Академический кабинет
  • ГЛАВНАЯ
  • КАБИНЕТ
  • ВЕБИНАРЫ
  • СОТРУДНИКИ
  • Будущие вебинары
  • КОНТАКТЫ

Академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача

25/1/2014

0 Комментарии

 
Т.В. Артемьева
Изображение
       Академическая культура -- выражение, которое чаще используют как метафору, нежели строгое понятие. Иногда его понимают в довольно узком смысле, как отличительную черту того, или иного научно-образовательного заведения («Culture of the University of Oxford»), например, в Британии и Финляндии. Исследователи этих стран, предполагают наличия множества «академических культур» [1] , каждая из которых соответствует тому или иному образовательному институту. Иногда понятие сводится исключительно к этосу научно-образовательного сообщества, или профессиональной этике.

 Jeffrey Sonnenfeld  из Yale School of Management  выделяет такие типы культуры ,  как : 
  • «Бейсбольная команда» (baseball team) -- ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за которых борются работодатели)
  •  «Клуб» (the club) --сотрудники отличаются преданностью своей организации и командной работой)
  • «Крепость» (the fortress) --сотрудники не защищены правилами и работают "как во время военных действий")
  •  «Академия» (the academy) -- долговременное сотрудничество и профессиональное мастерство. [2]
         Таким образом, академическая культура рассматривается им как готовая модель, смысл которой очевиден.
         В условиях процесса унификации образования, активизации различных форм интеллектуальной коммуникации и академической мобильности, а также принципиально международного характера науки, следует необходимость выделения феномена академической культуры как некоего общего явления, формирующегося в процессе получения образования и занятия научной деятельностью и организации в научно-образовательной сфере. 
         Феномен академической культуры исторически обусловлен (можно выявить исторические типы академической культуры). Современная академическая культура имеет международный характер. Особенностью ее организации является отсутствие «центра», она работает по сетевому принципу, что можно сравнить с Интернетом, где каждый портал, сайт, или страница – лишь ячейка в сети. Она существует независимо от других ячеек, но связана с ними. Несмотря на то, что академическая культура нацелена на производство нового знания, она достаточно консервативна. В работе Бечера и Тровлера с характерным названием «Академические племена и территории» говорится о роли «привратников» ("gatekeepers"), которые определяют ого можно допустить в сообщество, а кого -- нет. Чаще всего такую функцию выполняют авторитетные в своей области авторы, вольно, или невольно вытесняя тех, кто имеет иную научную позицию. [3] В некоторых сообществах по прежнему велика роль формальных показателей, например, количественных показателей, в оценке научного труда. Особое положение занимают независимые исследователи, или «любители» не являющиеся сотрудниками академических институтов.
           В сферу академической культуры может быть включено:
  •  Академическая деятельность – учебная и научная
  • Все виды и типы учебного процесса от чтения лекций до индивидуальной работы со студентами. Научное руководство (студентами и аспирантами), методическая работа.
  • Научная деятельность: теоретические исследования, архивные поиски, лабораторные исследования и эксперименты, опросы, полевые исследования, экспедиции и пр.
  • Академические институты (университет, научное общество, исследовательский институт, институт инновационных исследований ( advanced studies ), библиотеки и архивы, фонды, отраслевые и ведомственные центры, институты и лаборатории, виртуальные научно-образовательные порталы, рассылки и конференции и т.д.)
  • Академическое письмо (написание публицистических, популярных, научных, методических, квалификационных текстов). Это статьи, эссе, монографии, дипломы и диссертации, обзоры, отчеты, отзывы, научный перевод, публикации текстов с комментариями, составление антологий и хрестоматий и пр. Сюда же относится научное редактирование, рецензирование, написание отзывов, создание учебников, учебных пособий, компьютерных презентаций, сайтов, порталов, личных страниц и пр. Особый вид научно-преподавательской компетенции – выявление плагиата.
  •  Академическая информатика: био-библиографическая компетентность, использование каталогов, баз данных, индексов научного цитирования, виртуальных источников и библиотек, электронного поиска, в том числе поиска достоверных источников в Интернете. Осведомленность о событиях в академическом мире – интернет-рассылки.
  • Академическая коммуникация: конференционная деятельность, академическая риторика, профессиональная этика автора, преподавателя, академическое право, научно-квалификационные мероприятия (защиты дипломов, диссертаций, обсуждения книг). Ритуалы, традиции, табу, дресс-код.  Ученый в виртуальном мире: сетевой этикет («нетикет»), этика и практика электронной коммуникации. Идентификация исследователя ( Curriculum Vitae или резюме, список научных трудов,  WWW -страница и т.п.).
  • Академическая мобильность: студенческая, преподавательская, научная. Незатратные виды академической мобильности.
  •  Академический менеджмент – управление и организация академическими институтами и проектами. Академический фандрайзинг. Проектрайтинг.
  • Повышение квалификации и академического статуса (обучение в соответствующих институтах, на курсах и т.п., самостоятельная работа в международных институтах и центрах инновационных исследований ( advanced studies ), защита диссертаций, получение ученых степеней и званий).
          Список, разумеется открыт, как для дополнений, так и структурных изменений.
          Без глубокого внедрения в понимание функционирования современной академической культуры невозможна плодотворная работа и успешное обучение. Я полагаю, что следует рассмотреть возможность изучение академической культуры как отдельной дисциплины на уровне магистратуры всех специальностей. Это даст возможность подготовить компетентных членов академического сообщества, владеющих способами м методами информационного поиска, саморепрезентации, написания текстов, планирования и реализации проектов, квалификационных работ работы в международном научном сообществе, виртуальном информационном пространстве и т.п.
          При этом, методы обучения и повышения квалификации должны соответствовать современному уровню задач и возможностям их реализации. Современные средства интеллектуальной коммуникации, прежде всего виртуальной, дают для этого возможности, еще нами не исчерпанные.

[1] Jyrki Loima Academic Cultures and Developing Management in Higher Education.  http://www.vink.helsinki.fi/files/Theoria_academic.html
[2] http://managementhelp.org/organizations/culture.htm
[3] Becher Tony & Trowler Paul: Academic Tribes and Territories. Suffolk, 2001.

Опубликовано:
Академическая культура как теоретическая проблема и практическая задача// UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета/ РГПУ. - СПб., 2013. - N 1. - С. 34-36.


Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Грант №10-03-00667. Автор благодарит Коллегиум университета Хельсинки (Helsinki Collegium for Advanced Studies) за предоставленные им великолепные условия научной работы.
0 Комментарии



Оставить ответ.

    Archives

    Декабрь 2020
    Сентябрь 2018
    Август 2018
    Июль 2018
    Май 2018
    Апрель 2018
    Февраль 2018
    Январь 2018
    Ноябрь 2017
    Октябрь 2017
    Август 2017
    Июль 2017
    Июнь 2017
    Май 2017
    Март 2017
    Февраль 2017
    Январь 2017
    Декабрь 2016
    Ноябрь 2016
    Август 2016
    Июль 2016
    Июнь 2016
    Май 2016
    Март 2016
    Январь 2016
    Декабрь 2015
    Ноябрь 2015
    Октябрь 2015
    Сентябрь 2015
    Август 2015
    Июль 2015
    Июнь 2015
    Май 2015
    Апрель 2015
    Март 2015
    Февраль 2015
    Январь 2015
    Декабрь 2014
    Ноябрь 2014
    Октябрь 2014
    Сентябрь 2014
    Август 2014
    Июль 2014
    Июнь 2014
    Май 2014
    Апрель 2014
    Март 2014
    Февраль 2014
    Январь 2014

    Categories

    Все
    Advanced Studies
    Aspiranty
    Bakalavry
    Bulletin
    Chto Takoe "Institute For Advanced Studies"
    Conferences
    Consortium Of Humanities Centers And Institutes
    DAAD 2015/2016
    Digital Humanities
    Dissertacii V Otkrytom Dostupe
    E Books
    E-Books
    Elsevier
    EURIAS
    European Consortium For Humanities Institutes And Centres
    Fellowship
    Foundation
    Gatekeeper
    Grants
    Helsinki Collegium
    History Of Russia
    Humboldt Foundation
    IASH
    Job Guide
    Kak Napisat' Issledovatel'skuyu Rabotu
    Magistry
    New Europe College
    Online Library
    PhD программа
    Position
    Postdoctoral Positions
    Povyshenie Kvalifikacii
    Russian E Books
    Russian E-books
    Russian E Books2
    Russian E-books2
    Russian Science Citation Index On Web Of Science
    Scholarship
    Senior Positions
    Setevye Biblioteki Na Raznyh Yazykah
    Setevye Biblioteki Na Russkom Yazyke
    SIAS
    Society For The History Of Ideas
    Tatiana Artemyeva
    UBIAS
    Web Of Science
    Young Researchers
    аватар
    автореферат
    академическая коммуникация
    академическая коммуникация
    академическая культура
    академическая культура
    академическая мобильность
    Академическая этика
    академическое письмо
    академическое письмо
    актуально до...
    актуально до...
    археология
    аспирантура
    аспиранты
    аспиранты
    Аспиранты
    бакалавриат
    бакалавры
    бакалавры
    библиографическая ссылка
    библиографическое описание
    библиотеки
    библиотеки
    Библиотеки мира
    библиотеки России
    библиотеки России
    Бюллетень Общества истории идей
    Бюллетень Общества истории идей
    ВАК
    Википедия
    гранты
    гранты
    диссертация
    докторанты
    докторанты
    документы министерств и ведомств
    журналы
    журналы ВАК
    институты и программы повышение квалифик
    история России
    Как подготовить публикацию
    конкурс
    конференции
    конференции
    магистратура
    магистры
    магистры
    МГУ
    молодые ученые
    Общество истории идей
    Общество истории идей
    онлайн курсы
    онлайн-курсы
    оформление текстов
    повышение квалификации
    поиск электронных книг
    профессионалы
    профессионалы
    публикация
    публикация
    работа
    работа
    сетевые библиотеки на русском языке
    Социальная научная сеть
    стажировки
    стажировки
    стипендии
    стипендии
    студенты
    студенты
    Университет без границ
    фандрайзинг
    фонды
    фонды
    Циклопедия
    цитирование в диссертации
    цифровая гуманитаристика
    электронное письмо
    Энциклопедические ресурсы
    энциклопедия
    энциклопедия

    RSS-канал