Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Евгения Липунова

10/4/2016

16 Комментарии

 
Османская империя
Главные исторические события
Ослабление Османской империи привело к восстановлению в Египте политической власти мамлюков. Так назывались в средние века солдаты и командиры гвардии египетских султанов, которая формировалась из захваченных в плен или купленных на невольничьих рынках рабов («мамлюк» — букв. «раб»). Несмотря на такое происхождение, мамлюки стали привилегированным сословием феодального Египта. Они длительное время были основными представителями класса феодалов. На султанском престоле утвердились мамлюкские династии. Тем не менее мамлюки не превратились в наследственную аристократию. Ряды мамлюков по-прежнему пополнялись за счет захваченных, купленных или завербованных выходцев с Кавказа — черкесов, грузин, абхазов. Среди мамлюков встречались и добровольцы — представители различных национальностей Европы. Но мамлюком никогда не мог стать египетский араб.
Выдвинувшиеся мамлюкские дружинники становились беями. Все дружинники данного бея составляли единый клан. Нередко владения и титул бея после его смерти переходили к рядовому дружиннику. В XVIII в. было 24 бея. Самый могущественный из них находился в Каире.

Политическая система
В 1769 г., после начала русско-турецкой войны, мамлюкский правитель Али-бей объявил Египет независимым от Османской империи и вскоре принял титул «султана Египта и обоих морей». Первоначально операции Али-бея против турок развивались успешно, однако вспыхнувшая вскоре вооруженная борьба между мамлюкскими беями привела к поражению Али-бея. В результате турецкое господство вновь было номинально восстановлено.
Реформы Мухаммеда-Али
Ликвидация господства мамлюкских феодалов, фактическая независимость от Османской империи создали более благоприятные условия для экономического развития Египта, который и ранее в этом отношении стоял значительно выше других арабских территорий Османской империи и Анатолии. Дальнейшему оживлению экономики и развитию производительных сил способствовали реформы, осуществленные Мухаммедом-Али. Хотя непосредственным мотивом, побудившим правителя Египта к реформам, была необходимость располагать достаточно сильной, вооруженной и обученной по-европейски армией, его реформаторская деятельность охватила различные сферы социальных отношений, экономики, культуры и государственного управления.
Истребив мамлюкских феодалов и ограничив или ликвидировав земельную собственность других феодалов и откупщиков, Мухаммед-Али сосредоточил в своих руках большую часть обрабатываемых земель. В деревнях земли были разделены
между феллахами из расчета 3—5 федданов (1 феддан = =0,42 га) на взрослого работника. Формально крестьянин считался владельцем своего участка. Однако он обязан был платить высокую ренту-налог, которая теперь непосредственно поступала в казну, а остальную продукцию сдавать по ценам, устанавливаемым властями. 60 дней в году феллах должен был отрабатывать различные государственные повинности. Такая система непосредственной феодальной эксплуатации феллахов государством действовала до конца 20-х годов. В дальнейшем Мухаммед-Али стал раздавать земли вместе с сидящими на них феллахами офицерам и чиновникам.
Много внимания уделялось восстановлению старых и строительству новых оросительных каналов. При Мухаммеде-Али площадь орошаемых земель увеличилась на 100 тыс. федданов. Посевная площадь возросла с 2 млн. федданов в 1821 г. до 3,1 млн. в 1833 г. Расширилось производство сельскохозяйственных культур, особенно экспортных — хлопка, индиго, риса. В стране поощрялось строительство фабрик и мануфактур. Для нужд армии были созданы пороховой, литейный, несколько оружейных заводов. На верфях Александрии строились военные корабли. Появились текстильные фабрики, сахарные и маслобойные заводы. Почти все промышленные предприятия принадлежали казне, но небольшая часть являлась собственностью отдельных лиц или сдавалась им в аренду. К 1840 г. на предприятиях промышленного типа работало 35 тыс. рабочих. Рабочие прикреплялись к фабрикам в порядке принудительного набора.
Были проведены некоторые реформы в области культуры и просвещения. В Египте появились светские начальные и средние школы, а также четырехлетние специальные учебные заведения, в которые принимались выпускники средних школ: медицинское, ветеринарное, административное, механическое, сельскохозяйственное, лингвистическое, музыкальное. Существовали военные училища. На арабский язык переводились европейские учебники и научная литература. Десятки молодых египтян посылались для получения образования в Европу. Мухаммед-Али приглашал к себе на службу французских инженеров, врачей, учителей, юристов. В 1828 г. была основана первая арабская газета. Любопытно, что сам Мухаммед-Али научился читать лишь в сорокапятилетнем возрасте.
Реформы, осуществленные Мухаммедом-Али, позволили ему создать многочисленную и боеспособную армию и военно-морской флот, преобразовать систему государственного управления. Формально Египет оставался одним из пашалыков (большая область, управляемая пашой) Османской империи. Фактически он стал независимым государством с самостоятельной армией и правительством. Мухаммед-Али ввел в Египте систему министерств по европейскому образцу, провел новое районирование, разделив страну на семь провинций, губернаторы которых подчинялись Каиру.
В начале 20-х годов в результате трехлетней войны Мухаммед-Али завоевал Судан, формально включенный в состав Османской империи, а в действительности ставший египетским владением. Египетские войска потопили в крови греческое восстание. В результате этой экспедиции султан признал о-в Крит владением египетского паши.

Экономика
Междоусобицы мамлюкских феодалов очень тяжело отразились на экономическом положении Египта. Произвол мамлюкских беев, жесточайшее угнетение крестьян и ремесленников резко усилили недовольство в стране. Начавшееся народное движение против турецкого господства и мамлюкских феодалов возглавили шейхи известной каирской мечети аль-Азхар. По их призыву летом 1795 г. ремесленники и купцы Каира закрыли свои мастерские и лавки. Мамлюкские правители оказались вынужденными вступить в переговоры с шейхами и обещать пресечь насилия и притеснения, отменить незаконные поборы и налоги.

Культурные особенности
Социально-экономические сдвиги в известной степени отразились на политическом положении и культурной жизни Египта. Внук Мухаммеда-Али — Исмаил, правивший в 1863—1879 гг., получил от султана в 1867 г. титул хедива (по-персидски «повелитель»). Этим актом египетский правитель был поставлен выше всех других пашей Османской империи. В 1866 г. Исмаил учредил представительную палату (в европейской литературе — палата нотаблей), имевшую совещательные функции. Она была послушным орудием в руках хедива. По словам А. И. Герцена, «Египет въехал на верблюде в эру парламентаризма».
После непродолжительной паузы, вызванной поражением Мухаммеда-Али, были продолжены реформы в области культуры, восстановлены старые школы, открыто много новых. Число школ увеличилось со 185 в 1863 г. до 4685 в 1875 г. Число учащихся начальных и средних школ достигло 100 тыс. Открылись музеи египетских древностей и арабского искусства, Национальная библиотека, оперный театр, появились научные общества. Единственным официальным языком в Египте стал арабский. Возрос интерес к арабской истории и литературе. Начали выходить газеты и журналы. Все это дало толчок формированию западной идеологии.
 
​Философия и литература
16 Комментарии
Ася
10/4/2016 16:32:10

В целом очень познавательный материал, которого я раньше не знала и с удовольствием ознакомилась:)
В разделе о главных событиях немного озадачили подробные объяснения (например, про то, кто мог стать мамлюком, а кто - не мог) - было бы удобнее узнать о них из сносок, чтобы увидеть действительно главные события, а не систему приобретения статусов.
Конечно, не хватает информации о философии и литературе - смею предположить, что тут есть, о чем сказать.

Ответить
Матвеева Виктория
10/4/2016 18:40:02

Материал интересный, но слишком развёрнутый, лучше короче, но о главном

Ответить
Анна Панюшкина
10/4/2016 19:38:06

Когда я ознакомилась с данным материалом, у меня было ощущение некого дисбаланса. Какие-то аспекты были освещены слишком подробного, а какие-то - вовсе не были представлены в таблице. Евгения, нельзя ли это как-то исправить? Ну, и, естественно, проработать список литературы.
P.S. В остальном все замечательно:)

Ответить
Диана Елизбарашвили
10/4/2016 23:22:48

Работа интересная, однако некоторые разделы, как мне показалось, раскрыты не так подробно, как бы этого хотелось. В частности, разделы, посвященные экономике и главным историческим события.В данных разделах не хватает подробностей о 19 веке.

Ответить
Сидорова Елизавета
10/4/2016 23:39:54

А последний раздел?

Ответить
Екатерина Филимонова
10/4/2016 23:42:06

Познавательная работа, интересно читать. Исторические факты кратко изложены, но этого достаточно для составления общей картины. Молодец!

Ответить
Полина Бородина
10/4/2016 23:46:01

Хотелось бы более структурированный материал. Также я не увидела последний пункт "Философия и литература", возможно, он не отображается именно у меня.
В целом работа интересная, есть, что извлечь полезное для себя. Спасибо!

Ответить
Василиса
11/4/2016 00:29:51

Женечка, текст, конечно, хороший, но вот со структурой большие проблемы.

Ответить
Персиянова
11/4/2016 01:27:42

Евгения, я в печали...Угадаешь ли ты причину такого моего состояния?

Ответить
Анна Шаравина
11/4/2016 01:41:32

Работа довольна интересная, но хотелось бы поподробнее узнать о музыке, литературе и культурных особенностях той эпохи Османской империи в целом.

Ответить
Осминкина Евгения
11/4/2016 01:52:07

Евгения Васильевна, прошу прощения, но я совершенно нить теряю, когда нет структуры. ну и хотелось бы, конечно, в исторических событиях увидеть побольше значимых дат...

Ответить
Тимчук Диана
11/4/2016 08:26:14

Работа в целом хорошая, но хотелось бы подробнее про экономику информации, и я не увидела последний раздел

Ответить
Анжелика
11/4/2016 10:21:49

Хорошая работа! Но недостает списка источников и литературы.

Ответить
Мария Чаднова
11/4/2016 10:40:03

чувство, что таблицу разорвали.
начало хорошее, к концу прочтения начала грустить.
надо дополнить информацию.
а в целом - неплохо.

Ответить
Римма
11/4/2016 11:21:53

Соглашусь со всеми предыдущими ораторами, таблица не оставляет целостного впечатления. Начала за здравия, закончила... сама догадаешься чем)
Поправь концовку, и тогда вопросов не будет.
Плюс, в исторических событиях не увидела конкретики. Все так размыто, а хотелось бы четко по датам.
Спасибо за проделанную работу!

Ответить
Никита Клевин
12/4/2016 19:20:11

Император сказал, никто не записал.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал