Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Дарья Тонких. Османская империя

18/4/2015

10 Комментарии

 
Региональные особенности культуры  Османской империи XVIII-XIX вв.

Главные исторические события

-Великая Турецкая война 1683—1699 гг.

-Карловицкий мир 1699 г.

-Русско-турецкая война 1686—1700 гг.

-Константинопольский мирный договор 1700 г.

-Участие в Северной войне  1700  -1721 гг.

-Русско-турецкая война 1710—1713 гг.

 -Прутский поход  1711 г.

-Адрианопольский мирный договор 1713 г.

-Турецко-венецианская война 1714—1718 гг.

-Австро-турецкая война 1716—1718 гг.

-Пожаревацкий мир 1718г.

-Русско-турецкая война (русско-австро-турецкая) 1735—1739 гг.

-Белградский мирный договор 1739 г.

Попытки реформ 1757—1839 гг.

-Русско-турецкая война 1768—1774 гг.

-Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774г.

-Русско-турецкая война 1787—1791 гг.

-Ясский мирный договор 1791 гг.

-Первое сербское восстание 1804—1813 гг.

-Русско-турецкая война 1806—1812 гг.

 -Бухарестский мирный договор 1812 г.

-Венский конгресс 

1814-1815 гг. 

-Русско-турецкая война 1828—1829 гг.

-Адрианопольский мирный договор 1829 г.

-Греческая война за независимость

1821 -1830 гг.

-Наваринское морское сражение 1827 г.

-Лондонский протокол 

1830 г.

- Танзимат 1838-1876 гг.

-Крымская война 1853—1856 гг.

-Парижский мирный договор 1856 г.

-Сербско-турецкая война

1876-1878 гг.

-Черногорско-турецкая война 1876-1878 гг.

-Русско-турецкая война 1877—1878 гг.

-Сан-Стефанский мир 

1878 г.

-Берлинский конгресс

1878 г.

-Берлинский трактат 

1878 г.

-Первая греко-турецкая война в 1897 г.

 
Главные исторические события

-Великая Турецкая война 1683—1699 гг.

-Карловицкий мир 1699 г.

-Русско-турецкая война 1686—1700 гг.

-Константинопольский мирный договор 1700 г.

-Участие в Северной войне  1700  -1721 гг.

-Русско-турецкая война 1710—1713 гг.

 -Прутский поход  1711 г.

-Адрианопольский мирный договор 1713 г.

-Турецко-венецианская война 1714—1718 гг.

-Австро-турецкая война 1716—1718 гг.

-Пожаревацкий мир 1718г.

-Русско-турецкая война (русско-австро-турецкая) 1735—1739 гг.

-Белградский мирный договор 1739 г.

Попытки реформ 1757—1839 гг.

-Русско-турецкая война 1768—1774 гг.

-Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774г.

-Русско-турецкая война 1787—1791 гг.

-Ясский мирный договор 1791 гг.

Политическая система

  Практически с момента своего государственного определе­ния (XV в.) Османская империя приняла вид абсолютной монархии. 

  Падишах (великий шах, великий государь) или султан -глава государства, носящий официально титул .Употребляется и титул хана. Престол переходит не от отца к сыну, а к старшему в роде Османа.

  Двор султана  -важная часть высшей администрации   (уже в XV в. он насчитывал до 5 тыс. слуг и управителей). Двор подразде­лялся на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские по­кои). Внешнюю возглавлял управитель (глава белых евну­хов), который был практически министром двора и распоряжался имуществами султана. Внутреннюю – глава чёрных евну­хов, который был особо приближенным к султану.

   Центральная администрация империи сложилась в сер. XVI в. Её главной фигурой был великий визирь, пост которого был учреждён с самого начала династии (1327). Великий визирь считался как бы государственным заместителем султана (к религиозным вопросам он касательства не имел). Он практически располагал самостоятельными государ­ственными полномочиями (кроме законодательных); ему подчиня­лись местные правители, воинские начальники и судьи.

Кроме великого, высший круг сановников составляли простые визири (число их не превышало семи). К XVIII в. визири (считавшиеся как бы заместителями великого визиря) обрели устойчивые специализи­рованные полномочия: визирь-кийяши был делопроизводи­телем великого визиря и уполномоченным по внутренним делам, реис-эфенди ведал иностранными делами, чауш-баши начальствовал низшим административным и полицейским аппара­том, капудан – флотом и т. д.

  Диван- имперский совет ,состоящий из  великого визиря  и его помощников. Это был совещательный орган при великом визире. С начала XVIII в. Диван стал и непосредственно исполнительным органом, своего рода правительством. В него также входили двое кадиаскеров (верховных судей войска, ведавших вообще юс­тицией и просвещением, хотя и подведомственных духовной вла­сти), дефтердар  (правитель финансового ведомства; позднее их также стало несколько), нишанджи (правитель канцелярии великого визиря, первое время ведавший и иностранными делами), командующий военной гвардией – корпусом янычар, высшие воен­ные начальники. Вместе с канцелярией великого визиря, управлениями дел кадиаскеров, дефтердаров, все это составляло как бы еди­ную администрацию – Высокие врата (Баб-и али).

  Меджлис – с  конца XVIII в. совещательный Высочайший Совет  при султане ,состоящий из членов дивана, министров дворца, высших военачальников и, обязательно, наместников отдельных областей. Собирался он от слу­чая к случаю и никаких определенных полномочий не имел, а был как бы выразителем мнения правительственной и военной знати.

  Шейх-уль-ислам (пост учрежден в 1424 г.) возглавлял духовно религиозную часть государственных дел. Он возглавлял все сосло­вие улемов (мусульманских священнослужителей, куда также относились судьи –кади, богословы и правоведы – муф­тии, преподаватели духовных училищ и др). Однако в турецком государстве (в отличие от хали­фата) мусульманское духовенство стояло под верховной властью султана, и шейх-уль-ислам назначался султаном(отражение тюркско-монгольской традиция власти).

  В Османской империи было 3 судебных системы: первая — для мусульман, вторая — для немусульманского населения (во главе этой системы стояли иудеи и христиане, управлявшие соответствующими религиозными общинами) и третья — так называемая, система «торговых судов». Вся эта система управлялась кануном — системой законов, основанной на доисламских Ясе и Торе. 


Экономика

Дефтердар –управлял финансовой администрацией.Он находился в подчинении у великого визиря.
  По мере расширения империи число дефтердаров возросло. Во все времена главный дефтердар нес главную ответственность за все финансовые операции. В его обязанности входили подготовка годового бюджета него представление, а также доклад о жаловании военным лично султану.


   Вплоть до последней четверти ХVIII века в Османской империи было два казначейства: внешнее , в котором собирались доходы государства и из которого производились расходы - резервное.

   В период правления Селима III (1789--1807 гг.) увеличилось число казначейств. Главная их задача состояла в финансовом обеспечении заново создаваемой армии.Прежде всего, учредили специальное казначейство irad-i cedid (буквально: новые источники дохода), с тем чтобы оплачивать расходы на заново созданную армию, а также военные кампании.      

  Еще одно вновь созданное  казначейство называлось Зерновым. Его обязанностью было обеспечивать более регулярное снабжение зерном столицы и армии.

 

  Еще одно казначейство, Терсейн, официально начало функционировать в 1805 году. Оно занималось, главным образом, счетами государственных верфей.

  В мае 1840 года все казначейства были подчинены министерству финансов, и с того времени существовало уже только одно казначейство и единый бюджет.
Доходы, поступавшие в казначейство, включали доходы, собираемые заново созданными конторами по сбору налогов, таможенные сборы, торговый налог, налог на алкогольные напитки и т.д.


   Османская империя предпочитала иметь единое казначейство, пока государство было способно держать под своим контролем периферию.

   До ХIХ века в Османской империи не было банков в современном понимании этого слова. Однако, были ростовщики, банкиры, кредиторы, религиозные фонды и т.п, которые выполняли все банковские кредитные транзакции в империи.

  В I847 году правительство позволило банкирам Галаты создать Банк Дерсаадет (известный как Стамбульский банк), который впервые начал осуществлять международные платежи Османской империи.

  В 1856 году был создан Османский банк совместно с французским и британским капиталом, а в 1863 году он частично принял на себя функции Центрального банка, став государственным Имперским Османским банком.

  Экономическая политика Османской империи поставила страну в зависимость от европейцев и привела к ее упадку.


   Османское государство было движущей силой накопления иностранного капитала в стране и процесса интегрирования османской экономики в мировую экономическую систему. Проблема была в том, что развитие экономики в Османской империи не привело к индустриализации страны. Государственная экономическая политика была направлена на то, чтобы обеспечить снабжение необходимыми товарами, независимо от их происхождения, и увеличить государственные доходы.


Культурные особенности

Язык.

  Единый язык на территории империи отсутствует, в ходу около ста языков и диалектов разных языковых семей (индоевропейской, алтайской, семитекой, кавказской и т.д.).

  Помимо арабо-язычного населения, большинство жителей империи — особенно в балканских регионах и, в Анатолии — вне зависимости от принадлежности к исламу, владело турецко-османским языком, который был языком господствовавшего класса. Это язык правящей элиты, и потому самый распространенный язык общения, используемый, например, при заключении рыночных сделок, в лавочной торговле.

Образование.

 Традиционная система образования включала в себя мектебы (начальные школы) и медресе (аналог высшего учебного заведения), которые располагались при мечетях.Медресе готовили  не только управленцев, но и специалистов в разных областях знаний, например,  врачей и архитекторов. Выпускники этих медресе после окончания обучения обычно поддерживали связи между собой и помогали друг другу.

  В ХIХ веке эта система  была подвергнута кардинальному реформированию. Выпускники европейских – немецких и французских учебных заведений подготовили эпоху реформ Османской империи –танзимат, которая была объявлена соответствующим указом султана в 1839 году и  в ходе которой были образованы министерства на европейский манер, в том числе и министерство образования (1847 год).

   В стране одновременно существовало несколько систем образования: традиционная (мектебы и медресе), учебные заведения, возникшие в ходе реформ и школы, находящиеся на содержании религиозных меньшинств, которые имели свои собственные программы, преимущественно конфессионального обучения и в которые Османское государство не вмешивалось.

Религия.

  Империя управлялась по модели «национальной системы», отличительной особенностью которой являлось предоставление каждому народу права жить согласно их религиозным положениям, более того, применять правовые аспекты своей веры в жизни. Упомянутые в Коране как «люди Писания» христиане и иудеи обрели на землях Османской империи спокойную и мирную жизнь, защиту и свободу вероисповедания.

  Причиной тому было то, что Османская Империя, несмотря на исламское правление, не ставило своей целью насильственной исламизации всех подданных империи. Более того, Османское государство внимательно следило за тем, чтобы все подданные государства обладали равными правами, обеспечивали немусульманам безопасность, спокойную и справедливую жизнь на своих землях, с тем, чтобы последние не испытывали никакого недовольства правлением мусульман.

Искусство.

  Территории, которые входили в состав Османской империи, в основном, являлись прибрежными районами Средиземного и Чёрного моря. Соответственно, культура этих территорий была основана на традициях местного населения. После захвата новых территорий в Европе, турки перенимали некоторые культурные традиции завоёванных областей (архитектурные стили, кухня, музыка, отдых, форма правления). Межкультурные браки сыграли большую роль в формировании культуры османской элиты. 

  Османская художественная культура развивается прежде всего в мастерских имперского дворца в Стамбуле.  Художники и ремесленники работают в первую очередь на удовлетворение потребностей султана и двора. Во этом ремесленническом мире важнейшее место принадлежит изготовлению книг, каллиграфии ,миниатюре, архитектуре, ткачеству , керамике и  металлургии.

 
Философия и литература

   В начале XVIII в. в связи с резко изменившим, международным и внутренним положением империи сложилась благоприятная обстановка для введения турецкого книгопечатания. Набор первой книги начался 16 декабря 1727 г. - эта дата вошла в историю как начало книгопечатания на турецком языке в Османской империи. Первой турецкой печатной книгой (она вышла в свет 31 января 1729 г.) был двухтомный арабско-турецкий толковый словарь Джевхери, написанный еще в X в. и переведенный на турецкий язык в XVI в.

  Два литературных жанра пользовались особым уважением турок: поэзия и история.

 В начале XVIII в. произошло глубокое обновление османской поэзии благодаря поэту Ахмеду Не-диму (1681—1730 ).Последние десятилетия XVIII в. были, однако, отмечены творчеством другого талантливого поэта Галиб Деде (Шейх Галиб) (1757—1799), который считается последним истинным поэтом Османской империи. В любовной поэзии особое место принадлежит Фазиль-бею (1757—1811).

   Имела в Империи место и женская поэзия, но она ограничена пределами гарема и почти не была известна вне его, среди литературной публики, которая была в основном мужского пола. Назову в качестве  примера поэмы Зюбейде Фитнат Ха-нум (ум. в 1780 г.).

   В XVIII в. наблюдается активность в дипломатических отношениях Турции с иностранными государствами. Самыми известными трудами в этой области являются мемуары Иирмисекиз Мехмеда Челеби (ум. в 1732), работавшего во Франции в 1720— 1721 г., и Ахмеда Ресми (1700-1783), посла в Вене в 1757-м и в Берлине в 1763 г.

   Начиная с XVIII века Османы стали активно вовлекаться в западную цивилизацию. Началом развития этого этапа в литературе считают дату издания газеты «Терджуман-ы Ахвал» (1860 год). Она была первым частным и независимым изданием. В период конституционных реформ известными стали писатели Намык Кемаль, Шинаси, Ахмет Митхат, Зия Паша, Махмуд Экрем, Абдульхак Хамит, Сами Пашазаде, Сезаи.

  С 1891 по 1944 год в Стамбуле выходил литературный журнал Serveti fünun (Богатство наук), вокруг которого группировались молодые писатели, создавшие «новую литературу» и имевшие западническую ориентацию. В журнале выходили критические статьи, эссе, посвящённые историческим личностям, переводы французской классики, новая европейская поэзия, турецкие стихи, написанные верлибром, иллюстрации из различных европейских журналов, турецкие романы .

Список литературы:

-История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол: Г. П. Бердников (гл. ред.), А. С. Бушмин, Ю. Б. Виппер (зам. гл. ред.), Д. С. Лихачев, Г. И. Ломидзе, Д. Ф. Марков, А. Д. Михайлов, С. В. Никольский, Б. Б. Пиотровский, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко, Е. П. Челышев. — М.: Наука, 1983—1994. 


-Всеобщая история государства и права.  В 2-х т. Омельченко О.А. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2000. Т.1 - 528с, Т.2 - 496с. 

- Энциклопедия Кругосвет.Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия :

http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/OSMANSKAYA_OTTOMANSKAYA_IMPERIYA.html?page=0,0

(03.04.2015)

- Турция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

- «Джейсон Гудвин "Величие и крах Османской империи: Властители бескрайних горизонтов"»: Азбука-Аттикус, КоЛибри; Москва; 2012

- Экономика Османской империи в период ее превращения в периферию Запада, 1700—1914. Статья Кемаля Чичека из книги «Российская империя в сравнительной перспективе» (М.: «Новое издательство», 2004). 

http://www.osmanenerbe.ru/finansyi/ekonomika-osmanskoy-imperii-v-period-ee-prevrashheniya-v-periferiyu-zapada-1700-1914.html
(06.04.2015)


-  Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с

-Европейские заимствования в изобразительном искусстве и архитектуре:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st007.shtml

Начало турецкого книгопечатания:

http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000062/st008.shtml

(03.04.2015)

 

10 Комментарии
ТВА
18/4/2015 13:50:45

Прочитала с большим интересом

Ответить
Махмудова Фатима.
23/4/2015 11:57:14

Самая интересная, на мой взгляд, таблица. Очень хорошая информация, полная и исчерпывающая. Понравилось то, что в разделе "Культурные особенности" ты выделила подтемы, это очень удобно. С помощью таблицы можно будет очень упростить подготовку к экзамену, в котором будет затронута тема Османской Империи.

Ответить
Владимир Караев
25/4/2015 10:47:02

Очень хорошая таблица! Идея с подтеками прекрасная. Хочется поворчать, но не к чему придраться. Спасибо!

Ответить
Наталья Шурдукова
26/4/2015 06:06:59

Даша, спасибо за таблицу! Хотелось бы чуть больше информации про эпоху реформ. А в целом, доступно, полно, интересно.

Ответить
Валерия Столяренкова
26/4/2015 14:27:31

Хорошая таблица, спасибо!

Ответить
Алексей Драчев
1/5/2015 05:42:41

Очень хорошая таблица, спасибо! Некоторые замечания:
В разделе об исторических событиях сплошные войны и договоры, можно было бы добавить что-нибудь еще. И, если уж говорить о войнах, то воевали не только с Европой – там еще было много конфликтов с Египтом.
Очень понравился раздел о политической системе.
В раздел о культурных особенностях я бы добавил немного про науку, все-таки это была огромная империя.
В разделе философия и литература нет информации о философии, которая, казалось бы, должны была выработаться за довольно длительный период существования Османской империи.

Ответить
Дарья Ефимова
3/5/2015 04:27:27

Даша, таблица отличная, большое спасибо! Замечаний нет.

Ответить
Арончикова Анастасия
13/5/2015 15:11:51

Спасибо за прекрасную таблицу, Даша. Читать очень легко. Информация хорошо структурирована и представлена доступно, основные понятия выделены, что помогает при чтении. Единственное, что философии не хватило, но таблица все равно весьма хороша!

Ответить
Скробова Мария
14/5/2015 14:23:25

Спасибо за интересную таблицу! Материал хорошо структурирован и доступно изложен.

Ответить
Алексей Носков
15/5/2015 05:00:19

Познавательный текст, спасибо! Свести бы его в синхронистическую табличку, чтобы было видно параллельные культурные процессы =)

Ответить



Оставить ответ.

    Archives

    Октябрь 2018
    Сентябрь 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Март 2018
    Февраль 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Сентябрь 2017
    Май 2017
    Апрель 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Ноябрь 2016
    Октябрь 2016
    Сентябрь 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Апрель 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Июль 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014
    Июнь 2010

    Categories

    Все
    Analiticheskie Zapiski 2018
    Canvas
    Conference
    Conference 2015
    Coursera
    CURRICULUM VITAE
    Edx
    Encyclopaedia
    Fulbright
    FUN
    Iversity
    Khan Academy
    Modern Students 2014
    Preddiplomnaja2016
    Project 2015
    Project 2015 . Discription
    Soundshaft2015
    Soundshaft2016
    Sovremennye Problemy Teoreticheskoi Kul'turologii
    Spisok Literatury 2015
    Stepen' Razrabotannosti 2015
    Street Art 2018
    Tablitsa2015
    Tablitsa2016
    Tablitsa2017
    Tatiana ARTEMYEVA
    Udacity
    Udemy
    Voltaire2016
    Voltaire 2016
    Workshop2016
    XIX век
    XVIII век
    библиография 2014
    визуальная история
    Галактика Гутенберга
    Граффити
    Екатерина II
    Женское лицо российской науки
    интеллектуальная коммуникация
    Историческая персонология 2014
    история культуры Нового времени
    история культуры Нового времени
    конференция
    костюм 18 19 вв
    костюм 18-19 вв
    культурологическая экспертиза
    курсы он-лайн
    курсы топовых университетов
    лекция
    Методы изучения культуры
    Методы культуры
    Методы культуры
    методы научного исследования
    Назаренко
    практика 2014
    Практическое задание 2014
    презентация
    Просвещение
    Региональные особенности культуры
    ридер2017
    Современные проблемы науки
    Современный студент
    Современный студент глазами студента
    Степень исследованности 2014
    Страны мира в XVIII XIX
    Страны мира в XVIII-XIX
    Т.В. Артемьева
    Философия культуры
    Экспертное задание 2014
    Энциклопедизм

    RSS-канал