Региональные особенности культуры Австрии (Австро-Венгрии) XVIII-XIX вв.
Главные исторические события
26 января 1699 г. - Карловицкое соглашение (правление Леопольда I Габсбурга): присоединение к Австрии Венгрии, Хорватии, Трансильвании и Словении.
1701–1714 гг. - война за испанское наследство; к Австрии присоединены часть Италии и Испанские Нидерланды.
1705–1711 гг. - правление Иосифа I.
1711–1740 гг. - правление Карла VI.
1716–1718 гг. - первая турецкая война Карла VI; в результате Пожаревацого мира Австрия получила Банат, Северную Боснию, Северную Сербию с Белградом, часть Валахии.
1733–1735 гг. - война за польское наследство; в результате Венского мира Австрии отошло герцогство Парма на севере Италии.
1737–1739 гг. - вторая турецкая война Карла VI; Австрия лишилась Белграда.
1740–1780 гг. - правление Марии Терезии.
1741–1748 гг. - война за австрийское наследство; Австрия лишилась Силезии и Пармы.
1740–1742 гг. - первая Силезская война с Пруссией.
1744–1748 гг. - вторая Силезская война с Пруссией.
1756–1763 гг. - Семилетняя (третья Силезская) война.
1772 г. - первый раздел Польши; Австрии отошла Галиция и Лодомерия.
1778–1779 гг. - война за баварское наследство; в результате Тешенского мира Австрия получила часть Баварии.
1780–1790 гг. - правление Иосифа II.
1790–1792 гг. - правление Леопольда II.
1792 г. - Австро-прусский союзный договор.
1792–1835 гг. - правление Франца II/I.
1795 г. - третий раздел Польши; Австрия получает Западную Галицию.
1803–1805 гг. - война III коалиции в составе Англии, Австрии и России против Франции.
1804 г. - Франц принимает титул «императора Австрии» (титул
австрийского императора был сопряжен с титулами венгерского и чешского короля).
1805 г. - победа Наполеона над Австрией и Россией под Аустерлицем.
1805 г. - Ульмское сражение между французскими и австрийскими войсками.
1809 г. - Наполеон в Вене.
1809 г. - тирольское восстание под предводительством А. Хофера.
1809 г. - Шенбруннский мир между Австрией и Францией.
1815 г. - Венский конгресс; Австрия восстановлена в
границах 1797 г.
1833 - Берлинская конвенция между Россией, Австрией и Пруссией.
1835–1848 гг. - правление Фердинанда I.
1848 г. - революция в Австрии.
1848–1916 гг. - правление Франца Иосифа I.
1848 –1849 гг. - Австро-итальянская война.
1854 гг. - оборонительный альянс Пруссии и Австрии против России.
1859 гг. - Австро-итало-французская война.
1861 г. - Февральский патент в Австрии. Преобразование Австрии в централизованное государство.
1865 г. - Гаштейнская конвенция между Австрией и Пруссией, разделение бывшей датской территории.
1866 г. - Австро-прусская война.
1866 г. - Пражский мир между Австрией и Пруссией.
1866 г. - Венский мир; Австрия уступила Италии Венецию.
1867 г. - в результате поражения Австрии в войне с Пруссией, заключено австро-венгерское соглашение о создании Австро-Венгрии.
1872 г. - союз трех императоров Германии, Австро-Венгрии и России.
1882 г. - Создание "Тройственного союза" в составе Германии, Австро-Венгрии, Италии.
Политическая система
XVIII в.:
Абсолютная монархия, далее - политика просвещенного абсолютизма.
1713 г. – Прагматическая санкция (дополнения к принципам престолонаследия: наследование по женской линии).
Карл VI принял ряд мер по упорядочению работы государственного механизма: при нем было несколько модернизировано судопроизводство, создан единый орган, занимавшийся торгово-экономическими вопросами, учрежден регентский совет Венгрии, ставший важным инструментом централизаторской политики Габсбургов.
Военная реформа Марии Терезии: была унифицирована система набора в армию, заведен единый военный бюджет.
Административная реформа Марии Терезии: страна разделена на 37 округов, в каждый из которых направлялись правительственные чиновники; был создан ряд центральных ведомств, занимавшихся координацией внешней политики, финансовых дел, юстиции, военными вопросами и т. д. Все эти ведомства были подчинены Государственному совету, регулярно собиравшемуся на заседания под председательством королевы.
Был создан новый верховный суд, а судебная система была отделена от системы государственного управления. В соответствии с тенденциями, характерными для эпохи Просвещения, были изданы новые кодексы законов.
1776 г. - запрет пыток.
1 ноября 1781 г. Иосиф II подписал Патент о собственности, согласно которому крепостные превращались в полноправных подданных императора.
XIX в.:
Помимо императора политическим влиянием обладала только придворная камарилья, то есть узкий круг доверенных советников. Хотя представители сословий время от времени могли собираться, облачившись в свои разноцветные форменные одежды, их политическое влияние было равно нулю. Господство консервативных сил на протяжении всего XIX века опиралось на армию, бюрократию и католическую церковь.
В первой половине 19 в. во внутренней политике Австрии господствовала система Меттерниха, которая строилась на подавлении всякого свободного выражения мысли, действовала отлаженная цензура, запрещалось любое скопление людей в публичных местах, кроме театра и бального зала. Шпики и полиция вели слежку за всеми вызывавшими подозрения. Недовольство системой власти, неразрешенными социальными конфликтами вылилось в восстание 1848 г. Результат - Мартовская Конституция 4 марта 1849 г., отдельная Венская Конституция, падение системы Маттерниха.
1851 г. - Сильвестров патент, ознаменовавший возврат к абсолютизму. Период неоабсолютизма.
После поражения в войне с Пруссией 1866 г. монархия Габсбургов превратилась в дуалистическую, в объединение двух независимых государств, королевства Венгрии и Австрии. Были созданы три общих министерства: иностранных дел и императорского дома, военное министерство и министерство финансов. Для общих финансов была установлена так называемая квота, которая учитывала различную экономическую структуру и тем самым различные налоговые поступления обеих половин государства.
Был учрежден рейхсрат - двухпалатный законодательный орган.
27 октября 1867 г. - Основной закон государства, включенный впоследствии в Декабрьскую конституцию 1867 г. В конечном счете, перечень прав человека представляет собой список запретов для государства (тайна переписки, право полного и беспрепятственного пользования жильем, право на рассмотрение дела в суде и т. д.).
1867 г., 1874 г. - конфессиональные и церковные реформы.
1897 г. - избирательная реформа в Австро-Венгрии.
Экономика
XVIII в.: политика меркантилизма; развитие мануфактурного производства. С целью защиты мануфактурного производства в рамках политики меркантилизма принимались такие меры, как запрет на перемещение (для работников-специалистов), ликвидация внутренних таможен, строительство дорог, свободных торговых гаваней и внутренней системы каналов. Характерной чертой австрийского меркантилизма было сильное влияние государства на промышленное производство, поэтому его нередко называют также камерализмом. Государству приходилось создавать стимулы к основанию мануфактур: раздавать земельные участки, освобождать от налогов. Кроме того, во второй половине столетия в духе меркантилизма был преобразован целый ряд раннекапиталистических государственных предприятий, особенно в горнопромышленной отрасли (например, Иннербергский союз мастеров).
XIX в.:
В первой половине XIXв. индустриализация развивалась медленно, не в последнюю очередь, в силу препятствий со стороны государства, боявшегося концентрации рабочих и, как следствие, революции, которую те бы могли совершить. Но уже во второй половине века ход индустриализации приобрел поистине взрывной характер. Приобрели большое значение такие предприятия, как оружейное производство Йозефа Верндля, сборка железных касс на заводе Франца Вертхаймера, мебельная фабрика Михаэля Тоне, производство водонепроницаемых материалов на предприятии Иоганна Непомука Райтхоффера. Процесс индустриализации распространялся по монархии неравномерно. Там, где имелось сырье, прежде всего, уголь, она происходила быстрее, чем в других местах. Значительные территории государства, прежде всего, на востоке (королевство Венгрия, Галиция и т.д.), оставались аграрными вплоть до крушения монархии.
Владельцы предприятий и люди, отвечавшие за инфраструктуру индустриализации (банки, страховые общества, адвокатские конторы и т.д.), формировали буржуазию новый класс, представлявший собой нечто принципиально иное, чем городское бюргерство доиндустриальной эпохи.
В результате промышленной революции существенно увеличилась численность наемных рабочих. Понятие рабочий охватывало как фабричных работников, так и тех, кто занимался надомным трудом в рамках системы рассеянной мануфактуры. В более широком смысле к рабочим можно было причислить занятых на ремесленных предприятиях и в мелком производстве, а также сельский пролетариат.
Во второй половине XIX в. началась механизация сельского хозяйства, новые продукты, вроде искусственных удобрений, революционизировали производство, однако при этом скромный стиль жизни значительной части крестьян сохранился – со строгим разделением праздников и будней, труда и досуга. Еще более плачевным было положение рабочего класса. Фабрики представляли собой убогие бараки с плохими вентиляцией и освещением, о воздействии условий труда на здоровье работников никто не думал.
Культурные особенности
Сто лет с 1740 по 1848г. были отмечены воздействием сначала идей Просвещения, а на рубеже веков романтизма. С формированием культуры бидермайера, сочетавшей в себе элементы обоих направлений, возникло течение, обозначавшееся как специфически австрийская или еще специфичнее венская культура. В землях Габсбургов Просвещение проявлялось не столько в философии и культуре, сколько в практических нововведениях. Финансовые и юридические реформы просвещенного абсолютизма были выражением этой духовной ситуации в той же мере, в какой и основательное преобразование системы просвещения.
С 1774 г. (в Венгрии – с 1777-го) начальное образование было объявлено обязательным. При Марии Терезии были внесены либеральные изменения в уставы австрийских университетов, высшая школа вышла из-под влияния иезуитов, господствовавших в ней в первой половине XVIII в., была расширена учебная программа, появилось несколько новых учебных заведений, в том числе военные – Терезианум, инженерная, артиллерийская академии и др. Были основаны Рыцарская академия, Восточная академия изучения языков, Коммерческо-чертежная академия, Реальная торговая академия, Школа врачебного и кузнечного ухода за лошадьми, Венская академия гравюры на меди и др.
В 1781 г. Иосиф II издал о веротерпимости и упразднил те монастыри и духовные ордена, которые не способствуют делу народного просвещения или призрения больных.
В начале 18 в. широкое распространение получил балет «масок». В балетных интермедиях, оперных спектаклях сочетались элементы итальянской комедии дель арте и северного, в частности нидерландского, фарса. В 1741 г. в Вене открылся «Королевский театр при дворце», получивший название «Бургтеатра». Славу «Бургтеатра» и его значение в развитии австрийской театральной культуры определили многие поколения актёров, создавших подлинно реалистические традиции австрийского театрального искусства. В 1778 г. при «Бургтеатре» была открыта актёром И. Мюллером первая театральная школа. В 1778 г. основан Придворный национальный оперный театр. В 1869 г. была открыта Венская придворная опера.
На художественном рынке XVIII в. доминировали академии, которые нередко противились прогрессивным тенденциям. Выдающимися примерами венского классицизма считались работы Антонио Кановы (в Вене – статуя Тесея в Художественно-историческом музее и надгробье эрцгерцогини Марии Христины в Аугустинеркирхе). Самым значительным представителем этого течения был Франц Антон Цаунер (главная работа – конная статуя Иосифа II на Йозефсплац). В живописи возобладал историзм, отмеченный воздействием классицизма. Оба его главных представителя, Фридрих Генрих Фюгер и Иоганн Баптист Лампи, писали, прежде всего, портреты и картины на исторические сюжеты. Их оппонентами считали себя назарейцы, обращавшиеся, в первую очередь, к религиозной тематике. Это направление представляли Йозеф Фюрих (главная работа – роспись Альтлерхенфельдкирхе) и Леопольд Купельвизер (главная работа – роспись церкви Яна Непомука на Пратерштрассе). Другой подход к романтизму воплощал Мориц фон Швинд, охотно обращавшийся к темам из раннего немецкого средневековья.
В пейзажной живописи некоторые художники отдавали предпочтение мрачным настроениям и особенно охотно писали грозу и бурю. Два наиболее выдающихся пейзажиста – мастера старой венской школы Фридрих Гауэрман и Фердинанд Вальдмюллер, реалистически изображавшие пейзажи окрестностей Вены или Зальцкаммергута.
На развитие искусства оказывала сильное влияние салонная культура. Именно в салонах создавали себе имя писатели и художники, и именно там они могли устанавливать контакты друг с другом. Многие представители буржуазии любительски занимались искусством, причем термин «любительство» употребляется в данном случае в положительном смысле, означая «из любви к искусству». Живопись и рисование, стихосложение и музицирование были в буржуазной среде излюбленными формами досуга. Дома буржуазии обставлялись красивой мебелью и другими предметами, делавшими жилье более уютным. В первой половине XIX в. расцвело изготовление шлифованного и расписного стекла, а также производство посуды и статуэток из высококачественного фарфора.
Середина 18 в.ознаменовалась сильнейшими сдвигами во всех областях музыкального творчества Австрии. Г. Муффат, Г. К. Вагензейль, М. Монн, И. Г. Рёйтер содействовали развитию инструментальных жанров - сонаты, сольного концерта, симфонии. В 1752 возникло первое объединение любителей музыки - аристократов, устраивавшее открытые симфонические и вокальные концерты на сцене "Бургтеатра". В 1771 по инициативе Ф. Гасмана было основано Общество музыкантов, объединившее венских профессионалов.
Во 2-й пол. 18 в.в Австрии сформировалась венская классическая школа. Представители её - Й. Гайдн, В. А. Моцарт и Л. Бетховен, а также их непосредственный предшественник К. В. Глюк. Выдающимся выразителем романтического направления в Австрии стал Ф. Шуберт, в творчестве которого искусство песни достигло своей вершины.
В 1-й пол. 19 в.танцевальная музыка Австрии превратилась в особую ветвь профессионального искусства. Родоначальниками её явились композиторы и дирижёры венских бальных капелл - Й. Ланнер, семья Штраусов - И. Штраус-отец, И. Штраус-сын и Э. Штраус; О. Штраус.
Философия и литература
Литература XVIII в.:
С середины века в Австрии распространяются идеи Просвещения. Однако в Австрии Просвещение лишено революционности, характерной для французского. Война с революционной Францией усиливает волну монархистских и националистических настроений в литературе.
Сентиментализм — поэзия М. Денис (1729-1800): религиозные оды; творчество прозаика И. Фриделя (1751-1789): романы «Элеонора, истинная история в письмах» (1780) и «Карл и Клерхен» (1781).
Национальные традиции — сатирические сочинения писателя и драматурга П. Вейдмана (1744-1810): «Фабрикант» (1772), «Иоганн Фауст» (1775), «Война попов» (1776), «Битвы монашек» (1782), творчество Ф. Хафнера (1736-64): «Все военные стихи», «Шутливые и серьезные песни» (1770).
Литература XIX в.:
Литература первой половины века развивается под знаком романтизма. Наполеоновские войны литературное направление, обратившееся к национальному прошлому Австрии и воспевавшее ее былое величие: в 1807 историк И. Хормайр издал сборник «Австрийский Плутарх», где поместил биографии австрийских государственных деятелей, призывая писателей брать сюжеты из отечественной истории. Его призыву последовала Каролина Пихлер (1769-1843), автор исторических романов «Графы фон Гоэнберг» (1811), «Осада Вены в 1683» (1824), а также драм на патриотические сюжеты («Рудольф Габсбургский», 1818, и др.).
В духе романтического «народничества» писал И. Н. Фогль (1802-1866), прозванный «отцом австрийской баллады», издатель сборника «Австрийский волшебный рог» (1834). С выступлением крупнейшего драматурга Ф. Грильпарцера (1791-1872) романтизм приобретает национально-самобытный характер. Грильпарцер создает драмы на античные, мифологические и исторические сюжеты, вкладывая в форму трагедии классицизма новое, романтическое содержание («Сафо», 1818; «Счастье и падение короля Оттокара», 1825; «Волны моря и любви», 1840).
Развитие капитализма вызывает либеральную реакцию литературной жизни Австрии, в произведениях содержатся злободневная политическая критика, требования буржуазных реформ: драматург Э. фон Бауэрнфельд (1802—1890): «Буржуазное и романтическое» (1838), «Совершеннолетний» (1849); поэт А. Грюн (1806-1876): «Прогулки венского поэта» (1831); драматург И. Н. Нестрой (1801-1862): «Злой дух Лумпацивагабундус» (пост. 1833), «В подвале и в первом этаже» (1838), «Свобода в Медвежьем углу» (1849.)
После революции 1848 в австрийской литературе усиливаются тенденции критического реализма: А. Штифтер (1805-1868): сборник рассказов «Цветные камни» (1853), роман «Бабье лето» (1857); Л. Анценгрубер (1839-1889): «Священник из Кирхфельда» (1870), «Крестьянин-клятвопреступник» (1871), «Пятно позора» (1876). Изображается жизнь крестьян и мещанства, вскрываются глубокие социальные противоречия австрийской действительности, обличается лицемерие церковников и пагубное воздействие буржуазной цивилизации на мораль.
Конец 19 в. ознаменован развитием в натурализма и различных субъективистских течений. Берта фон Зутнер (1843—1914) издает в 1889 роман «Долой оружие», где натуралистически изображает ужасы войны. Прозаик и драматург Г. Бар (1863—1934) в своей работе «Преодоление натурализма» (1891) провозглашает новые литературные направления — импрессионизм, неоромантизм — и становится во главе группы писателей-модернистов «Молодая Вена».
Философия:
Философская полемика никогда не была в Австрии чисто академической: к ней постоянно примешивалась политическая и культурная борьба «австрийского» и «германского».
Популяризатором кантовской философии был австриец Карл Леопольд Рейнгольд (1758—1823), который не только написал целую серию работ, посвященных комментариям и рассуждениям по поводу Канта, включая «Письма о кантовской философии» (1786), но и постоянно выступал с лекциями, обращая в кантианство сотни студентов. Он был создателем философской концепции "элементарной философии" (истолкование кантовского критицизма с помощью утверждения о неразрывной связи субъекта и объекта).
Австрийскую философию в большей степени занимал аспект противопоставления веры и знания. Раннее увлечение Кантом в Австрии можно назвать скрытой реформацией в области католически укорененной метафизики. Католическое мировосприятие оказалось для австрийской культуры ценностно образующим фундаментом, позволявшим наглядно представлять собственную уникальность в пределах региона.
1. Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика / пер. с нем. В. А. Брун-Цеховского, О. И. Величко, В.Н. Ковалева – М.: Весь Мир, 2007. – 512 с.
2. Исламов Т. М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI–XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. № 3. – С. 11–40.
3. Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. – М.: Сов. Энцикл., 1962–1978. – Т. 1: Аарне – Гаврилов / Гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Сов. энцикл., 1962. – 1088 с.
4. Пристер Е. Краткая история Австрии. – М.: Издательство иностранной литературы, 1952. – 510 с.
5. Рыжов К. Все монархи мира. Западная Европа. – М.: Вече, 1999. – 656 с.
6. Хобсбаум Э. Век революции. Европа 1789-1848 / Пер. с англ. Л. Д. Якуниной. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 477 с.
7. Хобсбаум Э. Век капитала. 1848-1875. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 480 с.
8. Хобсбаум Э. Век империи. 1875-1914. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 512 с.
9. Черепанова Е.С. Кантианство и критика философии И.Канта в истории австрийской философии// Кант между Западом и Востоком. Труды международного семинара и международной конференции. Под ред. В.Н. Брюшинкина. – Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. – C. 117 – 122.
10. Черная Е., Розеншильд К. Австрийская музыка // Музыкальная энциклопедия. T.I. – М.: Советская энциклопедия, 1973. – Клн. 33-44.
11. Шимов Я. Австро-Венгерская империя. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608 с.