2. КАЖДЫЙ член группы выбирает себе один из пронумерованных блоков текста и отмечает свой выбор в конце поста в комментариях. Не забывайте указывать фамилию.
3. Сначала вы знакомитесь со ВСЕМ текстом.
4. Затем внимательно изучаете избранный фрагмент и готовите его к краткому.пересказу на семинаре. Время выступления -- около 5 минут.
5. Если в тексте встретилось что-то непонятное (имена, термины) -- посмотрите в словаре.
6. На семинаре мы будем анализировать текст и обсуждать его.
1. «Король Лир» — рабочая модель процесса обнажения личности, посредством которого люди переходят из мира ролей в мир должностей ..15
Болезненное переживание третьего измерения впервые получает свое словесное выражение в поэтической истории «Короля Лира» ..16
Интериоризация технологии фонетического алфавита перемещает человека из магического мира звука в нейтральный визуальный мир ..18
Шизофрения, по-видимому, является закономерным следствием распространения письменности...20
Ведет ли интериоризация таких средств коммуникации, как буквы, к изменению соотношения между чувствами и изменениям в ментальности?21
2. Цивилизация дарит варвару, или племенному человеку, глаз вместо уха, но теперь оказывается не в ладах с электронным миром ...23
Современный физик уютно чувствует себя в пространстве восточной теории поля ...25
Новая электронная взаимозависимость возвращает мир к ситуации глобальной деревни ..27
Письменность воздействует на физиологию, а также на психическую жизнь африканских туземцев...28
Почему представители бесписьменных обществ не могут воспринимать кинофильмы или фотографии без длительной предварительной подготовки.30
3. Африканская аудитория не может удовлетвориться привычной нам ролью пассивного потребителя при просмотре фильма...32
Когда технология приводит к расширению одного из наших чувств, то вместе с интериоризацией новой технологии происходит перестройка форм восприятия ..33
Теория культурных изменений невозможна без понимания изменений соотношения чувств, вызванных их различными экстернализациями ..34
В двадцатом веке происходит встреча алфавитного и электронного ликов культуры, и печатное слово начинает служить тормозом в пробуждении Африки внутри нас 36
Современное движение за реформу правил чтения и орфографии свидетельствует о смещении акцента с визуального на слышимое ..37
4. Гарольд Иннис первым показал, что алфавит является агрессивной и воинствующей формой, поглощающей и трансформирующей культуры...39
Развитие индивидуального «я» приводит гомеровского героя к расколу психической жизни ...40
Пример древних греков — наглядное объяснение того, почему до интериоризации алфавитной технологии людей не интересовала визуальная внешность ..42
Точка зрения в искусстве и хронологии древних греков имеет мало общего с нашими точками зрения, но обнаруживает много родственного со средневековыми..43
Греки сделали свои открытия в искусстве и науке после интериоризации алфавита...45
5. Преемственность древнегреческого и средневекового искусства была обеспечена связью между caelatura (чеканкой) и искусством иллюминирования 47
Усиление роли визуальности привело греков к отчуждению от примитивного искусства, которое вновь возрождается в век электроники после интериоризации электрического единого поля, где все происходит одновременно...48
Обществу номадов недоступен опыт замкнутого пространства...49
Свет и искусство в пещерах ...49
Примитивизм стал по большей части вульгарным клише в современном искусстве и гуманитарной науке...51
6. Цель «Галактики Гутенберга» — показать, почему алфавитный человек склонен к десакрализации своего способа существования...52
Метод двадцатого века заключается в использовании не одной, а множества моделей экспериментального исследования, т.е. техники «подвешенного» суждения...54
История книгопечатания представляет собой лишь часть истории письма ..55
До сих пор культура механически предопределяла судьбу человеческих обществ, поскольку представляла собой автоматическую интериоризацию их собственных технологий ..57
Техники унификации и воспроизводимости были введены в употребление древними римлянами и средневековьем ..58
Слово «современный» (modern) служило представителям патристики для порицания средневековых ученых, разработавших новую логику и физику..59
7. В античности и в средние века чтение было по своей сущности чтением вслух..61
Рукописная культура была разговорной уже потому, что писатель и его аудитория были физически связаны формой публикации как исполнения 62
Рукописность сформировала средневековые литературные конвенции на всех уровнях..64
Традиционный школьный «фольклор» указывает на разрыв между человеком рукописной культуры и человеком печатной культуры ...67
Кабинка для чтения на самом деле служила средневековому монаху помещением для пения...68
В церковных школах грамматика изучалась прежде всего для того, чтобы способствовать правильности устной речи ..69
Средневековому студенту приходилось быть одновременно палеографом, редактором и издателем читаемых им авторов 70
8. Фома Аквинский объясняет, почему Сократ, Христос и Пифагор не облекли свои учения в письменную форму..71
Появление схоластов, или moderni, в двенадцатом веке привело к глубокому разрыву с древними представителями христианской науки ..73
Схоластика, как и традиции сенековского красноречия, была непосредственно связана с устными традициями афористического обучения..74
Рукописная культура и готическая архитектура устремлены к свету, идущему сквозь предмет, а не падающему на предмет ...76
Средневековое освещение, глосса и скульптура суть аспекты важнейшего искусства рукописной культуры — искусства запоминания ..78
Для человека устной культуры письменный текст содержит все уровни значения..80
Рост объема информационного потока уже сам по себе способствовал визуальной организации знания и возникновению перспективного восприятия даже до изобретения книгопечатания..81
9. Столкновение между письменными и устными структурами знания происходит также и в общественной жизни средневековья.83
Конец средневекового мира ознаменовался неистовой тягой к прикладному знанию — новому средневековому знанию, нацеленному на возрождение античности ...85
Ренессансная Италия превратилась в подобие голливудской коллекции декораций античности, а обусловленное новой визуальностью ренессансное увлечение античностью открыло путь к власти представителям всех классов ...86
Средневековые идолы короля ..87
Изобретение книгопечатания укрепило и расширило новую визуальность прикладного знания, создав первый однотипный и воспроизводимый товар, первый конвейер и первую отрасль массового производства ..90
10. Фиксированная точка зрения, ставшая возможной только с появлением печати, кладет конец образу как пластическому организму...91
Естественная магия камеры-обскуры предвосхитила Голливуд в превращении зрелища окружающего мира в потребительский товар, упакованный в рамку...92
Томас Мор предлагает проект моста через бурную реку схоластической философии 93
Рукописная культура не знала авторов и публики в том смысле, в каком они были созданы печатной культурой ...94
Средневековая книготорговля была букинистической торговлей и точным подобием сегодняшней торговли произведениями «старых мастеров» ...96
11. Лишь более чем через два столетия после изобретения книгопечатания авторы прозаических сочинений научились выдерживать единый тон или единую позицию на протяжении всего текста..97
Визуальная переориентация позднего средневековья отрицательно сказалась на литургическом благочестии, тогда как развитие электроники в наши дни оказало на нее стимулирующее влияние...98
«Интерфейс» Ренессанса оказался зоной контакта средневекового плюрализма, с одной стороны, и современной гомогенности и механистичности, с другой, — формула скорости и изменения ..100
Петрус Рамус и Джон Дьюи — два «серфера»-реформатора образования, оседлавшие волны двух антитетических периодов - эпохи Гутенберга и электронной эпохи «Маркони» ...103
Рабле рисует перспективу будущего печатной культуры как потребительского рая прикладного знания 104
Пресловутый «материализм» Рабле есть не что иное, как кильватер уходящей рукописной культуры ..106
12. Книгопечатание как первый случай механизации ремесла — пример не просто нового знания, а прикладного знания.107
Человеческое мышление всегда оказывается в затруднении в начальный период интериоризации любой технологии, придуманной и реализованной на практике самим же человеком ..108
С Гутенбергом Европа вступает в технологическую фазу прогресса, когда изменение как таковое становится архетипической нормой жизни общества..110
Прикладное знание в эпоху Ренессанса приняло форму перевода слухового в визуальные термины, а пластического — в форму образа на сетчатке ..112
Книгопечатание превращает язык из средства восприятия и познания в товар..114
Книгопечатание - это не только технология, это — такой же природный ресурс или продукт производства, как хлопок, лес или радио, и как любой продукт производства оно формирует не только чувственность частного человека, но также и формы взаимозависимости людей в обществе ...115
13. В эпоху Возрождения господствующей становится страсть к точному измерению ..117
Раскол между сердцем и умом, вызванный книгопечатанием, — это травма, переживаемая Европой со времени Макиавелли и до наших дней..120
14. И макиавеллиевский, и купеческий ум разделяют веру в необходимость для власти процедуры сегментации — в силу дихотомии власти и морали, а также денег и морали ...122
Тобиас Данциг объясняет, почему причины экспансии языка чисел следует искать в потребностях, созданных новой алфавитной технологией 124
Как греки столкнулись со смешением языков, когда числа проникли в евклидово пространство ...125
Великий раскол между искусством и наукой произошел в шестнадцатом веке с появлением средств ускорения расчетов .127
Френсис Бэкон, PR-представитель moderni, обеими ногами стоял на почве средних веков..128
Френсис Бэкон освятил причудливое бракосочетание средневековой Книги Природы и новой книги, вышедшей из-под печатного пресса ..130
Бэконовский Адам был средневековым мистиком, тогда как мильтоновский Адам был скорее
профсоюзным лидером ...132
15. Насколько тиражированный печатный текст сумел заменить тайную исповедь? ..134
Аретино, подобно Рабле и Сервантесу, осознал гаргантюанский, фантастический, сверхчеловеческий смысл книгопечатания ..136
Марло предвосхитил варварский вой Уитмена, использовав в качестве национальной системы обращения к публике белый ямбический стих – формирующуюся систему стихосложения, удобную для создания новых популярных произведений..138
16. Книгопечатание превратило национальные языки в средства массовой коммуникации, в замкнутые системы, и тем самым создало современный национализм как централизующую силу..139
Именно книжная страница первой отразила раскол между поэзией и музыкой...140
Устная полифония прозы Нэша нарушает принципы линейности и разделения стилей в литературе...141
Печатный пресс был поначалу всеми, кроме Шекспира, ошибочно принят за машину бессмертия ..142
17. Портативность книги, а также мольбертной живописи, немало поспособствовала развитию культа индивидуализма...144
Унифицированность и воспроизводимость печатного текста создали политическую арифметику семнадцатого и гедонистический расчет восемнадцатого века.145
Логика книгопечатания создала аутсайдера, отчужденного индивида как тип целостного, т.е. интуитивного и иррационального, человека ...148
Сервантес создал Дон Кихота, чтобы противопоставить его человеку печатной культуры..149
Человек печатной культуры способен выразить, но не осознать конфигурацию печатной технологии ..150
18. Хотя историкам хорошо известно, что национализм возник в шестнадцатом веке, они пока не могут найти объяснения этой страсти, предшествовавшей появлению соответствующей теории.152
Национализм настаивает на равных правах как для индивидов, так и для наций ..153
Гражданские армии Кромвеля и Наполеона были идеальными проявлениями новой технологии...155
У испанцев был иммунитет против печати благодаря старой вражде с маврами ...156
19. Книгопечатание вывело из употребления латынь..158
Книгопечатание стало фактором формирования и стабилизации языков ...159
Книгопечатание изменило не только орфографию и грамматику, но также ударения и окончания слов, оно сделало возможной плохую грамматику.160
Нивелирование флексии и игры слов стало частью программы прикладного знания в семнадцатом веке162
Книгопечатание сделало нацию однородной, а государство централизованным, но оно же создало индивидуализм и оппозицию правительству..163
В бесписьменном обществе не делают грамматических ошибок ...165
20. Изглаживание тактильных качеств из жизни и речи способствовало «очищению» языка, к которому так стремилась эпоха Возрождения и которое отвергает наш электронный век ...166
Чувству времени человека печатной культуры свойственны кинематографичность, последовательность и изобразительность ...166
Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному-единственному уровню создала в семнадцатом веке новый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного ..168
Философия оказалась такой же наивной, как и наука, в своем бессознательном принятии допущений или динамики книгопечатания ..169
21. Хайдеггер оседлал электронную волну с таким же триумфом, как Декарт - механическую...171
Книгопечатание раскололо голоса тишины172
Распад галактики Гутенберга был теоретически зафиксирован в 1905 г. с открытием искривленного пространства, но на практике уже двумя поколениями раньше она начала рушиться под натиском телеграфа..174
«Дунсиада» Поупа обвиняет печатную книгу как фактор возрождения примитивизма и романтизма.
Обособленная визуальность пробуждает магию племенной орды. Театральная касса выступает как возврат к эхокамере бардовских заклинаний ...176
22. Новое коллективное бессознательное Поуп рассматривал как накапливающиеся отходы личностного самовыражения ..178
Последняя книга «Дунсиады» выявляет смысл преображающей силы механического прикладного знания как изумительной пародии на евхаристию .179
НОВАЯ КОНФИГУРАЦИЯ ГАЛАКТИКИ, или Жалкое положение человека массы в индивидуалистическом обществе

mcluhan_Галактика_Гутенберга.pdf |