1784), политэконом и философ Адам Смит (1723 - 1790), поэт  Джеймс а Макферсон (1736 - 1796), священник и риторик Хью Блэр (1718 - 1800), философ и историк Адам Фергюсон (1723 - 1816), историк и священник Вильям Робертсон (1721 - 1793), юрист, писатель и филолог Джеймс Босвелл (1740 – 1795), философ Дугалд Стюарт (1753–1828), геолог, физик и химик Джеймс Хаттон (1726 - 1797). Эти организации были местом встречи интеллектуалов из различных слоев общества. 

Шотландия дала миру целое соцветие выдающихся ученых, мыслителей и писателей – философа и историка Дэвида Юма, Адама Смита, автора теории трудовой стоимости, Адама Фергюсона впервые исследовавшего историю гражданского общества и введшего это понятие в научный и общественно-политический оборот и др.

Важной чертой шотландского Просвещения было активное участие духовенства в интеллектуальной жизни общества. Это в сильной степени отличалось от просветительских процессов в других странах. 
Французское Просвещение занимает особое место в развитии духовной культуры  XVIII столетия. Это связано и с деятельностью таких мыслителей и писателей как Вольтер (1694–1778), Жан-Жак Руссо (1712–1778), Шарль-Луи Монтескье (1689–1755), Дени Дидро (1713–1784), Жан Лерон Д'Аламбер (1717–1783) и др., и тем, что идеи этих мыслителей были чрезвычайно популярны в других странах. Французское Просвещение носило антиклерикальный характер . Философским основанием секуляризма как принципа разделения церковной и светской жизни стал деизм, рассматривавший Бога как первопричину мира, развивающегося по своим собственным законам.

Важную роль в развитии и распространении идей играли не только академические институты, но и различные институты культуры, например, кафе, театры, частные салоны, предоставлявшие возможность свободного и непринужденного обмена мнениями. Они формировали и распространяли общественное мнение, систему ценностей и вкусов. Одним из знаменитых салонов был литературный салон мадам де Жоффрен в 1750-1777 г. Гостями салона были многие выдающиеся люди того времени, как французы, так и интеллектуалы из других стран (Д’Аламбер, Гольбах, Дидро, Монтескье, Станислав Понятовский, Уолпол, А. Смит, Франклин и другие).
Большое значение имела пресса – журналы, газеты, а также переписка. Помимо личной, интимной переписки, получил распространение эпистолярный диалог, носящий публичный, литературный и общественно-значимый характер. 

Пространство эпистолярных коммуникаций  XVIII века чем-то напоминает современную блогосферу. Пожалуй, самым известным «блоггером», имевшим в числе своих «френдов» коронованных особ был  Фридрих Мельхиор Гримм (1723 - 1807). Каждое событие, высказанная мысль, удачная шутка идея имели эпистолярный отклик и в комментированном виде мгновенно (но не быстрее скорости лошади, разумеется) распространялись по всему миру.

Гримм являлся «модератором» интеллектуального сетевого сообщества и реализовал множество задач, поддерживающих и стимулирующих общение. Он распространял по Европе светские, научные и политические новости, объединял и организовывал коммуникацию представителей интеллектуальной и правящей элиты XVIII в. Сетевое сообщество, поддерживавшееся Гриммом, не ставило задачей выработку научного знания. Оно, скорее, формировало атмосферу международного салона, в котором статус определялся интеллектом. 

Гримм прославился как автор «Литературной корреспонденции» (« Correspondance litteraire ,  philosophique et critique » ) представлявшей из себя рукописную газету, рассылаемую им видным европейским правителям, (среди которых была и Екатерина  II ), желавшим быть в курсе культурной жизни Европы [9] .

Мыслители  XVIII в. были озабочены растущими объемами знания и способами их систематизации. Еще в 1680 г. Г. Лейбниц обратился к Людовику  XIV с проектом издания энциклопедии при государственной поддержке.  Эта идея, была осуществлена лишь столетием позже, обретя, как это часто бывало в истории, определенные социокультурные формы. Масштабную реализацию энциклопедические проекты получили в Германии, Франции и Британии.

