Главные исторические события
● Завоевание Китая маньчжурами (союзом полукочевых племен) не являлось нашествием в прямом смысле этого слова. Маньчжурская армия была приглашена китайскими генералами, отчаявшимися собственными силами подавить крестьянские восстания, прошла из района современной Маньчжурии до Пекина, не встречая никакого сопротивления, и вступила в только что покинутый повстанческими войсками и более никем не обороняемый город. Установление маньчжурского владычества было встречено местным населением в целом с очевидной покорностью. Во главе огромной страны с многочисленным населением и богатейшими культурными традициями вновь оказались представители малочисленной народности, так и не отошедший от нравов и обычаев полукочевого племени.
● В 1759 г. Кашгария и Джунгария вошли в состав империи в качестве провинции, получившей название Синьцзян (Новая граница).
● В 1750 г. было организовано убийство правителя Тибета, стремившегося избавиться от маньчжурского владычества.
● Поход 1768 г., предпринятый против Бирмы, куда была послана сорокатысячная армия, закончился поражением и отступлением в пределы китайских границ.
● Тайпинское восстание (1850-1863)
● Колониальные войны усугубляли кризисную ситуацию в стране: велись с европейскими державами как Англия, Германия, Франция и эпизодически участвовали Россия и Япония.
● Первая опиумная война (1840-1842). Велась между Великобританией и Китаем.Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победа в войны одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 г.был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
● Вторая опиумная война (1856-1860). Между Китаем и Великобританией и Францией. В.и Ф.требовали возможностей неограниченной торговли и допуска послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном в Гонконге. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 г. был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить В.и Ф. 8 миллионов лянов, а также расширить зону торговли. + Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова. Завершилась оккупацией союзническими войсками и разграблением Пекина
● Франко-китайская война (1884-1885)
● Японо-китайская война (1894-1895). Основная причина - претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находились в вассальной зависимости от Китая. Китай проиграл войну, 17 апреля 1895 г.был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Тайвань отошел Японии, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров тоже. +Япония получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование. Последствием поно-китайской войны и подписанного договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 г.эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля Порт-Артуром. 10 мая 1985 г.Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, но увеличила сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем войны с Японией.
● в 1897 г.размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре этого же года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, в ответ Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железных дороги в Шаньдуне и ряд горных концессий.
● В 1898 г. в китае наступил период “сто дней реформ”. Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своей развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, и государственный аппарат.
● Сентябрь 1898 - дворцовый переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Успешно, все реформы отменены.
● 1911-1912 гг. – Синьхайская революция. Положила конец маньчжурской династии и имперской форме правления в Китае.
Политическая система
Маньчжуры сохранили социальное устройство китайского императорского общества, его управленческие структуры и институты, включая институт государственных экзаменов.
Но отныне руководящие посты в центральных и провинциальных административных органах принадлежали преимущественно представителям маньчжурской знати, для которых предусматривались и специальные квоты при сдаче государственных экзаменов.
Маньчжурская династия Цин установила деспотичную монархию с сильной армией и разветвленным бюрократическим государственным аппаратом.
Китайский император сосредоточил в своих руках верховную законодательную, судебную и административную власть, а также обладал исключительным правом принесения жертв и молений “Верховному Небу”. Он был неограниченным монархом , замещавшим трон наследственно и по принципу первородства, но мог перед кончиной избрать своим преемником любого из своих сыновей, или если их не было, то любого из принцев императорской крови.
Высшим государственными органами империи Цин являлись Императорский секретариат и Военный совет.
Высшая исполнительная власть осуществлялась, как и ранее, через 6 ведомств (приказов): чинов, налогов (финансовое), церемоний (обрядов), военное, уголовных наказаний, общественных работ.
Управление на местах характеризовалось наличием сильной власти. Страна делилась на провинции, а последние на подразделялись на области, округа и уезды. Каждую провинцию возглавляли два губернатора, военный и гражданский, подчинявшиеся наместнику. Областями, округами и уездами управляли начальники при помощи чиновников и старост.
Судебная власть на всех уровнях была соединена с административной.
Экономика
● Маньчжурское владычество отрицательно сказывалось на темпах прогрессивного развития Китая, мешало вызреванию в его экономике ростков капиталистических отношений. В то время как на Западе утвердился капитализм, Китай ко второй половине XVIII в. все еще оставался феодальной страной. Это историческое отставание Китая в период позднего феодализма привело к тому, что он не смог противодействовать последующей экспансии иностранных колонизаторов.
● Торговля Китая с внешним миром вновь начала расширяться. Китайский шелк, фарфор, чай и другие товары пользовались большим спросом в Европе, но китайцы отказывались что-либо покупать у европейцев, так что тем приходилось платить серебром за китайские товары. Тогда англичане начали ввозить в Китай опиум - преимущественно контрабандным путем из Индии. Вскоре местное население, особенно в приморских районах, было приобщено к курению опиума.
Культурные особенности
Отношение маньчжурских властей к китайцам тоже носило двойственный характер. С одной стороны, они всячески унижали местное население, проявлением чего служило, в частности, обязательное ношение мужским населением косы в знак рабской подчиненности китайцев маньчжурам. С другой - маньчжуры, подобно монголам, признавали авторитет китайских духовных ценностей и стремились перенять политический опыт китайской цивилизации. Внешне маньчжуры действительно адаптировались к китайской культуре и смогли создать централизованное государство, не уступавшее по своему экономическому и военно-политическому могуществу китайским империям.
● Маньчжуры отстаивали собственную этническую чистоту настойчиво и осознанно (запрет на смешанные браки) и культивировали национальные обычаи и нравы. В XIX в.обязательным для маньчжурского юноши считалось владение искусством верховой езды и стрельбы из лука. Тогда как любые виды интеллектуальной и творческой деятельности полагались “второсортными” занятиями, пригодными лишь для местного населения.
● Общая консервативность и невежественность маньчжурских правящих кругов стали одним из первоочередных причин стагнации китайской духовной культуры с постепенным вырождением всех составляющих ее традиций и феноменов.
● Нормативная образованность трансформировалась в начетничество. Государственные экзамены приобрели характер подлинного фарса, способствуя не более как коррупции чиновников-экзаменаторов и дальнейшей профанации образования. Духовные и культурные ценности, составлявшие некогда основы китайской цивилизации, теперь критиковались и высмеивались самой же китайской интеллигенцией.
● Эстетический идеал “изысканной простоты” окончательно уступил место художественному стилю, типологически сходному с европейским рококо: формальная вычурность произведений, пышность орнаментации, граничащая с помпезностью, изобилие декоративных деталей, смешение различных стилей, технологий и материалов.
● Деградация духовной культуры Китая сопровождалась деградацией маньчжурского правящего режима, достигшего апогея во второй пол.XIX в.
● Утверждение на Дальнем Востоке европейских держав, помимо войн, вело к кросс-культурному взаимодействию Китая и Европы. На протяжении XVIII - пер.пол.XIX в.отношение маньчжурско-китайской знати и интеллигенции к Европе и европейской культуре варьировало от искреннего интереса до яростного опротестования.
● Проповедь христианства неоднократно запрещалась августейшими декретами под предлогами того, что это вероучение воспитывает в людях мятежный дух, ибо его основоположник являлся государственным преступником, казненным за противоправную деятельность. Китайские идеологи усматривали в догмате о непорочном зачатии подрывание местных матримониальных устоев. А в глазах простых людей христианство прочно ассоциировалось с колониальной политикой европейских держав и воплощало в себе худшие качества представителей европейской цивилизации. Влияние идеалов христианства и идей европейских мыслителей и ученых прослеживается во взглядах и конкретных акциях совершенно различных по социальному статусу и общественному положению исторических персонажей того времени - от “отца” либерально-буржуазного реформаторского движения Кан Ювэя (1858-1927) до вождя Тайпинского восстания Хун Сюцюаня (1814-1864).
● Явная несостоятельность правящего режима и вырождение национальных и культурных ценностей заставили многих государственных деятелей и деятелей культуры XIXв. обратиться к достижениям европейской цивилизации, включая ее научно-естественные знания и философско-политическую мысль.
● Распространение в Китае европейских и российских социальных учений пусть косвенно, но сказалось на событиях 1911-1912 гг. (речь идет о Синьхайской революции, положившей конец маньчжурской династии и императорской форме правления в Китае).
● Каллиграфия и живопись оставались основным объектом интереса придворных художников. Образованные дворяне считали Четыре искусства частью своей культурной идентичности и социального статуса. Среди деятелей начала правления династии такие художники, как Четыре Ванга и индивидуалисты Чжу Да (1626—1705) и Шитао (1641—1707). XIX век дал Китаю Шанхайскую школу и Линьнанскую школу живописи, которые использовали традиционные техники для изображения современной им реальности.
● В изобразительном и прикладном искусствах позднефеодального Китая развиваются тенденции и направления, сложившиеся ранее. В архитектуре также продолжается господство традиционных стилей и форм.
Философия
и литература
● “Три учения”,начиная с конфуцианства, превратились в ортодоксальные и насквозь догматические системы.
- Политика цинской династии в отношении культуры была отмечена рядом противоречивых черт. Вместе с тем было бы явным преувеличением полагать, что маньчжуры не сделали ничего положительного для продолжения китайской культурной традиции. Напротив, цинские правители восприняли эту традицию наряду с китайским литературным языком, стремясь сохранить и упрочить ее.
- Выдающимися представителями этой передовой мысли в Китае XVII в. являлись ученые-патриоты Хуан Цзун-си (1610—1695), Гу Янь-у (1613— 1682) и Ван Фу-чжи (1619—1692); все трое были разносторонними учеными-эрудитами, создавшими труды по разным отраслям знаний (философия, история, филология и т. д.). Много общего было и в их жизненном пути и в политическом облике: они активно участвовали в вооруженной антиманьчжурской борьбе, а после ее поражения остались непримиримыми противниками чужеземной власти, скитались, подвергались преследованиям и лишениям, но до конца дней не утратили стойкости патриотов, не шли на службу к маньчжурам. Философские позиции Хуан Цзун-си, Гу Янь-у и Ван Фу-чжи близки к материализму; в области политической они выступали за ограничение деспотической власти императора, ратовали за свободу личности, свободу мысли, науку без суеверий. В высказываниях Хуан Цзун-си содержится требование уничтожения феодальной системы землевладения, уравнительного распределения полей между крестьянами. Ван Фу-чжи отвергал призыв к «возрождению древности», утверждая превосходство позднейших времен, на исторических примерах доказывал узурпаторский характер маньчжурской власти. Большой вклад три выдающихся китайских ученых внесли в различные конкретные области знаний: критическое исследование древних текстов, эпиграфику, фонетику, географию, математику и т. д. Их философские и социальные идеи продолжали и развивали видные ученые Тан Чжэнь и Янь Юань, философ-материалист Дай Чжэнь (1724—1777) и др.
- В области китайской художественной литературы важнейшим явлением периода позднего феодализма было возникновение сатирического романа. Самое раннее из произведений этого жанра — «Путешествие на Запад» («Си ю цзи») У Чэн-эня (конец XVI в.). Этот роман имеет фантастический сюжет, в основу которого положены предания о путешествии в Индию танского монаха Сюань Цзана. В нем в сатирической манере описывается жизнь небожителей — богов, духов и т. п., в образах и характерах которых вполне ясно проступают черты обычных земных людей с присущими им недостатками и слабостями. Небесная иерархия изображается весьма похожей на земную. В этом заключается скрытый сатирический смысл романа. Анонимный автор романа «Цзинь, Пин, Мэй» (начало XVII в.) на примере истории расцвета и падения одной семьи развертывает широкую картину разложения всего феодального общества, сатирически обличает представителей многих социальных групп своего времени: крупных сановников и мелких служащих, военных и купечество, ростовщиков и монахов, помещиков и их слуг. Еще более крупным явлением в литературе позднефеодального Китая был роман «Сон в красном тереме» («Хун лоу мэн») Цао Сюэ-циня (середина XVIII в.), также построенный на бытовой фабуле и поднимающий сатиру до широчайшего социального обобщения: Острую критику маньчжуро-цинской бюрократии — наиболее косной и консервативной прослойки тогдашнего китайского феодального общества — содержал роман «Неофициальная история конфуцианцев» («Жулинь вай-ши») У Цзин-цзы (середина XVIII в.). В начале цинского периода широкое распространение приобрела фантастическая по форме и остро сатирическая по идейному содержанию новелла. Наиболее ярким художником, который работал в этом жанре, являлся Пу Сун-лин (1640—1715). Его знаменитые «Рассказы Ляо Чжая о необычайном» («Ляо Чжай чжи и») — одно из самых известных художественных произведений позднефеодального Китая.
- Чрезвычайно широко практиковалась фальсификация китайских исторических документов и сочинений. Ярким примером является изложение истории маньчжуров, их вторжения в Китай, крестьянской войны 1628—1645 гг. и других важных вопросов в «Династийной истории Мин» («Мин ши»), составленной в 1739 г. Все это нанесло большой ущерб китайской исторической литературе.
Список литературы, разработанный по данной теме:
1. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб.:”Издательство Планета Музыки”; Издательство “Лань”, 2011. - 416 с. - (Мир культуры, истории и философии)
2. История Китая http://www.historicus.ru/istoriya_kitaya
3. Китай http://www.hrono.ru/land/landk/kitay16_18_12.php
4. Китай http://krotov.info/history/19/56/laviss_41.htm