
В своем классическом виде энциклопедия сформировалась в Новое время, когда стал использоваться и сам термин. Немецкий литератор Пауль Скалих был первым, кто поставил это понятие в заголовок своего произведения « Encyclopaedia ; seu , orbis disciplinarum , tam sacrarum quam prophanum epistemon» («Энциклопедия, или познание мира науки не только тайного, но и явного»), выпущенного в Базеле в 1559 г. До него чаще употребляли термин «словарь» или более экспрессивные названия «зерцало», «сумма». Название Произведения Пауля Скалиха дает перевод греческого понятия «enkyklios paideia» на латинский как « orbis disciplinarum », что означает «круг знаний» [1] .
Характерно энциклопедическое сочинение Исидора Севильского (612-620 гг.) двадцатитомные «Этимологии, или Начала», включившие в себя информацию по всем основным отраслям знания, представленным в поздней античности. Способ компоновки материала «Этимологий» был основан на «извлечениях». Метод ориентации на авторитеты рассматривался в это время как универсальный и автор обзорного труда претендовал не столько на оригинальность, сколько на следование традиции. При этом Исидор пытался постичь суть исследуемых их вещей посредством филологического анализа понятий. Он полагал, что «этимология есть происхождение слов, когда сущность слова или имени раскрывается посредством объяснения» [3] . Первые три книги посвящены тривиуму (Книга I : «О грамматике»; Книга II : «О риторике и диалектике») и квадривиуму (Книга III : «О четырех математических дисциплинах») как основе европейского образования. Далее его работа посвящена медицине ( IV книга), законам и хронологии ( V книга), библиотекам и богослужению ( VI книга), церковным текстам и обрядам ( VII книга), церкви и ересям ( VIII книга). Логика первых восьми книг, предполагающая ступенчатость образования, будет лежать в основе образования в средневековых университетах. Далее книги посвящены проблемам языка и этимологии, человеку, космосу, языкам и народам, царствам и частям света, городам, архитектуре, камням и металлам, земледелию, войне, строительству кораблей, мореплаванию и изготовлению одежды, пищи и мебели [4] .
Полнота этой средневековой «базы данных» и ее значение для науки и образования, вероятно, послужили причиной того, что Святой Исидор стал покровителем Интернета в Католической церкви.
С новой силой идея необходимости фундаментального издания, могущего вместить в себя все накопленное знание, сделав вместе с тем удобным его использование, — своеобразного «интеллектуального сейфа» встала в Новое время. В 1680 г. Г. Лейбниц обратился к Людовику XIV с идеей издания энциклопедии при государственной поддержке, ибо проект казался слишком грандиозным для частной инициативы. Лейбниц выражает опасения, что развитие наук может спровоцировать ряд ложных направлений, что неминуемо вернет нас к «темным временам» невежества и заблуждений. Поэтому он предлагает извлечь квинтэссенцию из уже имеющегося знания: сделать своеобразную выжимку из лучших книг, добавить описание наиболее значимого в каждой науке. Таким образом, по его мнению, можно построить систему истинного знания. По сути, Лейбниц впервые описывает то, как должна быть организована научная энциклопедия. Лейбниц полагал, что эпоха, в которую он жил, в наилучшей степени способна к выполнению такой задачи.
В действительности эта идея была осуществлена лишь столетием позже, обретя, как это часто бывало в истории, определенные социокультурные формы. Наиболее яркую реализацию энциклопедические проекты получили в Германии, Франции и Британии.
Наиболее объемной энциклопедией XVIII века стал «Большой полный универсальный лексикон всех наук и искусств» (« Grosses vollständiges Universal-Lexikon aller Wissenschaften und Künste », 1732-1754 гг., 68 томов, 750 тыс. статей), представивший 33 различных дисциплины и вида знания, выпущенный в Лейпциге И.Г. Цедлером ( Zedler ). Общее редактирование осуществлялось также Иоганном Христофом Готтшедом ( Gottsched ) and Иоганном Генрихом Ротером ( Rother ). В настоящее время Баварская государственная библиотека в Мюнхене и Библиотека герцога Августа в Вольфенбюттеле проводят масштабный проект по его дигитализации [5] . Это была одна из первых энциклопедий, содержащая биографическую информацию о еще здравствующих людях.
Знаменитая французская «Энциклопедия, или толковый словарь наук, искусств и ремесел» («Encyclopédie, ou Dictionnaire Raisonné des Sciences , des Arts et des Métiers », 1751-1780) первоначально планировалась всего лишь как перевод на французский язык английской «Циклопедии, или универсального словаря искусств и наук» (« Cyclopaedia : or an Universal Dictionary Of Arts and Sciences », London , 1728) Эфраима Чемберса ( Chambers ) (1689?-1740) , которая была очень популярна в XVIII веке и выдержала множество переизданий. Особенностью «Циклопедии» было желание автора представить знание о мире как строгую и непротиворечивую систему. Если в графической форме древа знаний, приводимой автором, знание о мире еще похоже на систему, хотя ряд дихотомий и вызывает вопросы, то в самом тексте жесткая систематизация выглядит неубедительной и слишком сложной. К середине XVIII в. информация, приведенная во многих статьях, сильно устарела. Все это заставило французских издателей значительно расширить и даже принципиально изменить первоначальный замысел. Решено было не переводить Чемберса, а осуществить собственный проект, основанный на другой концепции знания и принципиально ином видении мира.
Французская энциклопедия собрала вокруг себя целое созвездие философов и ученых. Кроме Дидро и Д’Аламбера в ее издании приняли участие Вольтер, Гольбах, Тьерри, Мармонтель, Руссо, Монтескье и др. Однако не столько энциклопедические статьи высокого уровня делали «Энциклопедию» привлекательной, сколько общий принцип, положенный в ее основание и сформулированный Дидро в «Проспекте» и «Предварительном рассуждении». Дидро пишет о том, что первым шагом к созданию энциклопедии является составление «генеалогического древа всех наук и всех искусств, которое показывало бы происхождение каждой отрасли наших знаний, их взаимную связь на общем стволе и позволяло бы нам припоминать различные статьи по их названиям» [6] . За основу Дидро берет знаменитую классификацию наук Бэкона, сформулированную им в трактате «О достоинстве и преумножении наук». Бэкон соотносит виды знания с тремя духовными способностями человека: памятью ( memory), воображением (imagination) и разумом (reason ). Памяти соответствует история, воображению — поэзия, а разуму — философия, которая понимается Бэконом как наука вообще. Эта схема полностью принимается Дидро, но развивается им в соответствии с его рационалистическими и антиклерикальными установками. Все сферы знания, включая теологию и даже Священное писание, подчиняются у него философии. Это отличие заключается главным образом в том, что стволом, из которого произрастает густая поросль ветвей и листьев, является философия, в то время как предшествующие классификации сакрализовали само знание, предполагая, что оно носит универсальный, вечный и неизменный характер. Таким образом, божественному знанию была противопоставлена просветительская философия.
Успешное плодоношение древа продолжалось недолго. Уже в XIX веке французская «Энциклопедия» утратила свое символическое значение и превратилась из орудия познания мира в памятник ушедшей эпохи, в то время как другие, гораздо более скромные издания становились все более востребованными и актуальными. Одно из них — « Encyclopaedia Britannica ». Задуманная издателями как национальное и коммерческое издание, она стала «королевой энциклопедий», международным справочником, одним из наиболее авторитетных в современном мире.
Издание « Encyclopaedia Britannica » начло осуществляться в конце 1760-х гг. в столице Шотландии Эдинбурге, родном городе издателей, которыми были гравер Эндрю Белл ( Bell ) и печатник Колин Макфаркар ( Macfarquhar ) . Издатели были воодушевлены примерами словаря П. Бейля, и « Энциклопедией» Дидро и Д’Аламбера. В качестве редактора был приглашен Уильям Смелли ( Smellie ), также уроженец Эдинбурга. Издание было осуществлено в 1771 г в трех томах, содержавших 2391 страницу.
«Британская энциклопедия» принципиально отличались от энциклопедий и словарей, ей предшествовавших. Дело не только в новом знании, но в самом принципе его «квантования». Издатели отказались от «философского метода» соотношения статей в соответствии с логикой развития наук и перешли к формальному, но более эффективному способу построения — алфавитному. Это свидетельствовало как о предельном развитии эпистемы классической эпохи, так и о попытке преодоления нового гносеологического кризиса.
Издатели «Британники» постоянно пересматривают и дополняют каждое новое издание, что, кстати, совсем не обязательно делает его полнее и лучше, так как каждая новая статья заставляет сокращать уже существующие. С точки зрения подбора авторов, качества статей, охвата различных аспектов человеческих знаний, новизны информации самым удачным считается не последнее, а 11-е издание «Британники» ( вышло в 1910-11 гг. в издательстве Cambridge University Press в 29 томах). Сегодня с ней можно познакомиться на http://encyclopedia.jrank.org.
