Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Анна Шаравина

8/4/2016

14 Комментарии

 
Франция ​
Главные исторические события

В 1715 г. после смерти Людовика XIV на французский престол взошёл его правнук Людовик XV, правивший до 1774 г.
Реформа муниципальных советов 1787 г. при Людовике XVI.
1789 — Великая французская революция.
1792 — Первая республика.
1793—1794 — якобинский террор.
1795 — захват Нидерландов.
1797 — захват Венеции.
1798—1801 — Египетская экспедиция.
1799—1814 — правление Наполеона (в 1804 провозглашён императором; Первая империя). В 1800—1812 годах Наполеон путём завоевательных походов создал всеевропейскую империю, а в Италии, Испании и других странах правили его родственники или ставленники. После поражения в России и очередного объединения антинаполеоновской коалиции держава Наполеона распалась.
1815 — Битва при Ватерлоо.
1814—1830 — период Реставрации, базировавшийся на дуалистической монархии Людовика XVIII (1814/1815-1824) и Карла X (1824—1830).
1830 — Июльская монархия. Революция свергает Карла X, власть переходит к принцу Луи-Филиппу Орлеанскому, к власти пришла финансовая аристократия.
1848—1852 — Вторая республика.
1852—1870 — правление Наполеона III — Вторая империя.
 
Жители Парижа приветствуют союзников на Елисейских Полях (26 августа 1944 года)
1870—1940 — Третья республика, провозглашённая после пленения Наполеона III под Седаном во франко-прусской войне 1870-71. В марте — мае 1871 года существовала Парижская коммуна. В 1879 — 80 создана Рабочая партия. В начале XX века образованы Социалистическая партия Франции (под руководством Ж. Геда, П. Лафарга и других) и Французская социалистическая партия (под руководством Ж. Жореса), которые объединились в 1905 (французская секция рабочего интернационала, СФИО). К концу XIX века в основном завершилось образование французской колониальной империи, включавшей в себя огромные владения в Африке и Азии


Политическая система
 

Старый порядок.
Многие черты государственного устройства Франции имели внешнее сходство с другими европейскими странами. Во главе государства стоял король, которому подчинялись министры; в провинциях существовали губернаторы и парламенты, в городах — местные муниципальные органы.
Важнейшее из них состояло в системе продажи государственных должностей (paulette), охватывавшей весь государственный аппарат как в Париже, так и в провинциях. Практика продажи государственных должностей появилась во Франции ещё в начале XVI века при Людовике XII, но в окончательном виде сложилась в начале XVII века при Генрихе IV, когда эта система стала всеохватывающей, пожизненной и наследственной, и просуществовала до 1789 года. Стоимость высших государственных должностей в последние десятилетия перед Великой французской революцией достигала 200—300 тысяч ливров (фунтов) и более, что было эквивалентно стоимости роскошного отеля с полной обстановкой. Вместе с покупкой должности чиновник получал право на пожизненную «ренту», которая, как правило, позволяла многократно окупить произведённые затраты. По словам А. Токвиля, система продажи должностей постепенно стала чем-то столь странным, чего никогда ранее не было видано в мире.
Попытки трансформации Старого порядка во второй половине XVIII в.
В результате реформ проведенными Людовиком XVI, впервые в истории страны были сформированы местные органы власти, составленные в основном из представителей третьего сословия. Более того, этим органам было предоставлены беспрецедентные права по управлению местными делами, урезавшие полномочия королевских интендантов, которые ранее были полновластными хозяевами в провинциях. Как пишет А. Токвиль, эти провинциальные собрания сразу же после своего образования в 1787 г. «вступили в скрытую, а порой и явную войну с интендантами», что немедленно изменило положение дел в провинциях. Следующим шагом по либерализации системы управления стал созыв Людовиком XVI в 1789 г. Генеральных Штатов (в предыдущий раз Генеральные Штаты собирались лишь в 1614 г.).
Революция
11 июля 1789 года король Людовик, действуя под влиянием консервативного дворянства, а также своей супруги, Мария-Антуанетты, и своего брата, графа д’Артуа (будущего короля Карла Х), отправляет в отставку и высылает из страны министра-реформатора Неккера, а также полностью реорганизует министерство. Большинство парижан, считая эти действия началом роялистского переворота, перешли к открытому восстанию.
4 августа 1789 года Национальное собрание упразднило феодальную систему, покончив одновременно с помещичьими правами второго сословия и с церковными десятинами первого сословия. Всего лишь в течение нескольких часов знать, духовенство, горожане, провинции, артели и города с местным самоуправлением лишились своих особых привилегий. Революция также вызвала начало существенного смещения центра власти с Римско-католической церкви в светское государство.
 

Экономика

Франция эпохи Старого порядка характеризовалось крайне слабым развитием торговли и денежного обращения. Внутри страны существовало множество внутренних таможен, что препятствовало внутренней торговле. В области внешней торговли с начала XVII в. и вплоть до середины XVIII в. существовала государственная монополия, препятствовавшая её развитию.
Как указывает П. Губер, за всю историю Старого порядка, вплоть до середины XVIII в., во Франции никогда не было нормальных денег и нормального денежного обращения, какое существовало в большинстве соседних стран. Франция была в то время единственной страной на Западе Европы, у которой не было государственного банка, призванного отвечать за эту сферу деятельности. Выпуском денег заведовали сами французские короли, которые постоянно занимались «порчей» монеты, вводили сильно завышенный курс монет, невыгодный для населения; а представители крупной аристократии и различные дельцы чеканили фальшивую монету, которой была наводнена вся Франция. Поэтому к деньгам не было никакого доверия, и все основные расчеты в стране производились в натуре. Крестьяне рассчитывались частью своего урожая, а представители других сословий писали долговые расписки, которые, в конечном счете, погашались посредством взаимозачетов.
Период трансформации Старого порядка
Ещё большие последствия имели попытки проведения либеральных реформ в экономической области и быстрое развитие, начиная с середины XVIII в., рыночной экономики (капитализма). Прежде всего, как пишет П.Губер, впервые, по меньшей мере, за 4 столетия во Франции установилось нормальное денежное обращение: в 1726 г. было зафиксировано твердое серебряное содержание французского ливра (около 4,5 г. серебра), которое оставалось неизменным практически до самой революции 1789 г. Во-вторых, впервые начала быстро развиваться внешняя торговля Франции, которая в течение XVIII в. выросла в 5-6 раз. В-третьих, в стране развернулось грандиозное дорожное строительство (за 40 лет было построено 4000 км дорог), что стимулировало развитие внутренней торговли между разными провинциями страны.


Культурные особенности

Содержание идейной жизни Франции этого времени определялось борьбой демократических сил с разлагающимся абсолютизмом, с паразитизмом и расточительством двора и аристократии, с церковью, преследовавшей вольнодумцев; эта борьба идеологически подготовила страну к буржуазной революции конца 18 века.
Пробудившееся в народе недовольство общественным порядком, нарастающий протест буржуазии придали движению французского Просвещения более непримиримый и широкий демократический характер, чем в других странах Европы, определили его силу. Французские просветители были прежде всего «гражданами вселенной» — они обращались к обществу как нации, выступали не только от лица революционной буржуазии, но и от всего «страждущего человечества». Просветители выступали против религии, догматизма, косных норм морали, суеверий — за свободу мысли, за равенство людей и освобождение от сословных предрассудков, за право каждого радоваться жизни. Страстный дух всеразрушительной критики, скепсиса и тонкой иронии ниспровергал обветшалые законы и порядки, будил мысль к новым дерзаниям. Вместе с тем мечты об осуществлении идеального «царства разума», вера в прогресс, в то, что грядущий общественный переворот принесет благоденствие широким массам, рождали оптимизм, которым был проникнут 18 век. Предреволюционная Франция переживала расцвет. Она стала очагом передовой материалистической философии и других наук, новых идей в политике. Писатели и политические мыслители: Монтескье, Вольтер, «провозвестник революции» Руссо, энциклопедисты во главе с Дидро, писатели Лесаж и Бомарше придали французской культуре 18 века общеевропейское значение.
Развивавшаяся на этой почве французская художественная культура вступила в полосу подъема. Новое содержание мощным потоком врывалось в искусство. В музыку проникало народное песенное начало. Сменяя парадность придворного театра, пришла драматическая опера, продолжал критическую традицию Мольера театр французской комедии, переживал расцвет подчинявшийся лишь вольной фантазии, исполненный боевых настроений ярмарочный театр масок, среди крестьян распространялись массовые зрелища с играми и хороводами. Уходили в прошлое религиозная живопись и каноны придворного искусства, все более становились ведущими светские реалистические и «галантные» жанры. Переходный характер эпохи определил сложность французской художественной культуры 18 века, тяготение к контрастам и разнообразию. Ее развитие протекало под знаком борьбы и взаимодействия идейно значительного искусства, проявлявшегося в реалистических, предромантических и классицистических формах, и господствовавшего аристократического искусства позднего барокко, рококо и академизма. У художников-реалистов борьба за эмансипацию личности, рост ее индивидуального и гражданского самосознания нашли отражение в интересе к образу «естественного человека. Утвердился интерес к индивидуальному, неповторимому и характерному, к тонкому психологическому анализу.
Направление рококо не было однородным. Утратившее драматизм и энергию «большого стиля» 17 столетия, искусство клонившегося к упадку дворянского общества было утонченным, призывавшим к наслаждению, к чувственным радостям. Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати, предметом эстетического наслаждения.
Типичным явлением 18 века стали периодические выставки Королевской Академии.
Новым, характерным для 18 века было зарождение эстетики и развитие художественной критики, отражавших борьбу течений в искусстве.
Просветители придавали большое значение искусству. Они сблизили понятия прекрасного и нравственного, добродетельного.
По мере нарастания революционного подъема просветительская критика переходила от утверждения частнобытовой добродетели к понятию добродетели общественной, революционно-героической, республиканской.
На протяжении столетия, от Великой буржуазной революции 1789 года до конца 19 века, французское искусство занимало ведущее место в мировом искусстве. Это было закономерно и обусловлено передовой ролью Франции в политической и общественной жизни Европы, классовая борьба между дворянством, буржуазией, пролетариатом протекала в классически ясных формах. Выдающиеся достижения французского искусства были связаны с революционными идеями эпохи, в них нашли отражение героические события и образы.
Пафос революционной борьбы вызвал к жизни реалистическое искусство, правдиво и вдохновенно воплощающее важнейшие события общественной жизни, известных и безымянных героев, людей труда. Художники стремились к созданию героических и конкретно-исторических образов современников, к выявлению национальных особенностей родной природы. В суровых условиях обостряющихся противоречий установившегося буржуазного строя, вопреки преследованиям со стороны правящих классов лучшие французские художники утверждали принципы гуманизма, общественную значимость искусства. Их поиски средств наибольшей выразительности образного решения, красочного многообразия, передачи богатства форм и движений привели к пересмотру всей живописной системы.
Буржуазная революция 1789 года открыла новый период в истории Европы и вместе с тем новый этап в развитии искусства. Свершившаяся во Франции буржуазная революция запоздала по сравнению с Англией, но по результатам своим была более значительной, так как принесла полную победу буржуазии над феодальным обществом.Огромную роль в деле подготовки революции играло искусство классицизма. Обращение к гражданственным идеалам античности, свойственное классицизму, помогло создать иллюзии о всеобщности идеалов, за которые шла борьба.
Революция выдвинула новый вид массового искусства — декоративное оформление революционных празднеств, являвших собой своеобразный синтез различных искусств.
Революционное правительство умело использовало агитационную силу искусства. Создаются музеи искусства Франции. Новое, революционное искусство развивалось в упорной борьбе с Королевской Академией, которая в 1793 году была упразднена по постановлению Конвента.


Философия и литература

Под влиянием англ, философии Франция в 18 в. стала классической страной Просвещения.Вольтер был не материалистом, а мыслителем, который, как и Пьер Бейль, боролся против нетерпимости и догматизма. Монтескье отвергал всякое истолкование исторического развития в духе христианской идеи провидения и считал, что история, рассматриваемая с реалистической и этической точек зрения, является великой учительницей будущих поколений. Монтескье верил в «золотой век» благоденствия и справедливости, воплощение которых видел в античности. Критикопоэнавательнаялиния в направлении к материализму была существенно усилена такими мыслителями, как Ламетри, Гольбах , особенно Гельвеции . Этих мыслителей можно считать подлинными идейными предшественниками Французской революции. Мировоззрение Бюффона и Дидро тоже имело материалистически-пантеистические черты; оказавшая в дальнейшем большое влияние философия Кондильяка была сенсуалистической. В «Общественном договоре» Руссо смело провозгласил идеи народного суверенитета, начертал утопическую программу будущего общества, основанного на идеальном равенстве. Проповедь Жана Жака Руссо , призывавшего вернуться к природе, оказала большое влияние на Европу благодаря сочетанию идей Просвещения с позитивной критикой культуры, горячим сердцем и страстностью языка. Но самым важным научным результатом этого периода истории французского духа была «Энциклопедия», изданная Дидро и Даламбером (1751-1772, 28 т., 8 т. дополнений, 1776-1777). Мистик Луи Клод Сен-Мартен (1743-1804) перевел на французский язык произведения Якоба Беме и оказал большое влияние на Франца фон Баадера.
Французская революция 1789 была в такой же степени подготовлена выдающимися умами, в какой она сама не внесла ничего существенно нового в собственно философском смысле. Ведь даже историко-философско-педагогические идеи Кондорсе ведут свое происхождение от эпохи, предшествующей Просвещению. Идеи революции, в особенности с гуманистической и коммунистической стороны, философски представлены прежде всего у брата Кондильяка – Габриеля Бонно де Мабли – и Морелли . «Официальной», но не оказавшей большого влияния философией конца революции, Директории и эпохи Наполеона была физиологическая идеология ДестютdeTpacu, Кабаниса и Ларомигьера; эклектиком был Ройе-Коллар , представлявший шотландскую школу. Большее влияние оказала группа христианских философов периода Реставрации. Мадам Сталь (1766-1817) и Шатобриан (1768 – 1848) были связаны с этой группой.
Критические работы Дидро «Салоны», «Опыт о живописи», произведения Руссо «Искусство и мораль», «Рассуждения о науках и искусствах» и «Эмиль, или о воспитании» сыграли важную роль в борьбе за идейный реализм. С особой остротой разоблачали фривольность искусства рококо Дидро и Руссо — они выступали в защиту художественных идеалов третьего сословия. Анализируя произведения современного искусства, Дидро давал их оценку с точки зрения трезвости мысли и наблюдений, реалистической цельности и демократической направленности, выражения типичности, не забывая, однако, и о художественном совершенстве. Наряду с требованием правды, содержательности и поучительности он выдвигал перед художниками проблему общественной активности искусства и постоянного контроля разума над художественным творчеством. У Руссо формула «подражание природе» сочеталась с признанием огромной роли воображения, экспрессии чувств, в чем он предвосхищал романтиков. Сосредоточивая внимание на проблеме индивидуальности, на культе личных чувств, Руссо выступал в защиту искусства народного, массового.Руссо мечтал о выражении патриотического идеала в «красивой строгой форме», о художнике-гражданине, который сумел бы претворить в художественные образы «мужественную сильную красоту».
 
19 столетие. В то время как идеи Французской революции постепенно распространялись в остальной части Европы, в самой Франции появилось спиритуалистически-идеалистическое направление, основные представители которого – Мэн де Биран, Т. Жоффруа (1796-1842). В это время на франц. мышление начинает оказывать влияние также критическая и спекулятивно-идеалистическая немецкая философия. От Д'Аламбера ведет свое начало научный позитивизм, который постепенно становится на место материализма и находит свое законченное философское выражение у О. Конта. Из соединения идей Французской революции с позитивизмом Канта во Франции возникли богатые последствиями первые социалистические идеи, творцами которых были Сен-Симон, Фурье, Консидеран и Прудон . Этот социализм руководствовался рациональными и отчасти мистически-фантастическими идеями; последние ярко выражены, в частности, у Пьера Леру и у Жана Рейно . Философия в собственном смысле теснее смыкается с точными науками. В области психологии большой успех имели Т. Рибо , А. Бине и Пьер Жане , которые оказали влияние также на нем. науку. Среди выдающихся логиков и гносеологов можно назвать: Анри Пуанкаре , П. Дюгема и особенно Л. Купюра, в качестве философа естествознания – Антуана Курно (1801-1877). История и философия точных наук нашла своих исследователей в лице Поля Таннери (1843-1904) и П. Дюгема. Наконец, в 19 в. возникла также антиматериалистическая теистическая метафизика, главными представителями которой были противник Бюхнера Поль Жане (1823-1899), Э. Вашеро , Ф. Равесон-Молье , Ш. Секретан и виталистская метафизика, еще теистическая у швейцарца Г. Ф. Амьеля; главными ее представителями были А. Фулье и– Ж. М. Гюйо .
​
  1. Всемирная история. В 24 т. Т. 16. Европа под влиянием Франции. Минск: Литература, 1996.
  2. Иванов И. И. Политическая роль французского театра в связи с философией XVIII века. — М.: Университетская Типография, 1895 215с.
  3. История Европы в 8 томах: С древнейших времен до наших дней. Т. 4 Европа Нового времени. М.: Наука, 1994. Том 5. От Французской революции конца XVIII века до первой мировой войны. М.: Наука, 2000. 667 с.
  4. История Франции. В трёх томах — М.: «Наука», 1972—1973
  5. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Т. 2. СПб.: Петрополис, 2001. 320 с.
  6. Карлейль Томас. Французская революция. История / Пер. с англ. Ю. В. Дубровина, Е. А. Мельниковой. М.: Мысль, 1991. 576 с.: ил.
  7. Смирнов В. П. Франция: Страна, люди, традиции. — М.: Мысль, 1988. — 288 с.
  8. Токвиль А. Старый порядок и революция. С-П., 2008
  9. Франция // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — СПб., 1907—1909.
  10. Франция. Лингвострановедческий словарь / Под ред. Л. Г. Ведениной. — М.: Интердиалект: АМТ, 1997.  — 1040 с.

14 Комментарии
Елизавета Сидорова
10/4/2016 00:26:19

Полно описана культура и философия, что важно для Франции, в связи с ВФР. Достойная работа.

Ответить
Осминкина Евгения
10/4/2016 01:48:32

Аня, скажи, пожалуйста, были ли еще какие-то политические партии в 17-19 вв? если были, то расскажи про их сущность. спасибо)

Ответить
Римма
10/4/2016 12:34:15

Материал подобран хороший, указано все самое основное и важное. Все аспекты отражены четко и подробно.
Аня, спасибо за проделанную работу!

Ответить
Никита Клевин
10/4/2016 13:28:16

Нежный круассан. С различной начинкой в каждом витке. То, что нужно для Французов.

Ответить
Ася
10/4/2016 16:57:03

Отличная работа, удовлетворившая мой интерес к конкретным вопросам истории Франции; все четко, выдержанно, если главное - то главное. Было очень приятно читать работу, Аня - молодец*)

Ответить
Анна Панюшкина
10/4/2016 22:32:58

Приятно читать действительно осмысленный и проработанный материал. Мне кажется, это практический идеальный результат выполнения данного задания.
Спасибо, Аня!

Ответить
Екатерина Филимонова
10/4/2016 23:50:55

Интересно читать! Мне очень понравилось. Особенно хочется отметить точность и структурированность материала

Ответить
Полина Бородина
11/4/2016 00:04:56

Интересная работа, но сразу бросилась в глаза неравномерность пунктов.
В целом все прекрасно, спасибо!

Ответить
Соколова Саша
11/4/2016 00:24:49

Аня, хорошая работа) хотя на мой взгляд, стоило бы более чётко разделить по пунктам. В остальном всё понравилось, хорошо подобранна информация. Молодец))

Ответить
Василиса
11/4/2016 00:50:56

Анечка, не знаю, причем тут "круасанны" в одном из комментариев (их тайный смысл упоминания мне непонятен), работа твоя замечательно проработана и представлена нашему вниманию. Без всяких метафор можно сказать, что важные события и тенденции были затронуты в таблице.

Ответить
Персиянова
11/4/2016 02:03:21

Сама не верю в то,что говорю это,но...не хватило краткости, особенно в последних двух графах. Будь задание оформлено именно таблицей,то яркий дисбаланс между столбцами был бы очень заметен и действовал угнетающе.

В остальном же материал очень интересен! Спасибо!

Ответить
Тимчук Диана
11/4/2016 08:38:35

Материал подобран очень верно и бережно был очищен от шелухи. Замечательная работа!

Ответить
Анжелика
11/4/2016 10:33:04

Очень хорошая работа. Содержательно и исчерпывающе!

Ответить
Мария Чаднова
11/4/2016 10:59:39

Мне понравилась эта работа.
Серьезных замечаний нет, остальные отмечены коллегами.
: )

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал