Степень исследованности проблемы.
В первую очередь, нужно сказать, что феномен школьного театра изучается искусствоведами, культурологами в рамках теории и истории художественной культуры (историко-культурологический аспект), который включает в себя изучение отдельных персон и составление автобиографических материалов. Во-вторых, с точки зрения психолого-педагогических и методических вопросов.
Одной из задач исследования будет соединить два рассмотренных подхода, с целью пояснить художественно-педагогическую значимость школьного театра в учебном процессе; актуализировать этот вид учебно-воспитательной работы в условиях современности, взаимодействуя с современными школьниками.
Предполагаются: историко-культурологический, философско-аксиологический, психолого-педагогический подходы, которые раскроют термин школьного театра как явления культуры и образовательного процесса как целенаправленной деятельности. Психолого-педагогический подход объяснит процессы личностного становления учащихся и послужит методологической базой для определения методики организации театральной деятельности как учебного процесса.
Школьный театр рассматривается как художественно-эстетическое творчество и форма образовательной деятельности в его теории, истории и практике. Здесь можно выделить три основных группы источников: историко-теоретические исследования о театре в целом и школьном театре, в частности; педагогическая литература о театральной деятельности ведущих деятелей искусства и методические пособия, включающие частные рекомендации.
Существенный вклад в изучение театра как вид искусства (в его историко-культурных, социально-психологических и эстетических функциях, многообразии видовых и жанровых форм, в аспектах режиссерского и актерского творчества), внесли: Брехт Б. Театр. М.: Искусство, 1965.- 472с., Буров А.М. Проблема воспитания личности актера // От упражнений к спектаклю. М. Искусство, 1974,- С.45-70., - 193 с., Варнеке Б. В. История русского театра. Ч.1. XVII и XVIII век. Казань.: типография Императорского Университета, 1908 - 368с., Варнеке Б. В. История русского театра XVII - XIX веков. М.: Искусство, 1939 - 368с., Всеволодемй-Гёрнгросе В.Н. История русского театра. Л,-М.: Искусство 1977.- 484с., Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. Беседы и записи репетиций .-М.: Искусство, 1962.- 575с., Резанов В.И. Из истории русской драмы. Школьные действа XVII-XVIII веков и театр иезуитов. М.: 1910 - 530с.
Определенное влияние на решение проблемы оказали: Арапов П. Летопись русского театра / П. Арапов. – Репр. воспр. изд. М. Тивлена 1861 г. – М.: Книга по требованию, 2011. – 402 с., Брикнер, А. Г. История Екатерины Второй / А. Г. Брикнер. – Репр. воспр. изд. А. С. Суворина 1885 г. – М.: АСТ: Астрель, 2004. – 687 с., Лотман Ю.М. Об искусстве- СПБ. Искусство СПБ, 1998-702с., Селиванов, 1895 — 1896: Селиванов: Н. Театр в царствование императрицы Екатерины II // Ежегодник императорских театров. 1895 — 1896. Приложение. Кн. 2 3., Финдейзен Н.Ф., Цветков Е.П., Музыкальная Астрология/ Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII в. М.: Новый Хронограф, 2002 г., - 108 с. и мн. др.
Особый интерес представляют исследования, освещающие социально-психологическую природу театрального творчества. К числу таких важных трудов можно отнести следующие работы:
Бахтин H.H. Театр и его роль в воспитании // В помощь школе, М.: Польза, 1911, - 240с., Марков ПА. О театре. М.: Искусство, 1976.- 639с., Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М.: Искусство, 1968.-643с., Коменский ЯА. Школа-театр. Спб.: 1895 - 178с.
Проблемам воспитания детей средствами театра посвящены труды авторов - в теории - И.Л. Любинский, Г.К.; в практическом плане - Н.И. Сац, Е.Ю. Сазонов, O.A. Пермяков и другие.
Следует отметить актуальные работы, посвященные деятельности Екатерины II Великой, включая ее собственные сочинения. К таковым относятся: Архангельский А. С. Императрица Екатерина II в истории русской литературы и образования. М.: Книга по требованию, 1897. - 197 с., Варыгин Д., Етова И. Эрмитажный театр. Спб.: Государственный Эрмитаж, Славия, 2005. - 176 с., Державин Р. Г. Сочинения Державина, под редакцией Я. Грота, т. VIII. Спб.: Типография императорской академии наук, 1873. - 872 с., Екатерина II Эрмитажный театр, или Собрание театральных сочинений Екатерины II. В двух частях. М.: Университетская типография, 1802. - 280 с., Шумигорский Ев. Очерки из русской истории. Спб.: Лештуковская Паровая Скоропечатня П. О. Яблонского, 1887. - 68 с. и многие другие.
На примере данного анализа научно-методической литературы можно отметить, что слабо освещены и недостаточно разработаны такие проблемы школьной театральной деятельности как: особенности деятельности педагога-режиссера школьного театра; принципы формирования школьного театрального репертуара. Полной научно-исторической литературы, основанной на достоверных фактах, на вопрос о школьном театре екатерининской эпохи еще не существует, этот вопрос рассматривается исследователями фрагментарно или не достаточно полно.