· Северная война (1700—1721) завершилась капитуляцией Швеции и присоединением в 1710 году Эстляндии и Шведской Ливонии к Российской империи, что было официально закреплено Ништадтским мирным договором 1721 года.
· (В составе Российской империи) На территории современной северной Эстонии была образована Ревельская губерния (с 1783 — Эстляндская губерния), а современная южная Эстония вместе с современной северной Латвией образовали Лифляндскую губернию
· Упразднение крепостного права в Эстляндской губернии в 1816 и в Лифляндской губернии в 1819 г.
· Во второй половине XIX века началось Эстонское национальное пробуждение.
Политическая система
- После присоединения эстляндских земель к Российской империи Пётр I восстановил права немецкой аристократии, частично утерянные ею при шведском правлении. Остзейские немцы стали кадровым резервом высших чиновников империи. Крестьяне были окончательно закрепощены.
· В конце XIX века, из-за усиления Германии, царское правительство начало проводить политику снижения немецкого влияния, названную политикой русификации. Были проведены реформы, после которых практически вся административная власть была сосредоточена в руках русских. В 1888 году преобразована местная полиция (по общеимперскому образцу), в 1889 году в Прибалтике вводится общерусская судебная система.
Экономика
- Закон 1849 года в Лифляндии и 1856 года в Эстляндии разделил земли поместий и разрешил продавать и сдавать землю в аренду крестьянам. В 1863 году крестьяне получили удостоверяющие личность документы и право на свободу передвижения. К концу XIX века более 80 % крестьян в населённых эстонцами северных уездах Лифляндской и свыше 50 % в Эстляндской губернии являлись владельцами или арендаторами земли, что положительно сказалось на экономике страны.
- С середины XIX века в Эстонии как и в остальной империи началось активное развитие капитализма. Основной отраслью промышленности стала текстильная, росло машиностроение, возникла цементная промышленность. Но в основном Эстония оставалась аграрной страной до середины XX века.
Культурные особенности
· После присоединения эстляндских земель к Российской империи местной евангелическо-лютеранской церкви была предоставлена полная свобода наряду с господствовавшей в империи Русской православной церковью.
· В 1739 году на эстонском языке была впервые издана Библия.
- К концу XVIII века более половины эстонского населения губернии умело читать. К концу XIX века грамотность была почти поголовной.
- Важное влияние на духовное развитие эстонских крестьян оказали религиозные движения пиетизма и братства гернгутеров, а затем немецкое Просвещение.
- Основным языком делопроизводства в городах и на губернском уровне был немецкий язык.
· С 1870 года был образован первый эстонский театр — «Ванемуйне».
· В 1869 году был организован первый Певческий праздник — фестиваль песни, собравший более тысячи певцов и музыкантов, и аудиторию свыше 12 тыс. человек.
Философия и литература
· В 1821 году начинает выходить «Крестьянский Еженедельник» (эст. "Marahwa Näddala-Leht") под редакцией Отто Масинга.
· В 1838 году в Дерпте основывается «Общество учёных Эстонии», участниками которого были такие учёные как Фридрих Роберт Фельман и Фридрих Рейнхольд Крейцвальд.
· В 1843 году пастор Эдуард Ааренс стандартизовал орфографию и грамматику эстонского языка на основе финского вместо использованной ранее германо-латинской модели
· Якоб Хурт - основатель национальной идеологии, считавший, что миссия эстонского национального движения должна быть культурной, а не политической.
· Карл Роберт Якобсон - основатель первой политической эстонской газеты «Са́кала» (эст. Sakala). Сформулированная им политическая программа требовала равных прав для немцев и эстонцев.
· Йоханн Вольдемар Яннсен в 1857 году впервые использовал в качестве названия словосочетание эстонский народ (эст. eesti rahvas), вместо прежнего --народ земли (эст. maarahvas).
· Общество эстонских писателей (1872—1893), основанное в Дерпте, и объединявшее эстонских интеллектуалов, организовало сбор фольклора и этнографических материалов и их публикацию на эстонском языке.
· Начиная с середины XVIII в. на территорию Эстонии приходит Просвещение. Основными распространителями идей Просвещения в Эстонии стали книги и периодическая печать, его первым институциональным выражением – основанные в конце XVIII и начале ХIХ в. клубы, общества и масонские ложи
Литература:
1. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 943
2. Кан А.С. История скандинавских стран (Дания, Норвегия, Швеция). М.: Высшая школа, 1980. 311 с
3. История Европы в 8 томах: С древнейших времен до наших дней. Т. 4 Европа Нового времени. М.: Наука, 1994. Том 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. М.: Наука, 2000. 667 с.
4. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Т. 2. СПб.: Петрополис, 2001. 320 с.
5. Й. Вейбулль. Краткая история Швеции. — Стокгольм, 1994
6. И. Андерссон. История Швеции. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1951. Перевод со швед. яз. Н. А. Каринцева
7. Эйдельман Н.Я. Из политической истории России XVIII-XIX вв. - М., 1993.
8. Хроника Ливонии. Генрих Латвийский. Введение, перевод и комментарии С.А.Аннинского.
2-е издание. Издательство Академии Наук СССР, Москва - Ленинград, 1938 год.
9. Очерки истории эстонского народа. Март Лаар, Х. Валк, Л. Вахтре, Таллинн: Купар, 1992. — 234 с.
10. TUNA. AJALOOKULTUURI AJAKIRI. Культурно-исторический журнал Tuna. Спецвыпуск по истории Эстониис XVII по XX век/ Составители: Тыну Таннберг, Отт Раун