Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Татьяна Ринейская

3/4/2016

17 Комментарии

 
Китай

Главные исторические события
●     Завоевание Китая маньчжурами (союзом полукочевых племен) не являлось нашествием в прямом смысле этого слова. Маньчжурская армия была приглашена китайскими генералами, отчаявшимися собственными силами подавить крестьянские восстания, прошла из района современной Маньчжурии до Пекина, не встречая никакого сопротивления, и вступила в только что покинутый повстанческими войсками и более никем не обороняемый город. Установление маньчжурского владычества было встречено местным населением в целом с очевидной покорностью. Во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями вновь оказались представители малочисленной народности, так и не отошедший от нравов и обычаев полукочевого племени.
●     В 1759 г. Кашгария и Джунгария вошли в состав империи в качестве провинции, получившей название Синьцзян (Новая граница).
●     В 1750 г. было организовано убийство правителя Тибета, стремившегося избавиться от маньчжурского владычества.
●     Поход 1768 г., предпринятый против Бирмы, куда была послана сорокатысячная армия, закончился поражением и отступлением в пределы китайских границ.
●     Тайпинское восстание (1850-1863)
●     Колониальные войны усугубляли кризисную ситуацию в стране: велись с европейскими державами как Англия, Германия, Франция и эпизодически участвовали Россия и Япония.
●     Первая опиумная война (1840-1842). Велась между Великобританией и Китаем.Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победа в войны одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 г.был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
●     Вторая опиумная война (1856-1860). Между Китаем и Великобританией и Францией. В.и Ф.требовали возможностей неограниченной торговли и допуска послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном в Гонконге. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 г. был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить В.и Ф. 8 миллионов лянов, а также расширить зону торговли. + Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова. Завершилась оккупацией союзническими войсками и разграблением Пекина
●     Франко-китайская война (1884-1885)
●     Японо-китайская война (1894-1895). Основная причина - претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находились в вассальной зависимости от Китая. Китай проиграл войну, 17 апреля 1895 г.был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Тайвань отошел Японии, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров тоже. +Япония получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование. Последствием поно-китайской войны и подписанного договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 г.эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля Порт-Артуром. 10 мая 1985 г.Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, но увеличила сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем войны с Японией.
●     в 1897 г.размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре этого же года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, в ответ Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железных дороги в Шаньдуне и ряд горных концессий.
●     В 1898 г. в китае наступил период “сто дней реформ”. Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своей развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, и государственный аппарат.
●     Сентябрь 1898 - дворцовый переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Успешно, все реформы отменены.
●     1911-1912 гг. – Синьхайская революция. Положила конец маньчжурской династии и имперской форме правления в Китае.

Политическая система
Маньчжуры сохранили социальное устройство китайского императорского общества, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов.
Но отныне руководящие посты в центральных и провинциальных административных органах принадлежали преимущественно представителям маньчжурской знати, для которых предусматривались и специальные квоты при сдаче государственных экзаменов.
Маньчжурская династия Цин установила деспотичную монархию с сильной армией и разветвленным бюрократическим государственным аппаратом.
Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений “Верховному Небу”. Он был неограниченным монархом , замещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, или если их не было, то любого из принцев императорской крови.
Высшим государственными органами империи Цин являлись Императорский секретариат и Военный совет.
Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через 6 ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ.
Управление на местах характеризовалось наличием сильной власти. Страна делилась на провинции, а последние на подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.
Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.

Экономика
●     Маньчжурское владычество отрицательно сказывалось на темпах прогрессивного развития Китая, мешало вызреванию в его экономике ростков капиталистических отношений. В то время как на Западе утвердился капитализм, Китай ко второй половине XVIII в. все еще оставался феодальной страной. Это историческое отставание Китая в период позднего феодализма привело к тому, что он не смог противодействовать последующей экспансии иностранных колонизаторов.
●     Торговля Китая с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум - преимущественно контрабандным путем из Индии. Вскоре местное население, особенно в приморских районах, было приобщено к курению опиума.