Наиболее объемной энциклопедией  XVIII века стал «Большой полный универсальный лексикон всех наук и искусств» [10] , 1732—1754 гг., 68 томов, 750 тыс. статей), представивший 33 различных дисциплин ы и вид ов а знания. выпущенный в Лейпциге Иоганном Генрихом Цедлером (1706 - 1751). Это была одна из первых энциклопедий, содержащая биографическую информацию о еще здравствующих людях. Были и другие солидные издания, например, пятитомный "Словарь Трево" (1704); Экономическо-технологическая энциклопедия И.Г. Круница в 242 томах (1773-1858).
Знаменитая французская «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (« Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences, des Arts et des Métiers " [11] ) (1751-80) первоначально планировалась всего лишь как перевод  на французский язык популярной английской «Циклопедии, или универсального словаря искусств и наук» (“ Cyclopaedia :  or an Universal Dictionary Of Arts and Sciences ( London ,1728)) Эфраима Чемберса (1689?-1740). В конечном итоге решено было не переводить Чемберса, а осуществить собственный проект, основанный на другой концепции знания и принципиально ином видении мира.

Французская энциклопедия собрала вокруг себя целое созвездие французских философов и ученых. Кроме Дидро и Д’Аламбера в ее издании приняли участие Вольтер, Гольбах, Тьерри, Мармонтель ,  Руссо, Монтескье и др. 
В XIX веке французская Энциклопедия утратила свое символическое значение и превратилась из орудия познания мира в памятник ушедшей эпохи, в то время, как другие, гораздо более скромные издания становились все более востребованными и актуальными. Один из них «Британская энциклопедия» ( Encyclopaedia Britannica ) . Задумывавшаяся издателями  как национальное и коммерческое издание, она стала «королевой энциклопедий», международным справочником, одним из наиболее авторитетных в современном мире. 

Издание  Encyclopaedia Britannica начало готовиться в конце 60 гг. в столице Шотландии Эдинбурге. Издатели были воодушевлены коммерческим успехом словаря П. Бейля, и Энциклопедии Дидро и Д’Аламбера. Энциклопедия вышла в 1771 году в трех томах, содержащих 2,391 страниц.
Британская энциклопедия принципиально отличались от энциклопедий и словарей ей предшествовавших. Издатели отказались от «философского метода» соотношения статей в соответствии с логикой развития наук и перешли к формальному, но более эффективному способу построения — алфавитному. Это свидетельствовало как о предельном развитии эпистемы классической эпохи, так и о попытке преодоления нового гносеологического кризиса. Каждое новое издание Британники дополнялось и улучшалось, что позволило ей оставаться современным изданием на в течение двух с половиной столетий.

На определенных этапах научного развития упорядочивание и систематизация являются необходимым и принципиальным условием для дальнейшего движения вперед. Не во всех странах создавались многотомные энциклопедические издания, как, например, в России, но энциклопедический подход стал эпистемологическим принципом познания и сформировал тип ученого-энциклопедиста, обладающего системным подходом к знанию и являющийся экспертом в различных областях. В России таким ученым стал М.В. Ломоносов (1711-1765). 

В России эпоха Просвещения связана с активной модернизацией всех сфер культуры, начиная от образовательных и научных институтов, кончая изменением сложившихся форм обыденной жизни.  В наибольшей степени ассоциируется с реформами и ориентациями на европейские образцы время правления Петра I (1672-1725). Петр не просто реформировал страну, он менял способ восприятия мира в России и России в мире. 

«Онтологические» реформы, - географическая (сделавшая границей между Европой и Азией Уральские горы, а не Волгу, как это было ранее) и календарная (в результате которой летоисчисление стало вестись не от сотворения мира, а от рождества Христова, что передвинуло точку отчета сразу на 5508 лет, начало года сместилось с 1 сентября на 1 января) поместившие Россию в европейскую систему пространственно-временных координат — не единственная черта, отделившая XVIII в. от предшествующего. В Петровскую эпоху были осуществлены реформа алфавита и введение гражданского шрифта, разделившие церковную и светскую литературу, церковная реформа, реформа костюма, этикета и многие другие. Петровский человек стал иначе писать и говорить, одеваться, вести домашние дела, любить, общаться с друзьями. Он начал по-другому питаться, стал жить в других домах, сменил культурные, ценностные и образовательные ориентиры.

В Петровскую эпоху была основана  Петербургская Академия наук с Академическим университетом (1724), ставшая одним из важных центров международной научной коммуникации. В Академию наук были приглашены математики братья Д. и Н. Бернулли, химик М. Бюргер, зоолог и анатом А.-Л. Дювернуа, историк Г.-З. Байер, позже здесь работали ученые с мировыми именами Л. Эйлер, П.-С. Паллас, Ф. Эпинус, Ж.-Н. Делиль. Почетными членами Петербургской академии были Хр. Вольф, И. Бернулли, Р. Реомюр, П. Мопертюи, Вольтер, Д. Дидро, Ж. Д’ Аламбер, К. Линней, П. Мушенброк, Б. Франклин, В. Робертсон. Членами и почетными членами Петербургской Академии наук были и знаменитые русские ученые М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Н.И. Попов, С.Я. Румовский, Г.Н. Теплов, Н.Я. Озерецковский, А.И. Протасов.

В небывало короткий срок был создан крупнейший научный центр с обсерваторией, физическим кабинетом, ботаническим садом, анатомическим театром, типографией, библиотекой, химической лабораторией, инструментальными мастерскими. Когда молодой Эйлер получил приглашение работать в Петербургской Академии, Христиан Вольф писал ему: «Вы едете в рай ученых» [12] . Л. Эйлер, как и другие академики, вел обширную переписку со своими коллегами из других стран, являясь одновременно членом и “видимого” и “невидимого колледжа”. Кроме того, в Петербурге он имел неограниченную возможность издания своих трудов. 

Очень скоро Петербургская Академия наук стала необходимым звеном в сети международных научных институтов. Ученые, понимая всю важность научных контактов, не дожидались «верительных грамот» академических институтов и сами устанавливали нужные им связи. Так, шведский ботаник Карл Линней (1707–1778) начал научную переписку с российскими учеными в за несколько лет до того, как была основана Шведская Королевская академии наук и в 1739 г. и он стал ее президентом [13] . Американский ученый и государственный деятель Бенджамин Франклин (1706–1790) был очень заинтересован в контактах с российскими учеными, прежде всего М.В. Ломоносовым, И.А. Брауном, Ф.У.Т. Эпинусом и Г.В. Рихманом. Б. Франклин был первым американцем, ставшим почетным членом Петербургской Академии наук. Он получил это звание в ноябре 1789 г. как физик по рекомендации директора Академии Е.Р. Дашковой (1743 - 1810). Несколькими месяцами ранее Дашкова сама была избрана в Американское философское общество, став первой женщиной удостоенной такой чести.

В России эпохи Просвещения мы имеем дело не менее, чем с тремя интеллектуальными сообществами. Традиционную элиту представляли преподаватели церковных школ, прежде всего духовных академий в Киеве и Москве, образованное духовенство, «ученое монашество». «Новой элитой» стало академическое сообщество как система академических институтов. Прежде всего, можно назвать Петербургскую академию наук с Академическим университетом (1724) и Московский университет (1755), а также Российскую Академию (1783), Академию художеств (1757), Дерптский (1802), Харьковский (1804), Казанский (1804) университеты и др. К ним примыкали, но только отчасти, военные школы для юношества - Сухопутный шляхетский кадетский корпус (1731) и Морской шляхетный кадетский корпус (1752). Это сообщество было представлено университетской профессурой, академиками и академической администрацией. Оно было интернационально по своему составу и, в свою очередь, непосредственно включено в международный академический обмен идеями.
Третье сообщество составляла дворянская элита, представителем которой являлся высокообразованный интеллектуал, «дворянин-философ». Такой, исключительно знаковый псевдоним был избран Ф.И.Дмитриевым-Мамоновым (1727-1805). Это сообщество принадлежало одновременно и к политической элите, что позволяло ему иметь особенное влияние на дело просвещения. Спецификой Российского просвещения был его преимущественно дворянский характер. Достаточно назвать имена Н.И. Новикова (1744 - 1818) – книгоиздателя и писателя, А.Н. Радищева (1749 – 1802) – писателя и философа.

В эпоху Просвещения универсальное знание, а тем более владение им имело чрезвычайно высокий статус, поэтому входило в систему “социальных добродетелей”, обязательных для высшего сословия. Царственный образ философии гармонично сочетался с интеллектуальной харизмой просвещенных монархов, первой среди которых была, конечно, Екатерина Великая. В годы ее правления особенно ярко проявился дух “философского века”, а пропаганда просвещения в это время была возведена в статус государственной идеологии. Екатерина делает своими собеседниками и корреспондентами известнейших интеллектуалов Европы. Она переписывается с Д. Дидро, Вольтером, Ж. Д’Аламбером, М. Гриммом и др. Годы правления Екатерины II (1762–1796) не просто хронологически «совпадали» с эпохой Просвещения, они были связаны с особым типом политического режима — «просвещенной монархией». Среди монархов,  реализовавших эффективные реформы государственного управления, экономики и культуры можно назвать Карла III (короля Испании), Фридриха II (короля Пруссии), Фредерика VI (короля Дании и Норвегии), Густава III (короля Швеции), Марию Терезию (эрцгерцогиню Австрии, королеву Венгрии и Чехии, супругу императора Священной Римской империи Франца I), Марию Каролину Австрийскую (Королеву Неаполя и обеих Сицилий) Иосифа II и Леопольда II (императоров Священной Римской империи) и др.

Абсолютная монархия породила еще один социокультурный феномен – фаворитизм. Фаворита и монарха связывают личные отношения, он становится доверенным лицом государя и от его имени может участвовать в государственном управлении, реализовывать культурные или образовательные проекты. Статус фаворита закреплен не законом, но традицией, хотя во Франции, например, король мог наделять статусом «официальной фаворитки» ( m aîtresse royale ) своих приближенных. Некоторые из фаворитов, не имея официальных должностей, имели огромное влияние на политику, образование, были известными меценатами и, как сказали бы сейчас, «кураторами» культурных проектов. Среди известных личностей - мадам де Ментенон (фаворитка Людовика XIV), основательница школы для дочерей бедных дворян в Сен-Сир [14] в соответствии с педагогическими идеями Фенелона, Маркиза де Помпадур (фаворитка Людовика XV), Мануэль де Годой (фаворит королевы Марии Луизы и короля Испании Карла IV), Иоганн Фридрих Струэнзе (фаворит королевы Каролины Матильды, супруги короля Дании Кристиана VII), Франц Лефорт и Александр Меншиков (фавориты Петра I), Иван Шувалов, основатель Московского университета (вместе с М.В.Ломоносовым) и  Академии художеств (фаворит Елизаветы Петровны), Григорий Потемкин (фаворит Екатерины II), Хэшэнь (фаворит Айсиньгёро Хунли, китайского императора) и др.

Новый импульс Просвещению придает немецкая культура, прежде всего литература и философия. В 1770-е годы произошел решающий поворот в духовной жизни немецкого общества от рационалистического Просвещения к антирационалистическому, его можно назвать также предромантизмом. В значительной степени это было связано с литературным движением «Буря и натиск» (нем.  Sturm und Drang ). Одной из центральных фигур этого периода был Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) сформировавший идеи исторического отношения к культуре. Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) развивает идею философии истории. Известными представителями этого движения были Иоганн Вольфганг Гете, (1749-1832), Фридрих Шиллер (1759-1805), Иоганн Георг Гаман (1730-1788). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В. Лейбниц (1646-1716), Хр. Вольф (1679-1754), М. Мендельсон (1729-1786), И. Кант (1724–1804) , ставший основателем немецкой классической философии.
Идея исторического развития и прогресса стала важным этапом осмысления поступательного движения культуры. Эти идеи развиваются в сочинениях французских мыслителей - аббата Сен-Пьера (1658 - 1743) «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» (1737), Анн Робера Жака Тюрго (1727 -1781) «Рассуждение о последовательном прогрессе человеческого разума» (1750), маркиза де Кондорсе (1723–1816) «Очерки исторической картины прогресса человеческого разума» (1794), шотландского мыслителя Адама Фергюсона (1743 - 1794) «Очерк истории гражданского общества» (1767) и «История прогресса и падения Римской республики» (1783). Начиная с Д. Юма, автора «Истории Англии», историки пытались не только перечислять факты, но и понять «тайные пружины», лежавшие в основе событий прошлого.

Просветительская мысль конструировала идеальные модели государства и общества. Многочисленные утопии и политические романы демонстрировали образцы идеального человека, каковым вслед за Локком и Руссо считался человек естественный, и идеального правителя, управляющего народами как любящий отец управляет семейством. Луи Себастьен Мерсье (1740 - 1814) автор утопии «Год две тысячи четыреста сороковой: Сон, которого, возможно, и не было» впервые попытался представить себе будущее. Начиная с этого романа, утопия приобрела функцию социального прогноза. 
Во второй половине  XVIII на смену классицизму в литературе приходит сентиментализм. Философским основанием сентиментализма является сенсуализм, обратившийся к внутреннему миру человека, его чувствам. Героем сочинений писателей-сентименталистов становится  «чувствительный» человек, размышляющий о смысле жизни, о смерти, любящий, страдающий, стремящийся к нравственному совершенству, стыдящийся своих пороков и недостатков. Повествование часто ведется от первого лица, внешние события не имеют такой важности, как движения души героя. Одним из знаковых сочинений этого направления стало «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии» английского писателя Лоренса Стерна (1713-1768). Вместо традиционного травелога, дающего географические и этнографические сведения о маршруте, Стерн описывает эмоциональные переживания героя и его размышления на отвлеченные темы. «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева также написаны в этом стиле, с той разницей, что душа российского героя «уязвлена стала» размышлениями о социальной несправедливости. Наиболее известными представителями сентиментализма были шотландский поэт и драматург Джеймс Томсон (1700 - 1748), английский поэт Эдуард Юнг (1683 - 1765), французский писатель и философ Жан Жак Руссо (1712 - 1778), российский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин (1766-1826). 

Сентиментализм демонстрировал потребность человека  XVIII века разобраться в своих внутренних переживаниях и чувствах. Философские учения о семье как основе естественного права и естественном человеке, противопоставленном развращенному светскому обществу сформировали новые ценности, и нашли отражение в различных формах и видах культуры от садово-парковой архитектуры, где регулярный парк сменяется «естественным» пейзажным, наполненным не столько архитектурными украшениями, сколько литературными коннотациями. Определенную роль в этом сыграло увлечение китайскими садами с их нерациональной и негеометрической структурой.
Изобразительное искусство также пытается передать личностные особенности своих моделей. Наряду развитием стиля рококо и классицизма, получил развитие сентиментализм. Психологический портрет пытался отразить не внешние черты, а богатство внутреннего мира, пейзаж, или жанровая сценка оказывали эмоциональное отношение автора. Это можно видеть на полотнах французских художников Антуана Ватто (1684-1721-), Франсуа Буше (1703 - 1770), Юбера Робера (1733 - 1808) итальянских -- Джамбаттиста Тьеполо (1696 - 1770), Пьетро Лонги (1702 - 1785), Джованни Антонио Каналетто (1697-1768), британских Джошуа Рейнольдса (1723-1792), Томаса Гейнсборо (1727-1788), Генри Реберна (1756-1823), российских -- Федора Степановича Рокотова (1735?-1808), Дмитрия Григорьевича Левицкого (1735-1822), Владимира Лукича Боровиковского (1757-1825) и многих других. 
Иным, более внимательным становится отношение к детям. Появляется удобная детская одежда и специальная литература для детей. Педагогические теории  XVIII в. (Локк, Руссо, Фенелон) предполагали возможность преобразовать людей с помощью новейших достижений педагогической теории – вырастить не только совершенного человека, но и совершенного правителя. Сначала это движение захватывает высшую элиту, включая императорские дома, затем переходит к более демократическим слоям.

«Век разума» отнюдь не был ни разумным, ни спокойным. Часто смена культурных моделей сопровождалась социальными потрясениями – войнами, государственными переворотами, революциями. Последние часто представляли собой культурное развитие в форме «взрыва» [15] . Это Корсиканская революция (1755-1769), Американская революция (1775-1783), Французская революция (1789-1799), Льежская революции (1789-1795), Брабантская революция (1789—1790), Гаитянская революция (1791-1802), Польская война в защиту конституции (1792) и восстание Костюшко (1794), Батавская революции (1795-1801), восстания в Ирландии (1798) Северная война (1700—1721) и т. п. В  XVIII в. начинается свобождение из-под турецкого господства балканских народов, просветительское движение и национальное возрождение этих стран.

Особенно важными для мировой культуры были Великая Французская революция, ставшая символом свободы и равенства для многих поколений и Американская революция, или Война за независимость, давшая начало не только новому независимому государству -- США, но и новому типу политического строительства. Право-политические идеи и принципы гражданской добродетели Бенджамина Франклина (1706 - 1790), Томаса Джефферсона (1743 -1826), Томаса Пейна (1737 - 1809) стали популярными во всем мире.

В  XVIII веке продолжается освоение европейцами Африки и массовая работорговля. Большинство рабов отправлялись в американские колонии, где они использовались для работ на плантациях. Это привело к появлению африканской субкультуры на американском континенте достигшей развития и признания гораздо позже.
XVIII век имел однородное развитие и похожую систему ценностей лишь в европейских странах и, отчасти, в их колониях, как США, Канада, отчасти Австралия, которая была открыта капитаном Джеймсом Куком в 1770 году и первоначально использовалась как место для ссылки преступников. Местное население во многих странах мира – переживало этап родового общества, что позволяло европейцам устанавливать политическое господство в этих регионах. Однако практически все страны испытали на себе влияние европейской культуры, так же как и культура Европы постоянно обогащалась за счет древних культур Азии, Африки и обеих Америк. На примере Франции можно видеть, как причудливо трансформировалась мировая культура в зеркале художественных стилей и культурных ориентаций. Это влияние китайской культуры (шинуазри), арабской и персидской (перевод сказок «Тысячи и одной ночи», «Персидские письма» Монтескье), культуры Египта, что нашло отражение в архитектуре, изобразительном искусстве и костюме особенно после Египетского похода Наполеона в 1798—1801 гг. Исследования Америки наполнили содержанием представление о «естественном человеке», что нашло выражение в известной повести Вольтера «Простодушный». В каждом акте оперы-балета Жана Филиппа Рамо (1683 - 1764) «Галантные Индии» представлены картины из жизни турков, инков из Перу, персов, и американских дикарей.
 
Выводы.  Осмысление культуры  XVIII века и особенно -- эпохи Просвещения актуально и в настоящее время. Традиционно позитивная оценка Просвещения как эпохи «прогресса» и «торжества разума» не исключает и критический анализ. Ряд исследователей интерпретируют это время достаточно негативно, полагая, что источник современных проблем лежит именно в  XVIII веке. Написанная Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно «Диалектика просвещения» [16] (1947) явилась программным выражением философско-социологических идей Франкфуртской школы. Хоркхаймер и Адорно отмечают, что Просвещение не смогло освободить человечество от заблуждений и предрассудков, а лишь способствовало формированию «нового типа варварства». Саморазрушение Просвещения продемонстрировало амбивалентность рационалистических идеалов. Авторы выказывают сомнение в том, является ли прогресс в действительности ценностью культуры, или же это иллюзорный идеал.  Ю. Хабермас рассматривал Просвещение как незавершенный проект [17] , полагая, что просвещенческое понятие разума требует переосмысления. М.Фуко высказывает гораздо более радикальное суждение. Он видит в культе разума теоретический источник политического насилия и тоталитарного государства [18] .
----------------------------------------------------------------------
[1] Baines, Paul The Long 18th Century. London: Arnold, 2004
[2] Anderson, M. S. Historians and the Eighteenth-Century Europe, 1715–1789.  Oxford University Press, 1979
[3] Кант И. Сочинения в шести томах / Под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И.Ойзермана ; Академия  Ha ук СССР, Ин-т философии. — М.: Мысль. Т. 6. —1966. — С. 25–37.
[4] См. Мендельсон М. О вопросе «Что значит просвещать?» (Перевод и вступительная статья М.Р. Демина)/ Философский век. Альманах. Вып. 27. Энциклопедия как форма универсального знания: от эпохи Просвещения к эпохе Интернета / Отв. редакторы Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2004.  C . 81-86. ( http :// ideashistory . org . ru / a 27. html )
[5] Там же.  C . 83-84. ( http :// ideashistory . org . ru / a 27. html )
[6] Jonathan Israel Radical Enlightenment: Philosophy and the Making of Modernity, 1650-1750. Oxford University Press, Oxford, 2001; Jonathan Israel Enlightenment Contested: Philosophy, Modernity, and the Emancipation of Man 1670-1752. Oxford University Press, Oxford, 2006; Jonathan Israel Democratic Enlightenment: Philosophy, Revolution, and Human Rights 1750-1790. Oxford University Press ,  Oxford , 2011.
[7] Как говорят, название было предложено философом и историком Адамом Фергюсоном (1723 - 1816), чтобы обозначить некий предмет для перемешивания «патриотического жара» после якобитского восстания и попытки восстановления династии Стюартов в 1745 г.
[8] Общество существует по сей день и даже выделяет стипендии исследователям для научной работы в Эдинбурге.
[9] Александр Строев "Моя чернильница меня убьет": эпистолярные досуги Фридриха Мельхиора Гримма Опубликовано в журнале: «НЛО» 2004, №69 
http :// magazines . russ . ru / nlo /2004/69/ str 7- pr . html
[10] http://www.zedler-lexikon.de/
[11] Современное он-лайн издание  http://portail.atilf.fr/encyclopedie/
[12] Цит. по: Тиле Р. Леонард Эйлер. Киев, Вища школа 1983. С. 26.
[13] О взаимоотношениях К.Линнея с российскими учеными см. Философский век, альманах № 33 «Карл Линней в России». СПб, 2007. ( http://ideashistory.org.ru/a33.html )
[14] послужившей образцом для Екатерины II при основании Смольного института
[15] См.: Лотман Ю. М. Культура и взрыв, М., «Гнозис», 1992.
[16] Хоркхаймер Макс, Адорно Теодор В. Диалектика Просвещения : Филос. фрагменты. — М.: Медиум, 1997.
[17] См. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне / Пер. с нем. М. М. Беляева и др. — М.: Весь мир, 2003
[18] Фуко М.  Что такое Просвещение? // Интеллектуалы и власть. Т. 1. М., 2002.
Опубликовано: Культурология. Учебник под ред. Л.М.Мосоловой. М., Академия, 2013. с. 219-232
0 Комментарии



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал