Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Ольга Владимировна Почуйко

19/2/2014

5 Комментарии

 
Ольга Владимировна Почуйко
Театральное образование, Магистратура 1 курс, ФФЧ, РГПУ им. А.И.Герцена.
Тема магистерской диссертации: «Освоение языка жестов исторических эпох в процессе театрально-постановочной работы с подростками».
Степень исследованности проблемы.
Изучение категории жеста, или телесного поведения человека, восходит ещё к Античности, но до сих пор нет единой сложившейся системы взглядов на данный феномен. Имеющаяся ситуация в разработке проблемы жеста в мире искусств, указывает на то, что полноценное развитие теории и практики жеста в театре становится возможным при изучении его в целостности обыденной и эстетической областей. Вместе с тем, на сегодняшний день проблема жеста рассматривается разрознено, односторонне: либо в контексте художественной традиции, т.е. жест как средство художественной выразительности, либо с точки зрения понимания невербального языка как культурного феномена, либо в рамках естественнонаучных дисциплин: психологии, лингвистики ит.д.
В.А. Лабунская рассматривает жест как один из элементов отражения действия, эмоционального состояния и интеллектуально-волевого процесса личности. Взаимосвязь жестикуляции человека с его внутренним состоянием также отражена в таких трудах как «Психология» A.JI. Гройсмана, «Избранные психологические труды» Ж. Пиаже, «Психология индивидуальных различий» и «Мотивация и мотивы» Е.И. Ильина «Выражение эмоций у человека и животных» Ч. Дарвина, «Мышление и речь» и «Психология искусства» Л.С. Выготского и т.д. В последнее время стали широко известны работы А. Пиза, Р. Бирдвистела, Ю.Д. Апресяна, Д. Эфрона и др. исследователей, где описывается прикладной аспект жестикуляции при общении.
Проблема использования невербального языка в театре, живописи, кино, скульптуре ит.д. волновала многих теоретиков искусства. Здесь можно назвать таких авторов как, К.С. Станиславский, С.М. Эйзенштейн, В.Э. Мейерхольд, М.М. Бахтин, П.М. Ершов, С.М. Волконский, С.В. Гиппиус, Ю.А. Мочалов, М.А. Чехов, Леонардо да Винч, Б. Хогарт, П.А. Флоренский,    Д.А. Ровинский, В.Д. Фартусов,  JI.A. Успенский и др.
В концепции "театра жестокости" А. Арто жест трактуется в качестве акцентированно доминирующего средства выразительности: «…вместо того чтобы возвращаться к текстам, которые считаются определяющими и как бы священными, необходимо прежде всего разрушить привычную зависимость театра от сюжетных текстов и восстановить представление о едином языке, стоящем на полпути от жеста к мысли.
Этот особый язык можно определить лишь через присущие ему средства динамического и пространственного выражения, которые противоположны выразительным средствам диалогической речи». [1]
Уникальный жестовый «алфавит» разработал театровед А.Я. Бродецкий («Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания»).
Б. Хогарт в книге «Рисование динамических рук для художников» говорит о разнообразных положениях и ракурсах рук, движения которых, как пластическое средство, необходимо для выражения основной идеи произведения. Философ П.А. Флоренский рассматривает жест в изобразительном искусстве как важный компонент, формирующий пространство. 
Существенное значение для разрабатываемой в диссертации темы имеют исследования жеста, осуществляемые с исторической и этнокультурной позиций: М. А. Родионов, Ю.Е. Березкин, Ю.Ю. Чернявичюте и др.
Составленный С.А. Григорьевой, Н.В. Григорьевым и Г.Е.Крейдлиным «Словарь языка русских жестов» описывает большинство распространенных русских жестов, а также некоторых мимических единиц и поз.
В изучении невербального языка в контексте смены культурных эпох важны труды историков, такие как, Волков Н.Е. «Двор русских императоров в его прошлом и настоящем», Захарова О.Ю. «Русский бал XVIII - начала XX века: танцы, костюмы, символика», Григорьев Б.Н. «Повседневная жизнь российских жандармов», Богословский М.М. «Быт и нравы русского дворянства в первой половине XVIII века» и др.
Итак, в наше время проблема жеста является предметом исследования различных естественнонаучных дисциплин и теории искусства. Каждая сфера делает акцент на тот или иной аспект невербального языка, в зависимости от специфики собственной дисциплины, что не позволяет раскрыться сущности жеста во всей его полноте. Следует провести междисциплинарный анализ феномена жеста, его функционирования и прийти к общей системе, что позволит осуществить интеграцию «обыденного», художественного и исторического аспектов жеста на театральной сцене.
----------------------------------------------------------------------
[1] Антонен Арто. Театр и его двойник. / Пер. с фр., комм. С.А.Исаева. М.: Мартис, 1993, с. 97.
5 Комментарии
Т.В. Артемьева link
19/2/2014 06:36:13

1.Когда вы упоминаете авторов -- делайте полную ссылку на издание в комментариях
2. про то, что нет единой теории -- лучше не в начале, а в конце -- так как это -- итог Вашего обзора
3. В конце же обзора -- пару слов про Ваши намерения прояснить эту проблему

Ответить
Ольга Почуйко
24/2/2014 09:51:41

Уважаемая Татьяна Владимировна, спасибо за ваш комментарий.
1. Не совсем понимаю как оформляется комментарий: необходимо сделать сноску с указанием конкретного источника/труда/статьи, который я использовала?
2. Исправлю.
3. А данная формулировка дальнейших действий не подходит: "Следует провести междисциплинарный анализ феномена жеста, его функционирования и прийти к общей системе, что позволит осуществить интеграцию «обыденного», художественного и исторического аспектов жеста на театральной сцене".

Ответить
Т.В.Артемьева link
25/2/2014 03:38:27

1.Да, нужно сделать сноску с полным библиографическим описанием
3. Из Вашей формулировки непонятно кто будет проводить этот анализ, вы, собираетесь это сделать в своей работе, или его нужно провести в принципе. Нужно примерно так : "В данной работе планируется провести...., а также ....."

Екатерина Назаренко
19/2/2014 13:00:11

Я согласна с Татьяной Владимировной про заключение. Не знаю, мне нравится. Логика есть - это важно.

Ответить
Ольга Почуйко
24/2/2014 09:52:38

Екатерина, спасибо за ваш комментарий.
Заключение откорректирую.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал