1 курс магистратуры, программа «Театральное образование», направление подготовки «Театральная педагогика», факультет философии человека РГПУ им. А. И. Герцена
Тема диссертации: «История Эрмитажного театра и ее реконструкция в учебном спектакле»
Задачи:
1. Восстановить полноту жизни Эрмитажного театра.
2. Понять историю театра как придворную традицию, как часть жизни Зимнего дворца.
3. Воссоздать репертуар театра.
4. Понять, чем Эрмитажный театр может быть интересен сегодня для учебного процесса.
На сегодняшний день в литературе тема истории Эрмитажного театра достаточно широко освещена. Существует большое количество работ, посвященных истории российского театра, придворным театрам, развитию русского театрального искусства в период правления Екатерины II и т. д. Как правило, освещаются следующие аспекты:
1. история создания Эрмитажного театра (включая историю строительства самого здания театра);
2. драматургия Екатерины II и ее влияние на развитие театра в России;
3. придворный театр – сведения о репертуаре, актерском составе, о присутствующих в зрительном зале, раскрытие самой сути явления придворного театра.
Если по первым двум пунктам в литературе содержатся достаточно полные сведения, то что касается репертуара, здесь, как правило, информация более скудная. Мало знать названия и авторов поставленных пьес; помимо этого, следует изучить манеру исполнения того времени, характер постановок, цели, преследуемые автором (и самой императрицей) при написании той или иной пьесы для представления ее на сцене. Все эти знания необходимы для выполнения второй части исследования – учебного спектакля по одной из пьес.
Театр – это обязательный элемент в структуре любого дворцового комплекса, неотъемлемая часть придворного быта. Однако о какой именно степени профессионализма можно говорить, когда речь заходит о придворном театре, в данном случае – театре Эрмитажа? Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать имеющиеся мемуарные тексты, посвященные жизни Эрмитажного театра, выяснить, кто выступал на сцене императорского театра, изучить иконографию Эрмитажного театра.
Театр является также частью протокола, жизни дворца. Следовательно, на репертуар могли накладывать отпечаток приемы гостей, визиты глав иностранных государств. Помимо этого, на активность жизни сцены влияли такие события, как периоды поста, траура. Необходимо выявить периоды, в которые ставились пьесы на сцене Эрмитажного театра, выяснить порядок проведения спектаклей, состав актеров и зрителей.
Как известно, большинство пьес писались по случаю и ставились по одному разу, что является причиной отсутствия на сегодняшний день достаточного количества сведений о репертуаре. Уделив внимание вышеуказанным факторам, имевшим влияние на жизнь придворной сцены того времени, в результате мы сможем воссоздать, насколько возможно, полноту репертуара Эрмитажного театра.
Как уже было сказано, на сегодняшний день исторический аспект проблемы освещен в достаточно полной мере, и существует большое количество литературы, которая может послужить основой исследования. Однако мало что можно сказать об интересе современных зрителей к истории театра Эрмитажа. Отличительной чертой моего исследования станет попытка связать историю с современностью, возродив интерес к прошлому придворной театральной сцены. Вероятно, лучше всего для этой цели подойдут пьесы, написанные Екатериной II , как наиболее известная на сегодняшний день часть репертуара Эрмитажного театра. Таким образом, основной задачей в этом отношении станет реконструкция спектаклей того времени на базе исторического материала, собранного в ходе исследования.