«Британская энциклопедия» и в дальнейшем эволюционировала не как система наук, а как описание уже известного знания, разрабатывая и развивая не принципы классификации, а научный аппарат.
За несколько первых лет своего существования «Британника» сильно изменилась. Из компилятивного трехтомника, пропагандировавшего шотландскую идеологию «британскости», она превратилась в солидное многотомное интернациональное издание (в XX веке ее издание переместилось в США, а авторами стали ученые из более чем 100 стран), знакомящее с передовыми достижениями науки и техники, активно использующее современные электронные технологии. Так, последнее, исправленное издание (включающее статьи типа «post-traumatic stress disorder», «bird flu», «virtual reality» и «intelligent design») содержит более 44 миллиона слов и 100 000 статей в 32 томах. Направление ее эволюции дает возможность проследить эпистемологические установки и ценностные доминанты энциклопедизма как социального феномена, его связь с национально-культурными реалиями. В настоящее время «Британнику» можно найти в Интернете на http://www.britannica.com. Это платный ресурс, хотя несколько строчек начала каждой статьи можно увидеть бесплатно. Можно также подписаться на бесплатный просмотр ресурса в течение недели.
Знаменитую энциклопедию Дидро и Даламбера можно найти на сайте университета Чикаго http://portail.atilf.fr/encyclopedie/.
Сравнивая великие энциклопедические проекты эпохи, можно заметить их особенности и принципиальные различия. « Encyclop é die » стремилась заново осветить и описать все возможные направления и проявления «наук, искусств и ремесел», оставшись историческим памятником великой, но уходящей эпохи. «Британская энциклопедия», задуманная шотландскими издателями как компилятивное и коммерческое издание, стала международным справочником, одним из наиболее авторитетных в современном мире. Она начиналась скромно, но постепенно завоевала стабильно-лидирующее положение в мировой науке. «Британника» стремилась не к оригинальности, но к фундаментальности. Это во многом определило ее успех.
Традиционный энциклопедизм использовал два метода классификации: систематический и алфавитный. Иногда их комбинировали (статьи организуются по алфавиту внутри тематических разделов). Алфавитный метод был достоянием XVIII века, эпохи фундаментальных энциклопедий, предназначенных не для последовательного, а для избирательного чтения.
Обе системы были несовершенны. Первая делала сложным поиск и предполагала, что читатель во всем разделяет или, по крайней мере, понимает систему автора, в противном случае он просто не мог бы пользоваться такой энциклопедией. Вторая делает классификацию формальной, упрощая поиск очевидных и известных вещей, но подчас не позволяет ощутить связи между ними.
На определенных этапах научного развития упорядочивание и систематизация являются необходимым и принципиальным условием для дальнейшего движения вперед. Более того, в любую эпоху этот принцип является значимой составляющей научного развития. Исторический экскурс делает понятным закономерность стремления к организации знания и поиску новых средств его распространения и хранения. В истории энциклопедизма меняется статус нового знания. Что является более важным — обладание знанием или методом , позволяющим получать знание, что должно быть содержанием энциклопедических статей — принципиально новое или хорошо проверенное старое? Эти вопросы неоднократно вставали перед авторами и издателями энциклопедий, приглашавшими авторов для написания новых статей или заполнявших страницы томов компилятивными выжимками и устаревшими, но перепроверенными фактами.
XIX век был временем фундаментальных энциклопедических изданий с хорошо продуманным справочным аппаратом и привлечением широкого круга ученых к выполнению энциклопедических замыслов. Однако традиционная форма энциклопедического описания оказалась устаревшей и не соответствующей новым формам развития науки и технологии.
Рассуждая о возможном развитии энциклопедий, Герберт Уэллс отмечал в статье для « Encyclopédie Française » в 1937 г., что современные энциклопедии соответствуют эпохе повозок и конной тяги в большей степени, нежели времени автомобилей и аэропланов [7] . Он предлагает идею «Мировой энциклопедии» — « A Permanent World Encyclopaedia », которая бы постоянно изменялась, отражая постоянный прогресс человечества, используя более современные средства, ежели простое описание, например, микрофильмирование, для хранения данных и документов. Это могло бы сделать необязательным написание специальных энциклопедических статей, так как возможности этого технического достижения, по мнению Уэллса, способны не только фиксировать, но транслировать исторические документы и демократизировать знание, делая его общемировым достоянием. Доступность информации изменит структуру и содержание образования, что в конечном счете станет основой для устранения идеологических разногласий и приведет к изменению политической системы. Эта статья Уэллса была им также опубликована в сборнике «Мировой мозг» ( World Brain . Methuen, 1938).
Десятью годами позже журналист Реджинальд Смит в своей книге « Towards a living encyclopaedia : a contribution to Mr Wells ' s new encyclopaedism » ( Andrew Dakers , 1948) пишет о необходимости «живой энциклопедии» (« living encyclopaedia ») — небольшом, динамичном, постоянно обновляющемся издании [8] .
Идея была также поддержана в издании «Международная энциклопедия объединенной науки» ( International encyclopaedia of unified science . Chicago : University of Chicago Press , 1938). Эта публикация была также реакцией на обсуждения Первого международного конгресса по объединенной науке, прошедший в 1935 г. в Париже ( First International Congress for the Unity of Science , Paris , 1935). На нем Отто Нейрат ( Neurath ), один из лидеров Венского кружка выступил с докладом «Международная энциклопедия единой науки» (« An International encyclopaedia of unified science »). Он отмечал, что энциклопедия должна быть похожа на луковицу с сердцевиной, представляющей первые два тома, которые задают тип систематизации, а дальнейшие слои нарастают по мере того, как достигается новое знание [9] . Как известно, Нейрат полагал, что в основе единства научного знания должен лежать унифицированный язык, могущий с равной адекватностью описать мир физических и социальных явлений.
Вместе с Рудольфом Карнапом Нейрат стал одним из авторов и главным редактором «Международной энциклопедии объединенной науки» («International Encyclopaedia of Unified Science»).
Новый этап развития энциклопедизма связан со следующим этапом развития технологических возможностей организации информации, позволяющая не рядоположить, а пространственно организовать информацию с помощью системы гиперссылок. В этой связи особое значение приобретают Интернет-энциклопедии и сама сеть Internet как энциклопедии нового типа.
Интернет сделал знание предельно доступными не только потому, что физически «приблизил» их к каждому пользователю компьютера, но и потому, что предложил логику их организации и систематизации. Место алфавитной классификации заняла поисковая система, дающая конкретный ответ практически на любой вопрос.
Сетевой энциклопедизм в значительной степени трансформировал традиционное представление об энциклопедии. Виртуальные энциклопедические проекты обладают рядом специфических качеств и особенностей, например, «объемностью» (одновременное существование нескольких, порой взаимоисключающих версий) и «открытостью» (система не завершена и все время пополняется новыми сведениями). Примером последней является проект «народной энциклопедии» — «Википедии» ( W ikipedia), стартовавшей в начале 2001 г., статьи которой пишутся самими пользователями более чем на 250 языках, в том числе на латыни и так называемом « Simple English ».
В основе данной энциклопедии лежит система Wiki [10] , разработанная программистом Уордом Каннингемом ( Cunningham ) в 1995 году. Она позволяет поддерживать интернет-сайты, информацию на которых можно редактировать и дополнять в онлайновом режиме. Посетитель Wiki -сайта в любой момент может изменить любую страницу, и изменения станут сразу видны всем другим посетителям. Понятие « wiki », образованное от гавайского слова « wikiwiki » — «очень быстро», вышло за рамки программного продукта и превратилось в концепцию. В определенном смысле это модель того, как возможен коллективный творческий или мыслительные процесс и создание и распространение нового знания. В сети уже был опыт подобного коллективного творчества. Так, например, создавалась операционная система Linux , известная своей надежностью и функциональностью.
«Википедия» обычно не числится среди «надежных» источников, на которые принято ссылаться в академическом мире. Это связано прежде всего с двумя факторами. Первый — это возможная вандализация текста. Техническая простота помещения в статьи «Википедии» информации позволяет недобросовестным авторам портить текст или искажать его, а также рассматривать портал проекта как свежепокрашенный забор, на котором можно написать любую глупость. Вторая — отсутствие академического ценза для авторов проекта.
Однако данные сложности решаются средствами самого Интернета. «Википедию» легко портить, но легко и приводить в порядок. Все изменения хранятся в специальной базе данных, поэтому странице можно вернуть первоначальный вид в считанные секунды. Кроме того, злостный вандал может быть нейтрализован редактором, а его IP -адрес заблокирован. Философия Вики зиждется на убеждении, что вандалов не может быть больше, чем нормальных людей, а активных создателей «Википедии» больше, чем ее врагов.
Что касается профессионализма авторов, следует отметить, что статьи «Википедии» подвергаются постоянному пересмотру и исправлению. Кроме того, «Википедия» считается «вторичным» источником и требует ссылок на рецензируемые издания. «Википедия» — это не место для оригинальных исследований и высказываний или смелых идей. Она собирает и хранит информацию, взятую из проверенных источников. По сути, статья в «Википедии» представляет собой не более, чем систему ссылок. Вики-статья должна быть нейтральной, не содержать личных мотивов и рекламы. Для обсуждения статей есть специальная страница, иногда помещению окончательного варианта статьи предшествует долгая дискуссия.
Оригинальные исследования помещаются в другом родственном проекте под названием «Викизнание» [11] .
В «Википедию» включаются только энциклопедические статьи. Другие по формату материалы могут быть размещены в братских проектах фонда «Викимедиа»: «Викисловаре», «Викицитатнике», «Викитеке», «Викискладе» (хранилище медиафайлов), «Викиновостях».
В «Викемире» запущено несколько образовательных проектов, например, коллективно создаваемый « Викиучебник » [12] , или «Викиверситет» ( Wikiversity ) [13] , представляющий собой новую форму заочного образования.
Не все участники «Википедии» удовлетворены ее качеством, они запустили новые он-лайн проекты. Ларри Сэнджер (Larry Sanger) основал « Citizendium » («Гражданская энциклопедия обо всем») (http://en.citizendium.org), а Дэнни Ву (Danny Woo) — Veropedia (http://en.veropedia.com) — online-энциклопедии, модерируемые экспертами.
Разумеется, в Сети очень много «обычных» энциклопедий, авторами которых являются профессиональные коллективы. Важно отметить, что читатель любой Интернет-энциклопедии, обращается не просто с текстом, но с гипертекстом, фактически буквально осваивая «объем», а не «область» информации, создавая предметную сетевую среду.
Сама сеть Интернет тоже может считаться энциклопедией. Но, в отличие от классической энциклопедии, информация которой концептуально оформлена и оформлена в соответствии с первоначальным замыслом, Интернет не имеет общей редакции и содержит не «обзор информации по теме», а лишь то, что вложено в него активными участниками информационного процесса. Даже «Википедия» содержит не только «белые страницы», которые организаторы проекта предлагают заполнить, но и зияющие лакуны, связанные с узкоспециализированным знанием или случайным образом не нашедшие отклика среди энтузиастов. В отличие от энциклопедии или справочника, логика построения которого может быть прихотливой до потери здравого смысла, для поиска в Сети можно формулировать не единственный термин, а систему дефиниций и даже вопросов.
Информация, содержащаяся в Сети, может быть противоречивой, невыверенной и даже ложной. Мировая паутина не производит знание, а лишь хранит его. У нее нет Мета-редактора (разве только если мы находимся внутри Матрицы), и нельзя задать такие параметры поиска, которые принесут нам только истинное знание. Поэтому потребителю ее сокровищ предстоит самому отделять истинное от ложного и выбирать из многих стратегий единственно верную. В определенном смысле, пользователь Интернета должен обладать квалификацией, намного превышающей квалификацию читателя энциклопедии, быть экспертом, а не потребителем. Из пассивного читателя он превращается в исследователя-сотворца. Интернет не образовывает, а сопутствует образованию, помогает образовательным институтам, но не заменяет их. Если потребитель сетевого знания не соответствует новым параметрам, то проигрывает, получая вместо образования беспорядочный «набор сведений». Таковы возможности нового энциклопедизма и плата за информационный комфорт.
Путь энциклопедизма как формы универсального знания от Просвещения к эпохе Интернета имел определенную логику и не был прямым. Идущие по нему должны были все время делать принципиальный выбор, который уводил их в сторону или же давал возможность, преодолев опасное место, двигаться дальше. Сегодня мы стоим у нового поворота, за которым пути исследовательских стратегий снова расходятся.
В настоящее время поиск информации осуществляется не с помощью методологии, а с помощью технологии. Для этого используются специальные поисковые службы или сервисы, которые можно разделить на справочники (directories) — Yahoo ( www.yahoo.com ), Open Directory ( dmoz.org), About (www.about.com), Апорт (www.aport.ru), List. ru ( list.mail.ru), и поисковые системы (search engines), например, наиболее популярные — Google (www.google.com), Яндекс (www.yandex.ru), Rambler ( www . rambler.ru), MediumSEARCH.com (http://www.mediumsearch.com) и др. [14]
Справочники ( directories ) еще сохраняют некое подобие классической энциклопедии. Они имеют иерархическую систематическую структуру, позволяющую углубляться от общего к частному. Однако объем предоставляемого ими материала зависит от логики разработчиков и ограничен представлениями о предмете их создателей.
Принцип действия поисковых систем упрощенно можно описать следующим образом. Поисковый робот (слайдер) проходит по сайтам и переписывает текстовую информацию в специальную базу данных, откуда и берет впоследствии список сайтов, которые, по его логике (которая, кстати, может не соответствовать логике того, кто ищет информацию), соответствуют этому запросу. Специалисты пишут, что технически работа поисковых систем еще очень несовершенна, так как они осуществляют поиск не на всех сайтах, долго обновляют базы данных, используют несовершенные методики ранжирования и т.д.
Совершенствование поисковых систем дает возможность получить более полную информацию по многим вопросам. Но проблема заключается в том, какие вопросы можно задавать системам и по каким алгоритмам совершается отбор информации. Главные принцип действия поисковых систем заключается в анализе содержания сайтов и поиске текстов, содержащих ключевые слова. Но это слова, а не понятия! Система не понимает ни иронии, ни метафор, ни новых подходов, если они уже не заложены в сеть кем-то другим. Кроме того, коммерциализация Интернета и развитие Search Engines Optimization (SEO) сайтами, вкладывающими деньги в свое развитие, приводит к тому, что именно коммерческая информация будет всегда фигурировать на первых страницах поисковых систем.
Таким образом, «энциклопедический взгляд на мир» является результатом определенного типа рациональности, а также исторически и культурно опосредованных эпистемологических установок и технологических достижений. Если эпоха Просвещения противопоставляла хаосу накопленных знаний систематизацию и классификацию, то современный информационный космос организован другим способом. Пожалуй, наиболее принципиальным отличием является то, что он не имеет ни Творца ни Изначального плана, постоянно пребывая в состоянии изменения и развития.
Сегодня Интернет становится самостоятельным объектом исследования. В 2006 г. университет Саутгемптона (The University of Southampton) и Массачусетский технологический институт
(Massachusetts Institute of Technology) объявил об открытии нового направления — науки об Интернете ( Web Science) [15] . Не прошло и нескольких лет, как новое направление -- цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) вошла в качестве основного предмета в систему университетского образования. Новые качества информационной реальности требуют иных методов исследования, иной логики, иных ценностей. Возможно, что и конечным результатом станет не постижение истины, а создание нового мира.
----------------------------------------------------------------------
[1] Интересно, что первоначально выражение enkyklios paideia (круг знаний) имело более социальный подтекст и означало знания, принадлежавшие кругу образованных людей, позже смысл был изменен. См.: Симон К.Р. «Термины энциклопедия и свободные искусства в их историческом развитии» http://rus.1september.ru/2001/34/5_9.htm
[2] Collison R. Encyclopaedias: Their History Throughout the Ages. A bibliographical guide with extensive historical notes to the general encyclopaedias issued throughout the world from 350 B.C. to the present day . Second edition. New York & London: Hafner Publishing Company, 1966. P. 19.
[3] Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья (конец V — начало VII века). М.: Наука, 1989. http :// antology . rchgi . spb . ru / Isidorus _ Hisp / medenc . htm
[4] См. подробнее: Уколова В.И. Античное наследие и культура раннего средневековья.
[5] http :// www . zedler - lexikon . de
[6] Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера. М ., 1994. С . 44.
[7] Wells H.G. World Brain: The Idea of a Permanent World Encyclopaedia .
http :// sherlock . berkeley . edu / wells / world _ brain . html
[8] See: Collison R . Encycpopaedias: Their History Throughout the Ages. P. 19.
[9] Ibid.
[10] http://en.wikipedia.org/wiki/Main_Page
[11] http://www.wikiznanie.ru/, в английском варианте « Wikinfo », http://wikinfo.org/wiki.php? — похожий, но не тождественный проект.
[12] http://ru.wikipedia.org/wiki/Wikibooks
[13] http :// ru . wikipedia . org / wiki / Wikiversity
[14] См.: http://www.vadimstepanov.ru/library/gsengine.htm и http://www.vadimstepanov.ru/library/s_engine.htm
[15] http://www.webscience.org