- 1702 г. - Битва под Кремоной, принц Евгений Савойский победил французов и взял в плен их главнокомандующего.
- 1705 г. - Умер Леопольд I. Император Священной Римской империи - Иосиф I.
- 1706 г. - Крупная победа австрийцев над французской армией у Турина.
- 1711 г. - Умер Иосиф I. Император Священной Римской империи - Карл VI.
- 1713 г. - Утрехтский мирный договор между Францией, с одной стороны, Испанией, Голландией, Англией — с другой.
- 1714 г. - Раштаттский мир между Францией и Священной римской империей.
- 1718 г. - Пожаревацкий мир между Австрией и Венецией с одной стороны и Османской империей с другой.
- 1720 г. - Образовано Сардинское королевство.
- 1733 г. - Началась Война за польское наследство, Россия, Австрия и Саксония против Франции, Испании и Сардинии.
- 1740 г. - Умер Карл VI. Правительница Священной Римской империи - Мария Терезия.
- 1741 г. - Издана Папская булла, запрещавшая духовным лицам всякую торговую деятельность.
- 1742 г. - Свергнута Мария Терезия. Император Священной Римской империи - Карл VII Альбрехт.
- 1745 г. - Умер Карл VII Альбрехт. Император Священной Римской империи - Франц I Стефан. Императрица - Мария Терезия.
- 1747 г. - Сражение при Ассиетте.
- 1748 г. - Ахенский мирный договор между Австрией, Англией и Францией.
- 1750 г. - Начало войны между иезуитами и испано-португальскими войсками.
- 1764 г. – Крестьянские волнения, вызванные неурожаем.
- 1765 г. - Умер Франц I Стефан. Император Священной Римской империи - Иосиф II.
- 1766 г. - Голодные бунты в Тоскане.
- 1781 г. - Восстание среди населения венецианских провинций.
- 1790 г. - Умер Иосиф II. Император Священной Римской империи - Леопольд II.
- 1792 г. - Умер Леопольд II. Император Священной Римской империи - Франц II.
- 1796 г. - Первый итальянский поход французских войск.
- 1797 г. - Победа французов Бонапарта при Риволи.
- 1798 г. - Создание Римской республики (Папская область).
- 1799 г. - Взятие Милана, Павии, Пескиеры и Тортоны русскими войсками.
Борьба за объединение страны.
- 1805 г. - Война между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной строны и Третьей антифранцузской коалицией, в которую входили Австрия, Россия, Великобритания, Швеция, Неаполитанское королевство и Португалия — с другой. Ликвидация 3-й коалиции и Пресбургский мир.
- 1806 г. - Франц II отрекся от короны Священной Римской империи. Священная Римская империя прекратила своё существование.
- 1809 г. - Наполеон присоединил папское государство к Франции, а Рим объявил свободным городом.
- 1816 г. - Образовано королевство Обеих Сицилий (Сицилия и Неаполь). Король Обеих Сицилий - Фердинанд I (1751-1825).
- 1825 г. - Умер Фердинанд I. Король Обеих Сицилий - Франциск I (1777-1830).
- 1831 г. - Основана «Молодая Италия», подпольная революционная организация.
- 1847 г. - Восстание в Палермо. Начало революции в Италии.
- 1849 г. - В Риме революционерами провозглашена республика. Французские войска вступают в Рим, Римская республика капитулирует. Венеция занята австрийскими войсками. Битва при Новаре, победа Австрии над армией Сардинского королевства. Революция в Тоскане.
- 1859 г. - Австро-итало-французская война. Умер Фердинанд II. Король Обеих Сицилий - Франциск II.
- 1866 г. - Австро-прусско-итальянская война. К Италии присоединена Венеция. Лисское сражение между флотами Австрии и Италии.
- 1869 г. - Начало работы I Ватиканского Собора.
- 1870 г. - Утверждён догмат о непогрешимости Римского первосвященника. Присоединение Рима к Итальянскому королевству, окончательное объединение Италии.
- 1871 г. - Столица Италии перенесена из Флоренции в Рим.
Политическая система
Отдавая дань идеям «просвещенного абсолютизма», правители итальянских государств в 60—70-х годах XVIII в. решились вступить на путь весьма умеренных реформ. Политика «просвещенного абсолютизма» охватила различные стороны общественной жизни. Итальянские правительства оказывали покровительство внешней торговле, субсидировали и поощряли организацию централизованных мануфактур. В некоторых государствах правительства, с неодобрением взиравшие на духовенство, которое стремилось сохранить свою независимость от светской власти и отказывалось платить налоги, сделали попытку ограничить его привилегии. Общие результаты политики «просвещенного абсолютизма» оказались весьма незначительными, и глубокое недовольство все более охватывало народ и буржуазию. Учащались вспышки крестьянских волнений; политическое брожение охватило всю Италию. В конце XVIII в. передовые силы общества вступили в открытую политическую борьбу за новую Италию, единую и независимую. Началась целая историческая эпоха, получившая название Рисорджименто (Возрождение), охватывавшая период с конца XVIII в. до 1870 г. Исходным моментом Рисорджименто явилась Французская революция 1789-1794 гг. Именно тогда итальянские «якобинцы» (так их называли тогда противники; сами же они именовали себя патриотами) возглавили освободительное движение, вспыхнувшее в различных концах Апеннинкого полуострова под республиканскими, антифеодальными и антиавстрийскими лозунгами.
После разгрома Наполеона, согласно решениям Венского конгресса (1814 — 1815), в Италии реставрировались феодально-абсолютистские монархии. Сардинское королевство (Пьемонт) восстанавливалось как самостоятельное государство, возвращалась и власть папе (Папская область).
Экономический и политический упадок Италии продолжался в первой половине ХVIII в.: сокращалось производство сукна во Флоренции, шелка в Венеции, сворачивалась торговля. Происходило массовое обнищание населения. Сложное положение усугубляли войны, происходившие на территории страны.
Оживление итальянской экономики наступило лишь во второй половине ХVIII в., когда возобновился процесс развития капиталистических отношений, прерванный в ХVI в. Это создало предпосылки для проведения в некоторых землях (Ломбардии, Тоскане, Пьемонте) в 1770—80-х гг. реформ в духе просвещенного абсолютизма
Экономика
Большое влияние на социально-экономическое развитие Италии оказала Французская революция. До падения Первой империи в 1814 г. большая часть итальянских земель была объединена под властью Франции. Французское господство имело двойственный характер. С одной стороны, в этот период произошло заметное продвижение в капиталистическом развитии Италии, активно проводились буржуазные реформы. Прежде всего, на территорию Италии распространялось действие Кодекса Наполеона, утверждавшего право частной собственности. В соответствии с этим упразднялись феодальные привилегии, вводилась частная собственность на землю, отменялись личные повинности крестьян и церковная десятина (поземельные платежи подлежали обязательному выкупу), была проведена секуляризация и распродажа церковных и монастырских земель. Также здесь ликвидировались цехи, торговые монополии, таможенные границы, упорядочивалась денежная система. Отмеченные мероприятия способствовали развитию итальянской промышленности: традиционной шелковой отрасли, становлению хлопчатобумажного производства, широкому строительству дорог и каналов.
С другой стороны, негативные стороны французского господства зачастую сводили на нет положительные результаты нововведений. Италия подвергалась жесткой экономической эксплуатации, превращалась в поставщика сырья и потребителя французских промышленных товаров. Наполеоновское правительство тормозило развитие итальянской промышленности путем ввоза в страну беспошлинных французских товаров, а после 1806 г. — введением континентальной блокады. В результате шелковая промышленность в 1810—1814 гг. пришла в упадок. Из Италии вывозилось продовольствие, ценные вещи, был установлен жесткий налоговый гнет, большой размах приняли рекрутские наборы.
В середине 1820-х гг. в Италии обозначился экономический подъем. А в 1830—40-х гг. здесь развернулась промышленная революция. Она охватила, прежде всего, север страны, где произошли заметные сдвиги в промышленности. В Ломбардии успешно развивалось шелководство, Италия была крупнейшим поставщиком шелка-сырца в Европу. Увеличилось и производство шелковой пряжи. В Ломбардии, Пьемонте, Тоскане развивалось хлопчатобумажное и шерстяное производство, уже с использованием машин. В 1820-х гг. здесь появились первые хлопчатобумажные фабрики, оснащенные английскими мюль-машинами. В Ломбардии в 1847 г. насчитывалось более 850 механических ткацких станков.
Экономический прогресс стимулировал развитие торговли в стране. Активно развивалась внешняя торговля итальянских государств: за 30—40-е гг. XIX в. ее объем увеличился более чем вдвое. Однако в целом развитию итальянской торговли серьезно препятствовала раздробленность страны, сохранение таможенных границ, различных денежных и метрических систем, отсутствие единой экономической политики.
Изменения происходили и в сельском хозяйстве страны, особенно на Севере (Пьемонт, Ломбардия) и в Центральной Италии. Дворянство обуржуазилось: перестраивало хозяйства на товарный лад, совершенствовало методы земледелия, широко использовало аренду и наемный труд батраков. В Ломбардии развивалось также животноводство. Вместе с тем на юге страны по-прежнему господствовали полуфеодальные порядки: на латифундиях велось экстенсивное хозяйство.
Несмотря на отмеченные достижения Италии в экономическом развитии, промышленный переворот здесь завершился лишь в конце XIX в. В начале 1870-х гг. Италия оставалась по-прежнему аграрной страной. Фабричное производство было еще слабо развито. Во многих районах Северной и Центральной Италии по-прежнему господствовала полуфеодальная испольщина, а в Южной Италии — феодального типа дворянские поместья (латифундии)
Культурные особенности
Италия славится богатейшими в мире культурными традициями. Достижения итальянцев в искусстве, архитектуре, литературе, музыке и науке оказали большое влияние на развитие культуры во многих других странах.
В литературе XVIII в. возрождаются классическая комедия (Карло Гольдони), трагедия (Витторио Альфьери) и поэзия (Джузеппе Парини). В XIX в. движение за реформы и независимость стимулировало развитие литературы. Алессандро Мандзони – поэт, драматург, критик и романист – прославился своим выдающимся историческим романом «Обрученные». Поэзия Джакомо Леопарди была пронизана глубоким чувством любви к родине.
Венецианская живопись пережила краткий период подъема в XVIII в., когда творили художник-пейзажист Каналетто и создатель декоративных росписей и фресок Джованни Баттиста Тьеполо. Традиции Возрождения оживают в знаменитых фресках Д. Б. Тьеполо (1696—1770), полных жизнерадостности, света и воздуха. Любовью к родной стране и родному городу дышат правдивые и живописные пейзажи А. Каналетто (1697—1768), в которых художник воссоздает уличную жизнь Венеции с ее каналами и гондолами, карнавалами и празднествами. Оригинально и самобытно творчество другого пейзажиста Венеции — Франческо Гварди (1712—1793), с особенной любовью рисующего закоулки и дворики города. В архитектуре и скульптуре Италии замечается упрощение изобразительных форм, возвращение к античным канонам, постепенное формирование классицизма. Выдающимся представителем этого направления был Антонио Канова (1757—1822). Тщательно изучая античное искусство, он пытается вернуть скульптуре ее простоту, строгость и гармоничность. Но творчество Кановы отмечено холодностью, изысканностью, красивостью. Классицизм в Италии по существу остается аристократическим течением. В конце века изобразительное искусство становится все более эпигонским, малозначительным, провинциальным. Эпоха борьбы Италии за ее освобождение от иностранного гнета (рисоджименто) оставила уже яркий след в истории литературы и искусства Италии. Творчество передовых писателей, поэтов, музыкантов, художников того времени было проникнуто пафосом национально-освободительной борьбы, которую вел итальянский народ. В живописи 50-60 года XIX в. ознаменовались большими успехами реалистического направления, представленного творчеством Доменико Индуно (1815-1878), Джироламо Индуно (1827-1890) и многих других замечательных мастеров. Культурное наследие эпохи Рисоджименто является ценным кладом в общую сокровищницу мировой культуры.
Итальянская опера достигла расцвета в XIX в. Великими композиторами в начале этого столетия были Джоаккино Россини, прославившийся Севильским цирюльником и Семирамидой, и его современники Гаэтано Доницетти и Винченцо Беллини. В середине XIX в. начался новый подъем оперной музыки. Джузеппе Верди продемонстрировал мастерство в таких драматических шедеврах, как Риголетто, Травиата, Аида и Отелло.
Искусство Италии XVIII в. теряет интерес к значимым проблемам действительности и предпочитает декоративность репрезентативным задачам.
Архитектура позднего барокко Италии теряет пышный декор и приближается к интернациональным формам классицизма (его новой волны в искусстве XVIII в. в виде неоклассицизма). Черты классицизма присущи уже сооружениям недавних сторонников барокко (Палаццо Реале, арх. Луиджи Ванвителли; базилика Суперга, Турин, арх. Филиппо Юварра). Упрощенные формы классицизма присущи и немногим виллам страны (Вилла Манин). Примечательно, что лучших образцов классицизма в Италии меньше, чем за рубежом — прежде всего в Британии, Франции, в Российской империи, где работает армия одаренных итальянских архитекторов (Алессандро Галилеи, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги, Франческо Кампорези, Фердинандо Фуга, Луиджи Руска, Доминико Мерлини, Джакомо Тромбаро), не считая второстепенных.
Среди лучших итальянских художников переходной эпохи от рококо к классицизму — Помпео Батони. Лучшие черты итальянского классицизма в театрально-декорационном искусстве присущи и итальянцу-эмигранту в Российскую империю — Пьетро Гонзаго.
Философия и литература
Во 2-й половине XVIII в. итальянская философская мысль скудеет: в это время в Италии не существовало ни философских школ, ни сколько-нибудь влиятельных философских направлений. Особняком стоит Дж. Вико, один из основоположников историзма в новоевропейской философии, предшественник Гердера и Гегеля.
Вико выдвинул теорию исторического круговорота - циклического развития наций, и дал опыт целостного истолкования различных форм духовной культуры и социальной жизни как определённого исторического единства.
Господствующее положение в философии начала XIX в. занимали различные направления католической мысли, главным образом учения А. Розминии В. Джоберти, испытавших известное влияние И. Канта и полемизировавших с гегелевской диалектикой. В 1830-60-е гг. выдвигается ряд прогрессивных мыслителей, принадлежавших к демократическому крылу национально-освободительного движения (К. Пизакане, К. Каттанео, Дж. Феррари). В 50-70-х гг. наиболее значительным философским направлением было так называемое неаполитанское гегельянство, к правому крылу которого принадлежал А. Вера, а к левому - Б. Спавента и Ф. де Санктис. Для левых неаполитанских гегельянцев характерно стремление к преодолению догматической трактовки Гегеля, просветительская, гуманистическая, антиклерикальная направленность. В силу своей противоречивости неаполитанское гегельянство стало одним из идейных источников как марксизма в Италии, так и итальянского неогегельянства.
В последние десятилетия XIX в. доминирующим в идейной жизни Италии стал позитивизм, представлявший собой пёстрое и, в общем, неоригинальное явление. Его наиболее известный представитель - Р. Ардиго. Весьма влиятельной в последующем развитии буржуазной социологической мысли оказалась концепция В. Парето (функционалистское учение о "социальном равновесии", теория смены элит и др.).
Произведения поэтов этого времени полны патриотических стремлений, знакомя народ также со славным прошлым Италии, они внушали ему уверенность в свои силы и вдохновляли на борьбу за национальное единство и независимость. Несмотря на свои смелые прогрессивные взгляды, итальянцы не были революционерами, все свои надежды возлагали на просвещенных монархов, на реформы сверху. Они верили, что золотой век наступит при содействии власти.
Используемая литература:
1.Гуковский М.А., «Очерки истории Италии», 1959 г.
2.Джонатан Китс, «История Италии», Астель, М., 2012 г.
3.Н.П.Комолова «История Италии Нового времени»
4.Валерио Линтнер, «Италия. История страны», Биографии великих стран, 2007 г.
5.Джон Норвич, «История Венецианской республики», АСТ,2009 г.
6.Павел Муратов, «Образы Италии», Азбука-классика, 2006 г.
7.В.Д.Яковлев, «Италия в 1847 г.», Гиперион, 2012 г.
8.История XIX века / Под ред. проф. Лависса и Рамбо