1707 год - Акт об унии или Акт о союзе (англ. Acts of Union) — законодательный акт, принятый в течение 1706 и 1707 года парламентами Англии и Шотландии. В результате данного акта произошло создание единого союзного государства — Великобритании. Отныне обе страны будут делить флаг и парламент. Шотландия сохранит свою собственную церковь и свою собственную правовую систему. Парламент Шотландии перестает существовать, взамен – единый Парламент Великобритании. Шотландия получает представительство в Лондоне – 45 мест в нижней палате и 16 мест пэров в палате лордов.
1714 год - после смерти Анны корона Великобритании перешла, согласно акту о престолонаследии (англ. Act of Settlement — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1701 году, лишивший католическую мужскую линию Стюартов прав на престол в пользу протестантки Софии Ганноверской и её потомков, к Георгу, сыну Софии, внучки Якова I.
Однако Акт о союзе был непопулярен среди многих шотландцев, среди них оставалось много сторонников свергнутой династии Стюартов. В то же время сын Джеймса II, короля, свергнутого в 1688 году и умершего в 1701, был заинтересован, чтобы вернуть себе трон. Его последователи назвали себя якобинцами от латинского произношения его имени – Jacobus. Он имел много сторонников в горной местности, и в 1715 году лорд Мар провозгласил его королем под именем Якова VIII. Его прозвали «Старый Претендент» (Old Pretender). Однако уже в начале февраля 1716 года ему и лорду Мару пришлось покинуть страну и восстание было подавлено. Но горцы все еще составляли угрозу для правительства.
1745-1746 года – последняя попытка восстановить династию Стюартов на престоле. В августе 1745 года Чарльз Стюарт (сын Якова VIII, родившийся в 1720 году) высадился в Шотландии в надежде вернуть себе трон. «Красавчик принц Чарли», или «Молодой Претендент» (Young Pretender) уговорил некоторых горцев поддержать его, и в сентябре 1745 года они захватили Эдинбург. Якобинцы затем двинулись на юг, и в декабре они достигли Дерби. Однако, не получив должной поддержки, уже в декабре были вынуждены начать отступление. 16 апреля 1746 года якобиты были полностью разбиты в Каллодене правительственной армией под начальством герцога Камберлендского, за свою жестокость прозванного «Мясник Камберленд» (многих раненых шотландцев добивали на поле боя, 120 заключенных были казнены, более 1000 отправлены в колонии). Чарльзу Стюарту удалось бежать во Францию.
После поражения якобинцев правительство приняло законы, призванные уничтожить сам уклад жизни горцев. 1746 год – «Актом о Запрете» запрещалась клановая культура: ношение простым людом оружия, традиционной одежды шотландской горцев и клановой символики, национальная музыка и игра на волынке, преподавание и использование шотландского гаэльского языка; "Актом о Наследственных правах" упразднялись феодальные и родовые права и привилегии вождей кланов, включая возможность призывать своих людей к оружию. С этого началась печально известная Депортация шотландских горцев, в британской историографии – «зачистка Шотландского высокогорья», англ. Highland Clearances, а в шотландской традиции — «изгнание шотландцев», гэльск. Fuadach nan Gàidheal — принудительное переселение жителей Шотландского высокогорья, продолжавшееся и в XIX веке. Результат: устранение клановой системы.
В XIX веке история Шотландии неразрывно связана с историей Британии.
В 1832 году была проведена избирательная реформа, увеличившая количество членов парламента и количество допускавшихся к голосованию граждан.
1896 год – открытие метро в Глазго.
Политическая система
1707 год – объединение Англии и Шотландии в королевство Великобритания. Шотландия признавала подчиненность единой британской короне. Взамен шотландцы получили равные торговые права с англичанами, пресвитерианская Шотландская церковь объявлялась неприкосновенной, а шотландские законы и судебная система сохраняли независимость от английских. Устанавление единства мер и весов и общности финансово-монетной системы. Создание единого парламента. За объединением парламентов спустя несколько лет последовало почти полное объединение систем управления. Со времени объединения страна управлялась назначаемым британским правительством государственным секретарем Шотландии.
В начале XVIII века эту должность занимали только графы Аргайлы – вожди клана Кэмпбеллов. Они являлись самыми могущественными дворянами страны в тот период. Отстаивали же они интересы партии вигов. Однако в 1761 году со смертью 3-го герцога их время кончилось. И началась эпоха Генри Дандаса (Henry Dundas), занимавшего множество государственных должностей, сторонника тори. В 1766 году (ему было 25 лет) он стал заместителем Лорда-адвоката, а в 1775 занял сам эту должность, став за год до этого членом британского парламента.
Он управлял Шотландией тридцать лет и провел ряд реформ. Его даже называли тогда «король Гарри IX», «некоронованный король Шотландии» и пр. Благодаря ему были окончательно отменены все запреты, касавшиеся национальной одежды и игры на волынке, многие конфискованные у якобитов владения были возвращены законным владельцам.
Участие Шотландии в политике Британии оставалось слабым, небольшое число шотландских представителей в британском парламенте не могло оказать существенного влияния на какие-либо решения. Внутриполитическая жизнь в стране оставалась в застое. Стоит разве отметить изменения в избирательной системе (Scottish Reform Act 1832). Авторами инициативы стали шотландские законники и парламентарии Francis Jeffrey и Henry Cockburn. В результате, если до 1832 года в Шотландии в выборах парламентариев участвовали менее 5000 человек из более чем двухмиллионного населения, то теперь избирателей стало около 65000. То были самые состоятельные граждане (имущества не менее чем на £ 10 или годовой доход от ренты не менее £ 50). Представительство Шотландии в Палате Общин выросло от 45 до 53 членов.
По мере усиления роли государства в XIX в. были образованы отдельные шотландские советы по делам бедных, образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству и рыболовству.
После 1850 года время от времени проявлялось недовольство объединением, по крайней мере его сложившимися формами, и выдвигались предложения об отдельном шотландском парламенте и реорганизации Великобритании на началах федерализма.
1853 год – создание Ассоциации по отстаиванию шотландских прав, которая впервые после 1707 г. выдвинула политические требования.
1885 год – был образован пост секретаря по делам Шотландии.
Экономика
Начало XVIII века – экономически трудное время для Шотландии. Экономика была ослаблена неурожаем 1690-х годов. Кроме того, Шотландия недавно потерпела сокрушительную неудачу в создании колонии в 1698 году в Дарьене, на перешейке Панамы. К 1700 году, по оценкам, этот эксперимент стоил £ 200 000 и около 2000 жизней.
Главным событием, оказавшем влияние на экономическое развитие страны, стало подписание в 1707 году Акта об Унии. Согласно данному документу, который ознаменовал создание единого государства Великобритания, Шотландия получала беспошлинный доступ к огромному колониальному рынку Англии, что в итоге привело к культурному и социальному развитию, а также многократно увеличило объёмы торговли, в первую очередь с Колониальной Америкой. Неудачное восстание якобинцев в 1715 году напомнило правительству, что высокогорья Шотландии требуют тщательного контроля. Ответом стала программа дорожного строительства. Эта задача была возложена на Джорджа Уэйда, верховного главнокомандующего Северной Англии с 1724 до 1740. Он контролировал строительство 240 миль дорог через высокогорье. Предназначенные исключительно для облегчения быстрого передвижения правительственных войск, новые дороги принесли большую экономическую выгоду Шотландии.
Несмотря на восстания якобинцев, экономика Шотландии быстро росла в течение XVIII века. Землевладельцы повышали свою экономическую эффективность, вводили новые методы ведения сельского хозяйства. В это время в Шотландии появляется репа и картофель.
Упомянутая «зачистка Шотландского высокогорья» стала причиной многих несчастий. Результатом депортации стало разрушение традиционной клановой системы шотландцев, массовая миграция на побережье моря, Шотландские низины, в Америку и Канаду. Хотя аналогичные явления имели место по всей территории Великобритании в течение длительного времени, на территории Шотландского высокогорья их эффект был особенно драматичен ввиду отсутствия какой-либо правовой защиты у многолетних арендаторов земли, которые зачастую теряли всё своё имущество (записей сохранилось немного, документально засвидетельствовано, что 170,571 горцев было принудительно выселено с их традиционных земель).
С середины 18 века промышленная революция настигает Шотландию, начинается строительство портов для приёма табака из американских колоний, и для импорта сахара и других пряностей из Индии. Многие шотландские города росли очень быстро, особенно Глазго и Пейсли. Между 1750 и 1800 годами численность городского населения удвоилась. Однако жилищные условия в новых промышленных городах часто были ужасающими. Болезни и переполненность были обычным явлением. Но в конце XIX века условия улучшились и уровень жизни вырос.
Льняная и хлопковая промышленность быстро росла. В это же время начинается подъём тяжелых индустрий, деньги на формирование которых были получены путём торговли кожей, текстилем, рудой и другими ценностями. К началу XIX века в стране уже доминировали тяжелые производства, а ряд научных открытий позволил Шотландии стать центром кораблестроения и техники и железнодорожного строительства. Происходит мощнейшая индустриализация страны: строятся заводы и фабрики, портовые зоны и вокзалы. Страна действительно становится промышленным центром Великобритании с развитой финансовой системой.
Культурные особенности
Шотландское население XVII и XVIII века можно условно разделить на две группы - горцы и жители южной части – низменностей и равнин. Горцы северной Шотландии были составлены из кланов - мощных семей аристократов-землевладельцев, как Macdonalds и Кемпбеллов, которые практически правили этой территорий; также они имели большое влияние в городах, которые они курировали. Они были главными сторонниками Стюартов и имели свои собственную самобытную культуру. Жители равнин были гораздо больше похожи на своих английских соседей. В 1707 году произошло обединение Англии и Шотландии. Почти все шотландцы были теперь под знаменем Ганноверов и постепенно стали активными гражданами Великобритании.
До 1745 года большинство горцев рассматривали союз с презрением, в то время как у южных жителей были смешанные чувства. Одни из буржуазии приветствовали получение широких возможностей для торговли, другие возмущались потерей независимости, и многие, пострадали от принудительного переселения на юг. После восстания в 1745 году горцы, которые составляли большинство армии князя, были разбросаны и потеряли значительную часть своей силы и влияния.
Тем не менее с распадом якобинцев тысячи шотландцев, в основном, южных, заняли прочное место в жизни Англии – многочисленные позиции в политике, государственной службе, армии и флоте, торговле, экономике, колониальных предприятиях и других областях подтверждают это. Шотландцы были на важных позициях по всей империи.
На протяжении второй половины XVIII века только несколько обществ и некоторые гордые горцы сохранили традиционную культуру. Главным среди них было общество Горцев в Лондоне, основанное в 1777 году. Закон, запрещавший ношение любой традиционной одежды и знаков отличия был отменен в 1782 году во многом благодаря усилиям этого общества. На протяжении всего этого времени медленно, но верно развивалось движение возрождения культуры, а в 1820х эта культура горцев приобрела невиданную популярность. Любопытно, что «возрожденная традиция» была бы неузнанна теми же горцами 150 лет назад. Создание горской традиции как основы национального самосознания шотландцев – результат работы конца XVIII века, если не начала XIX. Перед людьми, которые сами того не сознавая выполняли эту работу стояло три задачи – отрицания ирландского наследия, создания кельтской горской «древней традиции» и перенесение ее на равнинную Шотландию, которую населяли, в общем-то, не кельты, а пикты, саксы и норманны. Все началось с Джеймса Макферсона – поэта и ученого. Он опубликовал поэмы древнего кельтского барда Оссиана, в которых рассказывалось о средневековой Шотландии. Современники высоко оценили подделку Макферсона, мадам де Сталь называла Оссиана поэтом равным Гомеру. Шотландцам понадобилось целое столетие, чтобы очистить свою историю от выдумок Макферсона, и то, скорее всего, до конца избавиться от них так и не удалось. Но важнее всего, что Макферсон вывел горцев на историческую арену – сделал героев из доселе презираемых грабителей и дикарей.
Важнейшим этапом утверждения новой шотландской традиции стал визит короля Георга IV в Эдинбург в 1822 году, подготовкой к которому руководил сэр Вальтер Скотт. Он был большим любителем шотландской древности. Чтобы обеспечить успех визита, были сделаны тщательные приготовления. Кельтская культура, платье, традиции, музыка (волынка в отличие от старой кельтской арфы) и поэзия были объединены Скоттом в общую горскую традицию. Результатом стала причудливая карикатура на шотландскую историю и реальность. Даже преданный зять и биограф Скотта Дж.Дж. Локкарт был ошарашен этой коллективной «галлюцинацией», в которой, как он выразился, «знаменующими и венчающими Шотландию славой» были признаны кельтские племена, «всегда составлявшие малую и почти всегда неважную часть шотландского населения».
Общеевропейский романтизм создал культ благородного дикаря, в который горцы прекрасно вписывались. Они стали символом борьбы Шотландии за свободу. Кроме того, килт был выбран одеждой шотландских частей в английской армии.
Горцы давно имели репутацию свирепых и преданных воинов. Правительство не преминуло использовать их военный потенциал. Примерно один из четырех полковых офицеров в середине XVIII века был шотландцем, 50,000 шотландских добровольцев были мобилизованы во время наполеоновских войн. Война с французами продолжалась (с остановками)в течение более 100 лет от 1689 до 1815 годов. Англичане были также в разное время в состоянии войны со многими европейскими державами и другими народами во всем мире. Шотландцы сражались бок о бок с англичанами. Горцы начали понимать свою идентичность не только как шотландцы, но как англичане. Сочетание гордости великим прошлым, национализма с одной стороны, и верности Британии с другой, дало шотландцам чувство собственной национальной идентичности. Потеряв политическую независимость, Шотландия вновь обрела свой голос.
Философия и литература
Заключив союз с Англией, Шотландия в исторически короткий срок преодолела социально-экономическую отсталость и выдвинула целую плеяду замечательных философов, историков, правоведов, естествоиспытателей, поэтов и прозаиков. Философ Эндрю Флетчер, отец шотландского Просвещения, дал толчок к формированию новой гражданской этики, обосновавшей иные, альтернативные войне и политике, методы исполнения гражданами своего долга перед отечеством. Ведущее место среди интеллектуальной элиты того времени занимали также Ф.Хатчисон - первый просветитель и "светский философ" в шотландских университетах, Д.Юм, А.Смит, А.Ферпоссон, У.Робертсон, Д.Уатт, В.Скотт, Р.Берне, Д.Максвелл и другие.
Политические достижения Англии после английской революции и ее экономическое превосходство открывали возможность для творческой переработки шотландскими просветителями основных установок английского Просвещения. С другой стороны, патриотизм служил для шотландцев побудительным мотивом к внесению достойного вклада в копилку духовного богатства Европы.
Исследователи считают главной проблемой британской – и особенно шотландской – литературно-философской дискуссии XVIII века проблему «конструирования общества» (constructing community). Общество менялось, становилось более сложным. Коммерциализация бросала вызов традиционным формам социальных связей. Многие были очень озабочены падением общественных нравов и сокращением гражданских свобод. Наконец, окончательная утрата Шотландией суверенитета заставила шотландских интеллектуалов обдумать и сформулировать ответы на вопрос о том, что собственно объединяет общество. Их первейшей задачей было исследовать и описать в текстах подходящие правила и модели.
Исследования обратились к человеческой психологии и социальности. Главные принципы стали выводить из человеческой природы, в том числе социальной. Однако концепция человека как социального животного не подходила теперь для объяснения механизма вовлеченности людей в общество [community]. Набор ценностей, считавшийся ранее необходимым для гражданской и общественной жизни, оказался устаревшим. Его прогресс зафиксирован трудами Д. Юма, В. Робертсона, Кеймса и А. Смита.
А. Фергюсон и А. Смит сформулировали понимание того, что гражданское общество имеет свою собственную жизнь, в которой важна экономическая составляющая и в которой конфликт может быть так же полезен, как согласие. Общество и экономика теперь все чаще трактуются как живущие по своим собственным законам. Общим местом стало положение о том, что люди мотивируются противоречиями между стремлением к добру и эгоистическим интересом. В идее гражданского общества индивидуум связан с целым эгоистическими интересами и тщеславием, а также доброй волей и симпатией. Общество будет лучше с симпатией и альтруизмом, но эти последние вовсе не являются необходимыми для продолжения его существования. Такой подход, часто называемый «минималистской этикой», всегда приводит к вопросу «Является ли процветание угрозой духовной жизни человечества?» Эта этика получила свое полное развитие в XVIII веке как теория человеческого поведения и гражданского общества. Затем были уверенно объявлены рецепты поддержания здорового современного общества. В идеале под его эгидой труд и торговля осуществлялись именно в такой свободной зоне, вдали от управления сеньорами и политиками. Процесс приватизации создал автономную сферу вне досягаемости государства, где общественные дела обсуждаются обычными гражданами. В таком продвинутом обществе торговля влияет на формы правления. А. Смит называл передовое гражданское общество «великой школой социального управления [command]».
Шотландское Просвещение не было равномерно «распределено» по всей стране. Главным образом оно процветало в равнинном поясе, ограниченном на западе Глазго и Эдинбургом на востоке, а также в университетском Абердине. Это было городское движение, и его существование и прогресс зависели от социальных и интеллектуальных форм самовыражения участников — городских жителей. Средой шотландского Просвещения были университеты, а также юристы и церковные деятели разнообразных оттенков, поэтому главнейшую роль в нем играл Эдинбург — столица страны, университетский город, центр судебной власти, место, где ежегодно собиралась Генеральная Ассамблея Церкви Шотландии, центр социального и экономического притяжения для большинства образованных людей страны. Литературные и философские труды были по большей части побочным продуктом профессиональных юристов, университетских профессоров и священников. Кроме Дэвида Юма, в Шотландии XVIII века не было профессиональных литераторов – образованная публика Шотландии была недостаточно многочисленной, чтобы оплачивать труд профессиональных сочинителей. В Глазго существовало Литературное общество, основанное в 1752 году. В XVIII—XIX веках жили и творили три самых знаменитых шотландских писателя — Роберт Бёрнс, Вальтер Скотт и Роберт Льюис Стивенсон.
Эпистолярные жанры получают свою активное развитие в Новое время. Они были очень популярны в среде буржуазии. Одной из значительных фигур литературы Шотландии в этих жанрах можно назвать Джеймса Босуэлла. Что касается публикации писем, она долгое время была запрещена. Лишь в XIX веке, во многом благодаря Вальтеру Скотту, наступил золотой век эпистолярных жанров в Шотландии.
Шотландский поэт и собиратель гэльских песен и рукописей Джеймс Макферсон приобрел всемирную славу благодаря созданной им гениальной мистификации - сборнику творений легендарного воина и барда кельтов Оссиана, который якобы жил в III веке, целому циклу поэм, получивших общее название "Поэмы Оссиана". На деле поэмы были написаны самим Макферсоном. Он считается родоначальником нового направления в литературе – примитивизма. Примитивисты считали, что люди в Древнем мире и в Средние века были искреннее и ближе к природе, к естественности. В примитивистских произведениях (как в художественных, так и в публицистических) наблюдались ограниченность количества используемых слов и одновременно яркость и образность текста.
В XVIII-XIX века развивается урбанистическая поэзия, объектом которой становится жизнь в городе в её разнообразных аспектах. Одним из первых шотландских поэтов-урбанистов был Аллан Рэмсей, написавший несколько лирических произведений об Эдинбурге. Среди его последователей были Роберт Фергюссон, Джеймс Томсон, Джон Дэвидсон. Рэмсей расскрывал как хорошие, так и плохие стороны городской жизни, но сам он был ярым сторонником урбанизации, в частности, экономического и культурного развития Эдинбурга. Другие авторы урбанистической лирики, например, Фергюссон, относились к этому прогрессу неоднозначно, о чём писали в своих стихах. В XIX веке в лирике урбанистов встречался мотив «тёмного города» — либо ночного загадочного города, либо загрязнённого и гибнущего.
В литературе Шотландии Нового времени просматривается также интерес к культуре Индии. Это может быть связано с тем, что множество шотландцев проживали в Британской Индии. Данное направление получило название ориентализм. Из ориенталистов, писавших не об Индии, наиболее известен Роберт Льюис Стивенсон. Литература Шотландии в Новое время также обращалась к гаэльскому языку. Создавалась поэзия на гаэльском языке.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Broadie A. A History of Scottish Philosophy [Электронный ресурс]. – URL: https://books.google.ru/books?id=6fSkBgAAQBAJ&pg=PA102&lpg=PA102&dq=philosophy+in+scotland+history&source=bl&ots=7uaTE-kFx8&sig=vghZxVlwlnniOdT3BROoppi0br4&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwiJtLHd2PXLAhXiB5oKHbXbCb4Q6AEIJTAG#v=onepage&q=enlightenment&f=false. – (Дата обращения: 09.03.2017).
- Chris Gibbs. The New Britons: Scottish Identity in the 18th and 19th Centuries. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.napoleon-series.org/research/society/c_scottishidentity.html#_edn17 (Дата обращения: 8.03.2017)
- Tim Lambert. A BRIEF HISTORY OF SCOTLAND. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.localhistories.org/scotland.html (Дата обращения: 9.03.2017)
- Абрамов М. Шотландская философия века Просвещения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.e-reading.club/bookreader.php/457/Abramov_-_Shotlandskaya_filosofiya_veka_Prosveshcheniya.html. - (Дата обращения: 1.03.2017).
- Апрыщенко В.Ю. Уния и модернизация: становление шотландской национальной идентичности в XVIII - первой половине XIX вв. [Электронный ресурс]. – URL: http://cheloveknauka.com/uniya-i-modernizatsiya. – (Дата Обращения: 01.03.2017).
- Зверева Г. И. История Шотландии – М.: Высшая школа, 1987.
- Микешин М.И. Социальная философия шотландского Просвещения. — СПб.: Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2005. — 165 с.
- Рубаник Владимир Евдокимович История государства и права зарубежных стран: Учебник для вузов. – СПб.: Издательский дом "Питер", 2010 г. – 544 с.
- Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- Хью Тревор-Ропер. Изобретение традиции: традиция горцев Шотландии. . [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nlobooks.ru/node/6831 (Дата обращения: 8.03.2017)