Аннотация к звуковому файлу
Санкт-Петербург ─ это город не только с необыкновенно завораживающей архитектурой, скульптурой, живописными пейзажами, старинными улочками, пропитанными историей, но и город, обладающий характерными только для себя звуками.
Звук дождя и плеск Невы являются самыми характерными звуками северной столицы России.
Большинство из тех, кто слышал о Петербурге или знаком с ним, если не в первую, то во вторую очередь ассоциируют город с дождливой, пасмурной погодой. Действительно, большую часть года Санкт-Петербург живёт ветреной погодой и дождями. Образ Петербурга как живого существа, настроение которого отражается в явлениях природы. Погода ─ это выражение лица города, если идет дождь, можно сказать, что он плачет, выглянувшее солнце кажется нам улыбкой. Петербург предстает перед нами то рыдающим, когда идут бесконечные осенние дожди, то с прекрасной и одновременно смертоносной улыбкой мифической Горгоны, когда красота зимних улиц оказывается для человека губительной. Кажется, он старается сделать все, чтобы досадить человеку: летом поднимает столбы пыли, весной нагоняет завесу тумана. Вспоминается повесть «Жизнь Александры Ивановны» Николая Алексеевича Некрасова, где он сообщает об одной из странных особенностей Петербурга: “... в Петербурге, кроме многих известных чудес, которыми он славится, есть еще чудо, которое заключается в том, что в одно и то же время в разных частях его можно встретить времена года совершенно различные. Когда в центре Петербурга нет уже и признаков снегу, когда по Невскому беспрестанно носятся летние экипажи, а по тротуарам его, сухим и гладким, толпами прогуливаются обрадованные жители и жительницы столицы в легких изящных нарядах, ─ тогда в другом конце Петербурга, на Выборгской стороне, царствует совершенная зима. Снег довольно толстым слоем лежит еще на мостовых; природа смотрит пасмурно и подозрительно; жители выходят на улицу не иначе, как закутавшись в меховую одежду... О, как далеко Выборгской стороне до Невского проспекта!”
За Петербургом прочно закрепилось название «город на Неве». Многие поэты и писатели вдохновлялись красотой плещущихся берегов реки. Одним из таких писателей-поэтов оказался Александр Сергеевич Пушкин. Он создал величественный образ реки в поэме «Медный всадник». “Пред ним (Петром) широко река неслася”, то есть течение Невы можно интерпретировать как течение времени, вечность, и “бедный челн” по сравнению с ней – что-то ничтожное, беззащитное. С помощью такого контрастного сравнения и создаётся образ могущественной реки. В течение всей поэмы река олицетворяется автором: “Нева… ликует”, “металась, как больной, в своей постели беспокойной”, “обратно шла”, “вставали волны”, “дышала, как с битвы прибежавший конь”. Пушкин сравнивает её с ворами, то есть противниками, возможно, со шведами, потому что наша империя очень долго с ними воевала за выход к Балтийскому морю: “злые волны, как воры”, “спешат разбойники домой”. Эти олицетворения носят тревожный характер, и читателю передаётся предчувствие какой-то беды.
Не менее характерными для города являются звуки транспорта. Из всего изобилия средств передвижения хочется выделить петербургский метрополитен. Его торжественное открытие состоялось 15 ноября 1955 года, спустя 10 лет после Второй мировой войны. С тех пор его услугами пользуются миллионы людей. Жители и гости города ежедневно могут слушать звуки эскалатора, прибывающих и убывающих поездов, объявления станций, просьбы уступать места и не бежать по эскалатору и трансляцию рекламных объявлений. Вместе с тем следует отметить, что Петербургский метрополитен — один из красивейших в мире. Петербуржцы и гости северной столицы встречаются здесь с произведениями архитектуры, попадают в интереснейший музей красоты. Мрамор, гранит, цветные металлы, панно, мозаика, резьба по металлу и камню, скульптура, целые архитектурные ансамбли — все это придает петербуржскому метро неповторимо прекрасные черты. К тому же это прекрасный способ получить не только эстетическое и звуковое удовольствие, но и быстро добраться до нужного места, избегая пробок, которые также характеризуют Санкт-Петербург. Звуки колес быстро несущихся автомобилей, сигналы, оповещающие о том, чтобы автомобильный ряд двигался как можно быстрее, звук тормозов, хлопки дверей и заводящихся двигателей, вой сирен. Этот поток машин на дороге, которые все время шуршат шинами, сигналят, со свистом тормозят, кажется нескончаемым. А ещё где-нибудь рядом с пробкой располагается стройка, и там вовсю кипит работа. Раздаётся стук забиваемых свай, слышны крики рабочих.
Стоит отметить, что немаловажную роль в звуковом ландшафте Петербурга играют люди, которые заставляют петь город в разных его районах, а именно уличные музыканты и музыкальные группы. Сегодня уличных музыкантов можно встретить, кажется, в любом городе мира. Опытных профессионалов или наоборот, совершенно бездарных, играющих на дорогом оборудовании или на старой кастрюле. Так же среди уличных музыкантов часто встречаются люди с профессиональным музыкальным образованием, вышедшие из консерваторий и музыкальных училищ. На улицах города они самореализуются и получают опыт. Многие с упоением слушают выступления уличных артистов, а кто-то просто проходит мимо. Уличные музыканты ─ образовали отдельную субкультуру, которая уже стала неотъемлемой звуковой составляющей города.
Большой город всегда наполнен звуками голосов, шумом и гудками машин, воем сирен, музыкой из кафе. Даже по ночам здесь кипит жизнь. Все звуки улицы сливаются в гул. Он может и радовать, и раздражать в зависимости от настроения и самочувствия. Но приходится принимать его, ведь это часть нашей жизни, города, в котором мы живём.
Кубарева Анна
Факультет философии человека
Культурология
2 курс, 1 группа
Звуки