Культурные особенности
Отношение маньчжурских властей к китайцам тоже носило двойственный характер. С одной стороны, они всячески унижали местное население, проявлением чего служило, в частности, обязательное ношение мужским населением косы в знак рабской подчиненности китайцев маньчжурам. С другой - маньчжуры, подобно монголам, признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Внешне маньчжуры действительно адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военно-политическому могуществу китайским империям.
●     Маньчжуры отстаивали собственную этническую чистоту настойчиво и осознанно (запрет на смешанные браки) и культивировали национальные обычаи и нравы. В XIX в.обязательным для маньчжурского юноши считалось владение искусством верховой езды и стрельбы из лука. Тогда как любые виды интеллектуальной и творческой деятельности полагались “второсортными” занятиями, пригодными лишь для местного населения.
●     Общая консервативность и невежественность маньчжурских правящих кругов стали одним из первоочередных причин стагнации китайской духовной культуры с постепенным вырождением всех составляющих ее традиций и феноменов.
●     Нормативная образованность трансформировалась в начетничество. Государственные экзамены приобрели характер подлинного фарса, способствуя не более как коррупции чиновников-экзаменаторов и дальнейшей профанации образования. Духовные и культурные ценности, составлявшие некогда основы китайской цивилизации, теперь критиковались и высмеивались самой же китайской интеллигенцией.
●     Эстетический идеал “изысканной простоты” окончательно уступил место художественному стилю, типологически сходному с европейским рококо: формальная вычурность произведений, пышность орнаментации, граничащая с помпезностью, изобилие декоративных деталей, смешение различных стилей, технологий и материалов.
●     Деградация духовной культуры Китая сопровождалась деградацией маньчжурского правящего режима, достигшего апогея во второй пол.XIX в.
●     Утверждение на Дальнем Востоке европейских держав, помимо войн, вело к кросс-культурному взаимодействию Китая и Европы. На протяжении XVIII - пер.пол.XIX в.отношение маньчжурско-китайской знати и интеллигенции к Европе и европейской культуре варьировало от искреннего интереса до яростного опротестования.
●     Проповедь христианства неоднократно запрещалась августейшими декретами под предлогами того, что это вероучение воспитывает в людях мятежный дух, ибо его основоположник являлся государственным преступником, казненным за противоправную деятельность. Китайские идеологи усматривали в догмате о непорочном зачатии подрывание местных матримониальных устоев. А в глазах простых людей христианство прочно ассоциировалось с колониальной политикой европейских держав и воплощало в себе худшие качества представителей европейской цивилизации. Влияние идеалов христианства и идей европейских мыслителей и ученых прослеживается во взглядах и конкретных акциях совершенно различных по социальному статусу и общественному положению исторических персонажей того времени - от “отца” либерально-буржуазного реформаторского движения Кан Ювэя (1858-1927) до вождя Тайпинского восстания Хун Сюцюаня (1814-1864).
●     Явная несостоятельность правящего режима и вырождение национальных и культурных ценностей заставили многих государственных деятелей и деятелей культуры XIXв. обратиться к достижениям европейской цивилизации, включая ее научно-естественные знания и философско-политическую мысль.
●     Распространение в Китае европейских и российских социальных учений пусть косвенно, но сказалось на событиях 1911-1912 гг. (речь идет о Синьхайской революции, положившей конец маньчжурской династии и императорской форме правления в Китае).
●     Каллиграфия и живопись оставались основным объектом интереса придворных художников. Образованные дворяне считали Четыре искусства частью своей культурной идентичности и социального статуса. Среди деятелей начала правления династии такие художники, как Четыре Ванга и индивидуалисты Чжу Да (1626—1705) и Шитао (1641—1707). XIX век дал Китаю Шанхайскую школу и Линьнанскую школу живописи, которые использовали традиционные техники для изображения современной им реальности.
●     В изобразительном и прикладном искусствах позднефеодального Китая развиваются тенденции и направления, сложившиеся ранее. В архитектуре также продолжается господство традиционных стилей и форм.
 
Философия
и литература
●     “Три учения”,начиная с конфуцианства, превратились в ортодоксальные и насквозь догматические системы.
  •      Политика цинской династии в отношении культуры была отмечена рядом противоречивых черт. Вместе с тем было бы явным преувеличением полагать, что маньчжуры не сделали ничего положительного для продолжения китайской культурной традиции. Напротив, цинские правители восприняли эту традицию наряду с китайским литературным языком, стремясь сохранить и упрочить ее.
В период правления императора Канси (1662-1723) были предприняты усилия по составлению энциклопедий и словарей, причем именно к годам правления этого императора относятся наиболее ценные и фундаментальные публикации такого рода. В это время были собраны и изданы многие литературные памятники предшествующих эпох, в частности опубликован сборник более двух тысяч поэтов танской эпохи, включавший около 50 тыс. стихотворений. В период правления императора Цяньлуна (1736-1796) работы по отысканию и публикации литературных памятников продолжались. Благодаря выпущенному в свет «Полному собранию произведений по четырем разделам литературы», работа над которым затянулась на 12 лет, многие значительные произведения китайской литературы были возвращены из небытия и вновь обрели широкую известность. Вместе с тем власти придирчиво следили за работой литераторов, безжалостно пресекая любые попытки выступить с критикой цинских порядков. Особенно сурово карались авторы, стремившиеся с патриотических позиций осветить историю завоевания Китая маньчжурами. Гонениям подвергались не только современники, отважившиеся на это, но и произведения авторов прошлого, если в них воспевалась освободительная борьба против завоевателей или выставлялись в невыгодном свете «невежественные варвары». Особенно большой урон китайской литературе был нанесен правительственной цензурой в годы «литературной инквизиции» (70-е гг. XVII в.), когда были публично сожжены или запрещены и вследствие этого утрачены тысячи экземпляров ценных изданий.
  •      Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610—1695), Гу Янь-у (1613— 1682) и Ван Фу-чжи (1619—1692); все трое были разносторонними учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам. Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти. Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д. Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724—1777) и др.
  •      В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа. Самое раннее из произведений этого жанра — «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей — богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа. Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг. Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии — наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества — содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.). В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640—1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») — одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая.
  •      Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628—1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе.
 

​Список литературы, разработанный по данной теме:
1.    Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.:”Издательство Планета Музыки”; Издательство “Лань”, 2011. - 416 с. - (Мир культуры, истории и философии)
2.    История Китая http://www.historicus.ru/istoriya_kitaya
3.    Китай http://www.hrono.ru/land/landk/kitay16_18_12.php
4.    Китай http://krotov.info/history/19/56/laviss_41.htm
 

17 Комментарии
Римма
9/4/2016 23:58:17

Хорошая таблица, спасибо, Таня!
Такой вопрос:что было с Китаем до 1759 года? где потерялось начало 18 века?)) Считаю, нужно дополнить.
В целом, было интересно читать, узнала для себя кое-что новое, хороший материал для подготовки к экзамену.

Ответить
Елизавета Сидорова
10/4/2016 00:40:47

Очень полная таблица, единственное замечание в экономике ничего не сказано про торговлю рисом.

Ответить
Осминкина Евгения
10/4/2016 02:06:46

сначала показалось, что про экономическую сферу слишком мало написано. но, прочитав, поняла, что тут кратко и по делу. спасибо

Ответить
Никита Клевин
10/4/2016 13:38:35

Проблема. Рис удобнее есть палочками. Но вилка с детва в руке.

Ответить
Ася
10/4/2016 17:04:45

Подробная, но при этом не перегруженная работа; там, где требуется, даны пояснения; и в целом очень интересно:)

Ответить
Анна Панюшкина
10/4/2016 21:48:48

Читая данную работу, понимаешь, что Татьяна действительно знает историю данной страны, разбирает в процессах, которые происходили там в Новое время. Материал полный, четко структурированный. Спасибо!
Посоветуй, пожалуйста, с какой еще литературой, кроме представленной выше, можно ознакомиться, чтобы больше узнать о Китае?

Ответить
Сергей Тычинский
10/4/2016 22:47:53

Довольно интересная работа, освещены многие аспекты данного региона и все систематизировано, но в некоторых моментах затронут не только нужный период. И мне кажется нужно немного дополнить таблицу. А в целом спасибо, хорошая работа!

Ответить
Екатерина Филимонова
10/4/2016 23:53:11

Таня весьма постаралась, словно досконально изучила историю страны. Материал отличный. Молодец!

Ответить
Василиса
10/4/2016 23:56:22

Спасибо Татьяна за столь кропотливую работу! Все достаточно подробно. с одной стороны, это хорошо, с другой, мне кажется, можно было бы полаконичнее изложить некоторые моменты.

Ответить
Полина Бородина
11/4/2016 00:09:04

Татьяна, спасибо! Очень интересная работа. Единственное, хотелось бы пополнить список литературы.

Ответить
Анна Шаравина
11/4/2016 00:13:05

Очень интересная работа! Осталось несколько вопросов, например, почему "...Китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев"?
Хотелось бы увидеть в работе больше печатной литературы по данной теме, но указаны хорошие интернет-источники: теперь знаю, куда обратиться за необходимой информацией.

Ответить
Соколова Саша
11/4/2016 00:16:43

Хорошая таблица. Содержание эпохи полностью отражено, без лишней информации. Отличная работа)

Ответить
Диана Елизбарашвили
11/4/2016 00:23:48

Работа мне понравилась. Очень четко и структурировано, легко воспринимается. Материал лаконичный и грамотно сжатый. Соглашусь с коллегами, что необходимо дополнить список литературы.

Ответить
Персиянова
11/4/2016 00:53:36

Татьяна, хорошая работа! Подробно раскрытые графы "таблицы", особенно Литература и философия.

Но в Исторических событиях не хватило освещения такого интересного периода как Русско-китайские отношения в период становления границ русского Дальнего Востока (как раз можно дописать в пунктах про Опиумные войны).

Ответить
Тимчук Диана
11/4/2016 08:42:25

Очень интересная работа, хотелось бы на самообучение вывести чуть больше печатной литературы

Ответить
Мария Чаднова
11/4/2016 09:13:42

Читать таблицу было интересно.
Порадовало то, что имеется краткое описание исторических событий.
Тоже хочется более расширенный список литературы.

Ответить
Анжелика
11/4/2016 09:51:11

Очень подробная работа! Видно, что материал строился, отталкиваясь от основных процессов, происходящих в Китае в указанный период времени. Единственное, маловато источников и литературы.

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал